Автор: Сухорукова Евгения Сергеевна
«ТиЛи-МиЛи парашют»
Добрый день, уважаемые коллеги!
«Способ получения и развития навыков людьми. Характеризуется тенденцией к повторению и наработке жизненно необходимых рефлексов, — как Вы думаете, что это? (ответы из зала) …. Конечно игра»
Понятие «игра» включает в себя огромный спектр представлений, и разные авторы по-своему подходят к трактовке этого определения.
Так, например, согласно Д. Г. Миду игра — это процесс, в котором ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности и установки и учится исполнять определенные роли.
Н. Д. Ушинский отмечает, что «игра — развитие души»,
а Л. С. Выготский охарактеризовал игру как первую школу воспитания ребенка, как арифметику социальных отношений.
В.А.Сухомлинский говорил: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В современное детство активно внедряются новые информационные технологии. Виртуальная реальность стала частью нашей культуры, поэтому интерес к гаджетам у детей дошкольного возраста – нормальное явление. Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пелёнок начинают интересоваться современными устройствами, они становятся привычной формой досуга, источником впечатлений для ребенка. А живое общение со сверстниками уходит на второй план.
Перефразируя известное стихотворение С. Михалкова про маму, скажу: «Игры разные нужны, игры разные важны…». Потому что роль игры в развитии ребенка огромна! Она один из главных способов усвоения общественного опыта у дошкольников.
Мне необходимо было найти игровое пособие, которое увлечет, заинтересует, объединит в коллектив моих ребят, поможет сделать различные виды деятельности, более увлекательными, продуктивными, развивающими, и объединяющим всех детей группы, независимо от их индивидуальных особенностей.
Впервые «игровой парашют» я увидела на международном конкурсе в Москве, нам для развлечения предлагали с ним поиграть волонтеры, и поняла, каким универсальным пособием он является, это именно то, что я хочу показать моим детям.
Когда я его приобрела и показала воспитанникам, ему сразу было придумано название «ТиЛи-МиЛи парашют».
В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии, работающими с детьми с различными нарушениями развития. В нашей стране «Двигательный игротренинг для дошкольников» изучали педагоги Санкт-Петербурга А.А. Потапчук, Т.С. Овчинникова
«ТиЛи-МиЛи парашют» представляет собой круг из легкой ткани, который напоминает «плоский зонтик». Состоит от 4-х до 8-ми цветных секторов, у которого по периметру расположены удобные ручки. Диаметр парашюта может быть абсолютно любым, от 1 метра до 7, в зависимости от величины помещения и количества человек, принимающих участие в игре. «ТиЛи-МиЛи парашют» можно дополнять различными предметами, использовать декор (кленовые листья, снежинки, фрукты, овощи, цифры, геометрические фигуры, олимпийские кольца) в зависимости от воспитательных событий и различных видов деятельности.
Цель моей педагогической находки – создание условий для полноценного развития детей дошкольного возраста через применение развивающего пособия «ТиЛи-МиЛи парашют».
Данное пособие дает возможность эффективно организовать педагогический процесс и решать следующие задачи
— формировать двигательные навыки в основных видах движений, по сигналу выполнять различные задания педагога, вырабатывать элементарные умения согласовывать свои действия с движениями других играющих, ориентироваться в пространстве, создавать бодрое, радостное настроение;
— воспитывать положительные нравственно-волевые черты личности: активность, самостоятельность и организованность, навыки сотрудничества, повышать стрессоустойчивость, эмоциональный тонус детей;
— способствать быстрой адаптации застенчивых и неуверенных детей в коллективе, а гиперактивных детей учить проявлять волевые усилия за счёт подчинения правилам игры.
Уникальность «ТиЛи-МиЛи» и игр с ним состоит в том, что развернутый парашют» настолько привлекателен сам по себе, что обычно детей не приходится долго уговаривать – они сами мчатся к нему со всех ног. Одна из самых важных особенностей игр с парашютом состоит в том, что для участия в них не требуется каких-то особых навыков и координации движений.
Даже очень стеснительные дети, которые с трудом приобщаются к общим играм, любят играть с «ТиЛи-МиЛи парашютом». Для тихих и застенчивых детей парашют дает массу возможностей для постепенного присоединения к компании детей.
