Автор: Риве Татяна Ивановна
Маленькому ребенку невозможно самостоятельно научиться играть с игрушкой. Взрослому необходимо принимать в этом активное участие. Дорогая игрушка будет лежать в сторонке, без должного внимания со стороны малыша, если не показать, как с ней играть. Лучше всего приобретать в этом возрасте игрушки, в которые можно играть вдвоём, а не одному. Именно такие игрушки помогают стимулировать речь малыша.
Памятка. Как научить малыша играть с новой игрушкой.
• Прежде чем вручать ребёнку игрушку познакомьте его с ней, скажите, как её зовут.
• Продемонстрируйте, как с этой игрушкой обращаться, немного поиграйте вместе.
• Проявите интерес к игрушке, поиграйте в неё сами «Какая замечательная у тебя игрушка! Вот не удержалась, поиграла немного». Это ребёнка озадачит, ему захочется поближе познакомиться с предметом, вызвавшим интерес у взрослого. Раз уж мама играла, значит, действительно вещь стоящая.
• Если малыш не проявляет инициативы, можно поиграть вместо него – пусть пока побудет сторонним наблюдателем.
• Ни в коем случае не принуждайте малыша к игре. Ребёнку нужно приглядеться к игрушке, привыкнуть к её присутствию.
• Не следует упрекать ребёнка: «Я старалась, выбирала тебе подарок, а ты его бросила». Этими словами вы только расстроите ребёнка.
• Используйте эффект неожиданности. Положите новинку в любимый кухонный шкаф, зная, что малыш систематически наводит там порядок или спрячьте в стопку его книжек, в кроватку, просто закопайте среди остальных игрушек. В общем, в места, к которым ребёнок имеет неограниченный и регулярный доступ. Рано или поздно он отыщет такой сюрприз и наверняка заинтересуется. Ваша задача этот интерес поддержать.
• Не забывайте также играть в мяч (катать, кидать, перекидывать и т. д), не забывайте играть в кубики, играть в ванне (дуть на кораблики, на пену, на лёгкие, плавающие предметы) и прочие игры.
Как привлечь ребёнка к уборке игрушек?
Превратите уборку игрушек в полезное взаимодействие и развитие языка.
• Отнеситесь к уборке игрушек как к важному делу, уделите этому специальное время, а не делайте это в спешке.
• Определите место хранения игрушек. Не храните все игрушки в одной коробке, а располагайте их в разных местах. Например, машины стоят в «гараже», посуда на полчках шкафчика, мячи в коробке и т.п. Однако эти места должны быть постоянными, чтобы ребёнок знал, куда положить ту или иную игрушку.
• Занимайтесь уборкой игрушек вместе с ребёнком. Неважно сколько игрушек уберёт на место малыш и сколько вы; главное – дать почувствовать ребёнку, что он участник очень важного дела.
• Заранее дайте ребёнку знать, что пора убирать игрушки. Можно сопровождать свои действия стихами:
А теперь за дело дружно,
Убирать игрушки нужно!
Мигом мы взялись за дело –
И работа закипела!
• Любое дело можно превратить в увлекательную игру, в том числе и уборку игрушек. Предложите малышу отправиться в путешествие, а каждая игрушка-пассажир должна занять своё место.
• Убирая игрушки, называйте их.
• Убирайте игрушки в коробки по очереди.
• Убирая игрушки, обращайтесь к ним, как к живым существам, и через них «давайте установку» ребёнку на сон, еду и т.д. Например, перед сном, взяв куклу, можно сказать: «Ляля, ложись спать. Машенька тоже спать сейчас пойдёт, в свою кроватку ляжет».
• Малыша надо непременно похвалить за сделанную работу. Перечислите, что он сделал. Полюбуйтесь комнатой: «Ах, как красиво! Какой порядок!»
Что делать с игрушками, к которым ребёнок потерял интерес?
• Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-либо игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.
• Будьте крайне осторожны, распоряжаясь игрушечным миром своего ребёнка. Вы можете случайно выбросить его любимые игрушки. Ведь любимая игрушка не обязательно новая, дорогая и красочная.
• Не заставляйте никогда ребёнка своими руками выбрасывать сломанные или устаревшие игрушки! С каждой из них связаны положительные эмоции и переживания.
• Из нескольких неисправных игрушек можно сделать новую интересную игрушку.
Игрушки для развития речи.
Ø Фетровые книжки, фетровые животные, фетровые игрушки-липучки.
Ø Досочки Сегена.
Ø Книжки с наклейками.
Ø Рыбалка на магнитиках — тренирует координацию движений.
Ø Кинетический («космический») песок, тесто для лепки, наборы для лепки. Наполняют тактильный опыт, стимулируют фантазию ребёнка.
Ø Трещотка игровая, кастаньеты. Здесь затрагиваются слуховые и тактильные раздражители. Малыш учится извлекать звуки из музыкальных предметов. Сюда же можно включить барабан, но родители обычно не любят такие громкие игрушки.
Ø Игрушки на шнуровках. Деревянные или книжки со стихами на шнурках.
Ø Пальчиковые краски, а также рисование кистью.
Ø Дудочка, губная гармошка — игрушка, требующая выдох ребёнка. Впоследствии такая игрушка поможет в постановке правильных гласных звуков.
Ø Конструкторы, подходящие по возрасту. Помимо очевидного развития навыков мелкой моторики, учат концентрировать внимание.
Ø Пирамидки с разными стержнями (прямой, конусный стержни), игрушка матрешка.
Ø Бизиборд — развивающая доска или куб с замочками и кнопочками.
Ø Сортеры (сортировщики) – это игрушка, которая помогает сортировать предметы по цвету, размеру, форме, очертанию.
Ø Пазлы крупные.
Ø Кубики с рисунками от 4 частей.
Ø Игрушки для сюжетных игр.