Игры для развития фонематического слуха детей дошкольного возраста

Автор: Ярославцева Татьяна Григорьевна

Игры для развития фонематического слуха детей дошкольного возраста.

Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды…. Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение, получение информации. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Эта способность формируется у него постепенно.

Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что «слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц и т. д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи.

Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический.

Фонематический слух – способность человека воспринимать и различать звуки (фонемы).

 В процессе развития у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи:

  • формирования у них правильного звукопроизношения,
  • четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами,
  • развития голосового и речевого аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз),
  • выработки умеренного темпа речи,
  • формирования правильного речевого дыхания,
  • формирования навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.), воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха.

Упражнения по развитию фонематического восприятия имеют большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Они подводят ребенка к полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте.

Упражнения по развитию фонематического восприятия тесно связаны с упражнениями по развитию правильной артикуляции. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему слуховому восприятию.

Цель первого этапа – развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих, часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому надо научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать.

Игры «Кто услышит больше звуков? ”,“Назови звуки улицы”, “Вспомни звуки леса, луга”.

На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

Игры «Громко-тихо», «Звоночек (колокольчик)», «Узнай по голосу», «Угадай кто позвал?», «Гном и великан», «Скажи по-разному».

Третий этап – различение сходных между собой по звучанию слов. Цель: формировать умение различать слова, сходные по звучанию. 

Игр «Рифмы», «Потеряшка», «Шутки-минутки».

Четвертый этап – различение слогов. Слог является минимальной единицей речевого потока. Для игр на различение слогов хорошо брать звукоподражания.

Цель: учить дифференцировать слоги, различающиеся несколькими или одним звуком на материале слогов различной структуры.

Игры «Слоговые домики», «Прошагаем слоги».

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличить одно слово от другого (дом, сом, ком). Такой звук называется фонемой (отсюда и «фонематический слух»).

Начинать надо с различения гласных звуков.

Цель: учить выделять звук из ряда других звуков, слогов, слов.

Игры «Звоночки», «Молоточки».

Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного анализа.

а) сначала учим детей определять количество слогов в слове и отхлопывать двух-и трехсложные слова;

б) анализ гласных звуков («Положи столько кружков, сколько услышишь звуков»);

в) выделяем первый гласный звук в словах, последний звук в словах. После этого приступаем к анализу согласных звуков. («Назови последний звук в слове», «Назови первый звук в слове», «Где звук?», «Назови звуки по порядку в слогах» (обратный слог); «Определи, какой звук тянем в середине слова», «Назови звуки по порядку» (трехзвуковые слова).

Игра «Фонематические палочки».

Овладение звуковой культурой речи имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно проводить работу по звуковой культуре речи ведь на ее основе будет проходить и обучение звуковому анализу, и овладение чтением слогов и слов, а, следовательно, и обучение грамоте.

×
×