«ТиЛи-МиЛи» очень полезен и гиперактивным детям, поскольку игры с парашютом дают возможность утихомирить особо шустрых. Кроме того, игры с парашютом развивают фантазию, умение подражать и показывать пантомимой различные движения. Можно вообразить, что парашют — это домик или зонтик, море или радуга, а может шляпка гриба, или даже цирковая арена…
При организации игры с парашютом используется круговое расположение, что позволяет задавать равнозначность позиций всех участников («Нет первых и нет последних»).
«ТиЛи-МиЛи парашют» можно использовать как на улице, так и в помещении.
«Тили-мили парашют» – это универсальное игровое средство, которое можно применять в любой образовательной области используя различные приемы работы с детьми.
В игре «Времена года»
Обогащается словарный запас, развивается логическое мышление, память, внимание, ориентация на признаки предмета.
Детям раздаются картинки с временами года и дается задание: картинки с изображением зимы положить на синий сектор, с изображением лета на красный сектор, весны – на зеленый сектор, осени на оранжевый.
Затем, дети, держась за парашют, вспоминают признаки всех времен года, по команде дождь, дети прячутся под парашютом, если ветер – машут парашютом, если жара – ложатся на него.
В игре «Он — она»
происходит обогащение словарного запаса детей, формируется умение различать существительные мужского и женского рода.
Для игры детям раздаются картинки, и они под музыку идут вокруг «ТиЛи-МиЛи парашюта». Педагог дает команду – картинки которые женского рода положить на красный сектор, а картинки мужского рода, положить на синий сектор.
Игра на снятие нервно-психического напряжения «Волшебный пузырь»
Для эмоциональной разрядки купол «ТиЛи-МиЛи парашюта» (пузырь) надуть максимально (руки поднимаем вверх), со словами «бах!» (дети громко кричат) – сдули (руки опускают вниз).
А сейчас, я хотела — бы пригласить несколько человек поиграть со мной в «ТиЛи-МиЛи парашют».
Игра называется «Затейники», ее идею мне подсказали дети, я дополнила ее речевкой и вот, что получилось: итак, правила игры выбирается «затейник», все остальные участники идут по кругу держат «ТиЛи-МиЛи парашют» (правой рукой) и произносят слова:
«Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте, дружно вместе
Сделай вот так!
По окончании слов все останавливаются и копируют движение, показанное «затейником».
За годы использования игрового пособия «ТиЛи-МиЛи парашют» мной собрана картотека игр для детей разного возраста по разным образовательным областям.
Вариативность использования «ТиЛи-МиЛи парашюта» многообразна.
Использую в качестве организационного момента занятия, чтобы привлечь внимание детей, мотивировать их к взаимодействию, опираясь на конкретную тематику. Часто ориентируюсь на пожелания и предложения самих детей.
Возможно использовать «ТиЛи-МиЛи» в качестве физкультминутки на занятии, очень эффективно применение данного материала в заключительной части занятия, с его помощью легко и просто провести рефлексию и самоанализ по итогам деятельности, узнать мнения детей о прошедшем занятии.
Сочетаю различные физические упражнения и движения с музыкой, речью, сказкотерапией, цвет терапией, тем самым вызываю у детей эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.
В работе с родителями воспитанников
Как показывает практика, основная масса родителей заинтересована в тесном сотрудничестве с детским садом и имеет потребность в педагогических знаниях. «ТиЛи-МиЛи» используется мной на родительских собраниях с целью знакомства, сплочения и сотрудничества родителей между собой и с педагогами, для подведения итогов того или иного мероприятия.
Ожидаемые результаты
В заключение, хочется отметить, что использование игр с «ТиЛи-МиЛи парашютом» в моей группе способствовали благоприятной адаптации детей, помогли мне скорректировать эмоциональные нарушения у ребенка, повысили интерес и мотивацию к образовательной деятельности.
У воспитанников формировано умение чувствовать и понимать окружающих, проявлять интерес к сверстникам, в группе дружеская атмосфера, сплоченность, доброжелательное и открытое общение у всех участников образовательного процесса.
Я довольна своей находкой, с большим удовольствием применяю «ТиЛи- МиЛи парашют» в своей педагогической деятельности и рекомендую использовать данную игру специалистам ДОУ.
Прошу и Вас дать оценку моей педагогической находке (рефлексия — показать палец вверх-вниз).
Благодарю за внимание!