Автор: Мухаметзянова Гелюся Ахияровна
Игровая деятельность
как средство развития полилингвальных навыков.
Дошкольное воспитание и обучение как первый уровень системы непрерывного образования несет ответственность за процесс социального развития личности ребенка в первые 7 лет жизни, призвано облегчить его вхождение в широкий мир и развивать внутренние способности. Также является посредником между узким семейным кругом, из которого выходит малыш и незнакомым миром, большой жизнью, к которой вскоре он должен будет приобщиться. Из этого следует, что широко обсуждаемая сегодня в нашей стране проблема реализации культурного проекта: «Триединство языков» не может обойти стороной и нас, педагогов и воспитателей, ибо сегодняшний дошкольник — завтрашний член мирового полиязычного сообщества.
Общение на любом языке требует большого словарного запаса, который накапливается в течение нескольких лет. Отсюда следует, что изучать язык следует начинать с раннего детства. Раннее изучение языков- это надежный «задел» для ребенка, способствующий облегчить процесс его обучения в дальнейшей жизни. Также изучение иностранных языков оказывает бесспорное положительное влияние на память, мышление, восприятие, воображение. Оно также стимулирует общие речевые способности ребенка.
Решение этой проблемы, в насыщенности содержания образования культурно- историческим материалом, в организации системного подхода к образовательно-воспитательному процессу, деятельности, направленной на саморазвитие и самореализацию личности ребенка. Важным аспектом при этом являются использование игровых технологий. Основной задачей в моей работе является — научить понимать обращенную речь, уметь вступать в контакт с окружающими, используя простейшие речевые средства; выражать свои мысли и впечатления; активизировать словарь; формирования произношения специфических звуков. Решению данной задачи мне помогают игровые технологии.
Поскольку наши дети маленькие, занятия у них недолговременны. Поэтому необходимо закреплять полеченные знания систематически. Работая в данном направлении, пришла к выводу, что развитию коммуникативно-языковой компетентности детей будет способствовать ежедневная игровая деятельность детей, использование речевых форм и выражений, знакомых слов в быту, в повседневной жизни.
Игра является действенным инструментом преподавания, которая активизирует мыслительную деятельность детей, позволяет сделать учебный и внеучебный процесс привлекательным и интересным, заставляет детей волноваться и переживать – это мощный стимул к овладению языком. По мнению психологов мотивация, созданная игрой, т.е. игровая мотивация должна быть представлена в учебном и внеучебном процессе наряду с коммуникативной познавательной и эстетической мотивацией.
Игра всегда предполагает принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность детей. Развивающее значение игры заложено в самой природе, ибо игра — это всегда эмоции, а там, где эмоции, там и активность и внимание, там работает мышление. Проведение их подчиняется общим дидактическим принципам от простого к сложному, от более понятного к менее понятному, от знакомого к незнакомому, является неотъемлемой частью педагогического процесса.
Применение игры на занятиях помогает, во—первых, запомнить лексику, во-вторых, закрепить навыки говорения, в—третьих, понять языковую ситуацию, в—четвертых, развивать диалогическую и монологическую речь.
Для этого провожу индивидуальное и подгрупповое общение с детьми в игровой деятельности в группе, на прогулке, в режимных моментах. Дети, играя, не замечают, что идет обучение. Например: на занятии дети учатся называть игрушки. На данном этапе использую игры: «Правильно – неправильно», «Что пропало?», «Покажи и назови» и другие. На следующем этапе побуждаю детей описывать предмет, называть цвет, считать. В игре «Покажи и назови» каждый ребенок показывает иллюстрации по темам и называет изображение на казахском языке. Эта игра многофункциональна, ее можно провести с целью закрепления всех тем. В зависимости от способностей ребенка задания могут усложняться или упрощаться. Например: слабому ребенку я называю слова, а он показывает, а сильный ребенок сам показывает и называет. Или слабый просто показывает, а сильный ребенок описывает, называет цвет на казахском языке. Часто использую работу в парах. Например: « Я назову, а ты покажи». Один ребенок называет слово по теме, а второй ребенок показывает соответствующий рисунок, игрушку. С целью закрепления пройденного материала использую напольное поле интеллектуальной и здоровье сберегающей игры ЖИПТО. Путешествие по полю позволяет уточнить уровень усвоения темы детьми, определить проблемы в усвоении того или иного ребенка. Таким образом, игры делают процесс обучения более интересным, занимательным, создают у детей бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Этому же способствует интеграция совместной деятельности в игре с преподавателем английского языка. Основу полей ЖИПТО составляют в основном сюжеты знакомых, любимых сказок детей, такие как «Колобок», «Теремок», «Репка». Образы сказочных героев способствовали формированию у детей устойчивого интереса и мотивации к изучению языков. Участвуя в игре, дети научились произносить звукосочетания с различной скоростью (быстро, медленно), пользоваться интонационными средствами выразительности речи, отработанными при заучивании ролей персонажей сказок.
С удовольствием дети рифмуют, что проявляя интерес к поэзии и литературе. В обучающих хороводах играю с детьми, используя стихи, песни, считалки, скороговорки. При этом учитываю возрастные особенности детей, опираясь на зрительную, слуховую и моторную наглядность, способствующую мобилизации разных видов памяти. Систематическая работа в этом направлении способствовала развитию у детей слухового внимания, словесно-логического мышления, чувства ритма.
Совместная работа с воспитателями тоже дает свои результаты. Во всех видах занятий они практикуют и поощряют использование детьми знакомых казахских и английских слов, выражений. Так, например, на математике дети считают на трех языках, на занятиях по экологии, ознакомлению с окружающим миром называют животных, овощи, фрукты. На музыкальных занятиях поют песенки, разучивают танцы, играют в подвижные игры разных народов. Включаясь в совместные сюжетно-ролевые игры («Семья», «Детский сад», «Магазин», «Больница» и т.д.), воспитатель использует тематические словарики, словарный запас на казахском и на английском языках: мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка и др.).
Немаловажную роль играет в развитии языков развивающая среда. В каждой группе детского сада оборудованы центры родоведения, оснащенные игровым и иллюстративным материалом: куклы в национальных костюмах, предметы быта, произведения народно-прикладного творчества. В условиях предметно-развивающей среды дети имеют возможность закреплять полученные знания и применять их в свободной деятельности, игре.
Таким образом, игры и игровые упражнения дают богатейшие возможности для активизации речи детей и формирования навыков общения на казахском, русском и на английском языках, создают поликультурное пространство в детском саду, как среды воспитания социокультурной идентификации и толерантности детей.
comments powered by HyperComments