Автор: Ольга Алексеевна Дмитриева
Дедух М. В., заведующий МАДОУ № 59,
Дмитриева О.А., учитель — логопед МАДОУ № 59,
Русинова Е.Н., воспитатель МАДОУ № 59,
г. Красноярск, РФ
Игровая развивающая галерея «ГОРОД СКАЗОК»
Аннотация
В данной статье предлагается ознакомиться с ролью развивающей среды дошкольном образовательном учреждении с использованием Игровая развивающая галерея «ГОРОД СКАЗОК».
Ключевые слова
Игровая развивающая галерея, формирование общей культуры личности детей, образовательная среда, дидактическая задача.
Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. В связи с этим, проблема организации развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении стоит особенно актуально, поскольку одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выступает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, интеллектуальных, эстетических, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходимо задействовать все территории, находящиеся в поле зрения ребенка.
Игровая развивающая галерея «ГОРОД СКАЗОК», имеющаяся в нашем детском саду, является оригинальным дизайнерским элементом образовательной среды территории детского сада дошкольной образовательной организации. Предназначена для организации дополнительного пространства для развития детской инициативы, самостоятельности детей дошкольного возраста через игру.
Огромный образовательный потенциал развивающей галереи заключается:
— в использовании объемных и плоскостных фигур (персонажи сказочных героев);
— в творческой интерпретации дидактического материала с учетом развития детей;
— в многофункциональном предназначении: обеспечивает богатство сенсорных впечатлений, стимулирует познавательную активность и творческую деятельность детей, способствует приобретению детьми опыта эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
— в разнообразном использовании: для индивидуальной работы и групповых занятий с детьми (в качестве демонстрационной основы), для самостоятельной игровой и познавательной деятельности детей.
Особенно актуально использование данного элемента образовательной среды в коррекционно-развивающей работе с учетом потребностей и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ.
Игровая развивающая галерея «ГОРОД СКАЗОК» сделана своими руками, состоит из сюжетов-конструкций сказок, представленных плоскостными и объемными фигурами. Сюжеты-конструкции сказок подобраны в соответствии с программными требованиями и отражают одну из частей сюжетной линии или последовательных сюжетных линий определенной сказки. Размер сюжета-конструкции позволяет детям играть стоя у сказочного персонажа, используя все пространство игрового поля, или сидя на ковриках-кариматах (либо стульях), в зависимости от желания и психофизиологических возможностей детей.
Таким образом, достигается свободный доступ к играм для детей, в том числе для детей с ОВЗ.
Концепция игровой развивающей галереи «ГОРОД СКАЗОК» сочетается с общим стилем дизайна территории детского сада дошкольной образовательной организации. Количество представленных материалов и оборудования, площадь, занимаемая игровой развивающей галереей «ГОРОД СКАЗОК», позволяют одновременно организовать в нем работу от одного ребенка до всей группы детей. Дети, увлеченные игровым заданием, не замечают, что они включены в процесс обучения. В игровой ситуации, выполняют дидактическую задачу, упражняясь в применении способов познавательной деятельности. Имея свободный доступ к сказочному сюжету, дети самостоятельно осуществляют выбор сказки для занятий; принимают решение заниматься одному или в паре, группе сверстников.
Образовательная деятельность с детьми в игровой развивающей галерее «ГОРОД СКАЗОК» реализуется педагогами в следующих блоках педагогического процесса:
1. Специально организованная образовательная деятельность в образовательной области «Познавательное развитие» по формированию целостной картины мира с использованием сказочного сюжета и персонажей сказок.
2. Совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстниками.
3. Свободная самостоятельная деятельность детей.
Педагоги в соответствии с календарно-тематическим планом, а также возникающими образовательными ситуациями и по инициативе воспитанников, организуют деятельность с детьми в разных формах работы и видах деятельности.
В индивидуальной работе и в совместной деятельности с дошкольниками педагог, используя возможности игровой развивающей галереи «ГОРОД СКАЗОК», дополняя его комплектами дидактических пособий, создает игровые, проблемно-обучающие ситуации в рамках интеграции образовательных областей, осуществляет индивидуализацию обучения дошкольников, особенно детей с ОВЗ; оценивает результаты или привлекает детей к самооценке.
Ожидаемые образовательные результаты: создание благоприятных условий для стимуляция познавательной активности и творческой деятельности детей; самоорганизация детей, активность детей в выборе содержания своей образовательной деятельности; приобретение опыта эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками; развитие речи воспитанников в процессе игрового взаимодействия.
Красивое цветовое решение, материал, используемый в оформлении сюжетов-конструкций создают благоприятные условия для развития детей, особенно для детей с ОВЗ. Выбор материала для оформления и изготовления обусловлен благотворным полисенсорным воздействием на детей. Яркое, радужное оформление обеспечивает богатство сенсорных впечатлений детей, несет положительный заряд энергии, настраивает дошколят на творческую и познавательную деятельность. Создание творческой атмосферы в работе педагогов. Рациональное использование пространства территории детского сада дошкольной образовательной организации.
Обогащение предметной среды игровой развивающей стены «ГОРОД МАСТЕРОВ» новыми дидактическими пособиями в рамках оптимизации коррекционного процесса.
Список использованной литературы:
1. Авдулова, Т.П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность / Т.П. Авдулова // Справочник старшего воспитателя. — 2014г. — №8.
2. Виноградова, Н. А., Микляева, Н.В. Интерактивная предметноразвивающая среда детского сада: учебное пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. — М.: Перспектива, 2011. 208 с.
3. Гогоберидзе, А.Г. Проектирование развивающей предметнопространственной среды современного детского сада / А.Г. Гогоберидзе // Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения», 2010 — № 4 с.64-70.
4. Комарова, О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями / О.А. Комарова // Справочник старшего воспитателя — 2014г. — №8.
5. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон № 273-ФЗ: [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федераций 26 дек. 2012 г.]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
6. Организация предметно-игрового пространства в детском саду: Методическое пособие / Под общ.ред. Е.О. Смирновой. – М.: АРКТИ, 2012.- 120 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – URL: https://pravobraz.ru/federalnyjgosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/