Автор: Павлова Зинаида Петровна
Игровое обучение (геймификация) как один из методов современных
образовательных технологий
Геймификация — процесс внедрения игровых элементов и механик в образовательные процессы — приобретает всё большую популярность благодаря своей способности повышать мотивацию учащихся, улучшать усвоение материала и развивать критическое мышление. Вот почему её использование становится актуальным в современной образовательной среде.
На западе и в Азии геймификация давно стала объектом многочисленных исследований и экспериментов, как в системе классического образования, так и в дополнительном образовании. Доказанная эффективность, поставила ее в один ряд с такими современными подходами, как гибкое обучение или индивидуальные траектории.
Итак 78% педагогов отмечают улучшение навыков благодаря использованию игровых технологий.
Россия подхватила всемирный тренд на геймификацию образования, которая тесно связана с интерактивностью — способностью обучающей среды реагировать на действия ученика, вступать с ним в диалог, мотивировать и вовлекать. Игровой подход широко применяется на цифровых обучающих платформах и начинает проникать не только в классическую систему образования, но и систему дополнительного образования.
Основные цели геймификации:
Главная цель геймификации — повысить мотивацию учащихся через интерактивные задания, стимулирующие активное участие и интерес к дисциплине.
А так же Геймификация помогает укрепить запоминание материала, используя повторения через игровые элементы и поощрения, что способствует долговременному усвоению знаний.
Формирование командного духа достигается за счет совместных игр и коллективных вызовов, которые развивают навыки сотрудничества и коммуникации.
Рассмотрим подробнее ключевые компоненты игрового процесса:
1. Цели и задачи
Каждый игрок имеет четкую цель, которую необходимо достичь. Это может быть победа над врагом, сбор ресурсов, прохождение уровня или выполнение миссии. Цель придает смысл действиям игрока и направляет его поведение внутри игры.
2. Механика игры
Механика определяет правила и ограничения, которым подчиняется игра. Она описывает взаимодействие между игроками и миром игры, включая управление персонажем, боевые системы, экономические модели и другие аспекты геймплея.
3. Система вознаграждений
Система наград стимулирует игрока продолжать играть и достигать новых целей. Награды могут включать очки опыта, валюту, предметы экипировки, доступ к новым областям или сюжетным линиям. Важно, чтобы система была справедливой и понятной игроку.
4. Уровень сложности
Игра должна предлагать подходящий уровень сложности, чтобы игроки испытывали удовольствие от преодоления трудностей, но не чувствовали разочарования из-за чрезмерной сложности. Балансирование уровня сложности важно для удержания интереса игроков.
5. Социальные взаимодействия
Многопользовательские игры предоставляют возможность взаимодействовать с другими игроками, создавая кооперативные или конкурентные отношения. Общение, сотрудничество и соперничество добавляют глубину игровому процессу и усиливают эмоциональную привязанность к игре.
6. Графика и звук
Высококачественная графика и звуковое сопровождение создают атмосферу и усиливают чувство присутствия в мире игры. Они также играют важную роль в передаче эмоций и создании эстетического удовольствия.
7. Личное развитие персонажа
Возможность развития персонажа путем улучшения характеристик, приобретения навыков и предметов усиливает ощущение личного роста и успеха. Этот аспект особенно важен в ролевых играх и стратегиях.
Влияние игровых моментов на психику учащихся
Повышение интереса
Игровые механики делают обучение более привлекательным, вызывая эмоциональный отклик и поддерживая заинтересованность в предмете длительное время.
Улучшение когнитивных функций
Игровые задачи способствуют развитию памяти, внимания и логического мышления, улучшая общую способность к обучению и восприятию информации.
Социальная вовлечённость
Совместные игровые активности укрепляют взаимодействие между учащимися, помогают формировать навыки командной работы и коммуникации.
Развитие креативности
Геймификация стимулирует творческое мышление благодаря нестандартным задачам, поощряя инновационные подходы и самостоятельные решения.
Использование геймификации в IT-куб г. Ядрин
Наш IT-куб активно внедряет интерактивные платформы и специализированные программные средства, что расширяет возможности технического обучения детей.
Практические занятия с использованием технологий способствуют развитию навыков программирования и алгоритмического мышления у учащихся.
Кейсы успешного внедрения технологий
Первый кейс — ПиктоМир — это специальная среда программирования, разработанная для детей младшего школьного возраста, направленная на формирование начальных представлений о программировании и алгоритмах.
Второй кейс – платформа Umaigra представляет собой метод игрового обучения (геймификацию), поскольку сочетает элементы игры и образования для достижения целей обучения.
Рассмотрим ПиктоМир как яркий пример эффективного инструмента, объединяющего игру и образование, способствующего развитию базовых навыков программирования и алгоритмического мышления.
1. Простота интерфейса: ПиктоМир имеет интуитивно понятный интерфейс, основанный на пиктограммах, что делает его доступным даже для младших школьников.
2. Игровая форма: Программа представлена в виде увлекательной игры, где дети создают собственные истории и сценарии, управляя виртуальным персонажем («Исполнителем»).
3. Элементы соревновательности: Возможность создавать проекты совместно с одноклассниками стимулирует интерес и желание учиться дальше.
4. Наглядность и взаимодействие: Ребенок сразу видит результат своей работы, что повышает мотивацию и позволяет лучше усваивать материал.
Таким образом, ПиктоМир является ярким примером эффективного инструмента, объединяющего игру и образование, способствующего развитию базовых навыков программирования и алгоритмического мышления.
Рассмотрим платформу Umaigra подробнее, почему именно эта платформа соответствует принципам игрового обучения:
Здесь так же присутствуют
1 Игровой подход
Пользователи участвуют в интересных играх и конкурсах, выполняя задания в игровой форме. Например, решение кроссвордов, головоломок и тестов помогает развивать память, внимание и мышление.
2 Имеется Система поощрений
Участники получают награды за выполнение заданий, такие как очки опыта, звания и призы. Это создает дополнительную мотивацию для активного участия и освоения материала.
3 Элементы соревновательности:
Возможность создавать проекты совместно с одноклассниками стимулирует интерес и желание учиться дальше.
4 Разнообразие форматов
Широкий спектр конкурсов и мероприятий охватывает различные дисциплины и интересы, что способствует всестороннему развитию личности.
Если ПиктоМир это уже созданный набор алгоритмических задач, то Umaigra это не только игровое обучение, но и возможность использовать эту программу как создатель или программист любой викторины или своей собственной игры. В данном случае развиваются: исследовательские навыки, формируется умения выделять главное, повышение уверенности в себе
Видя интерес сверстников к своим вопросам или к своей игре, ребенок получает позитивный опыт признания своей компетентности и значимости своего вклада. Это укрепляет уверенность в собственных силах и мотивирует продолжать развиваться.
А так же Тренировка памяти и внимания, ну и конечно же Творческое самовыражение.
Создаваемые Игры и Викторины дают простор для творчества: придумать оригинальные сценарии, оформление карточек, необычные правила игры. Таким образом, дети проявляют фантазию и раскрывают творческий потенциал.
И не мало важный момент это Практическая подготовка к будущим экзаменам и конкурсам, Фестивалям.
В этом году мы с ребятами с помощью платформы Umaigra подготовили 2 проекта на Фестиваль проектов 2025.
1 Создание онлайн игры «Роботы ПиктоМира»
2 Создание онлайн игры «Гол-Победа!» посвященной 80 лет Победы.
Ребята не только сами создали свои проекты, но и успешно их защитили.
Эффективность методов обучения: традиционный vs игровой
Сравнивая по ключевым параметрам эффективность и вовлечённость учащихся, мы видим, что Игровое обучение обеспечивает заметно лучшие результаты по всем основным образовательным показателям: Мотивация, Запоминание, Обратная связь, Командная работа.
Обратная связь и адаптация в геймифицированном обучении
Игровые элементы обеспечивают мгновенную обратную связь, которая способствует коррекции усвоения материала, позволяя педагогам своевременно выявлять и устранять пробелы в знаниях учеников.
Эффективная обратная связь повышает мотивацию учащихся, формируя у них понимание собственных успехов и областей для развития.
Регулярное использование обратной связи улучшает качество образовательного процесса, поддерживая адаптацию методов обучения к индивидуальным потребностям.
Совет по внедрению технологий
Пошаговое планирование
Для успешного внедрения новых технологий важно разработать четкий план с этапами тестирования и адаптации. Это позволяет минимизировать риски и повысить эффективность использования инноваций.
Обучение и поддержка педагогов
Регулярное повышение квалификации педагогов и обеспечение технической поддержки гарантируют устойчивое использование технологий и мотивацию к их применению в учебном процессе.
Вызов будущему: инвестиции в технологии
Активное внедрение современных технологий — необходимое условие развития педагогического мастерства и повышения качества обучения в дополнительном образовании технической направленности.