индийские традиции в хореографическом образовании

Автор: Галина Александровна Соколова

Современный педагогический опыт и практика как в высших учебных заведениях , училищах, общеобразовательных школах, так и в разных формах дополнительного образования  сегодня требуют от преподавателя не только широких междисциплинарных знаний, но и самостоятельных исследований, анализа происходящих изменений в профессиональных областях в сопоставлении с лучшими мировыми традициями. при этом следует подчеркнуть важность постоянного воспитания и развития эмоционально-психологического потенциала личности и внимания человека к красоте тела на протяжении всей жизни, но особенно в раннем возрасте. Поэтому хотелось бы привлечь внимание к культуре Индии и возможности  обучения индийскому  классическому и народному танцам.

Танцевальное искусство Индии родилось в глубокой древности как ритуал, молитва и долгое время было достоянием храмов. По традиции храму покровительствовал местный правитель или высший представитель местной власти. Танцовщица, ее гуру и их музыканты пользовались большим уважением и находились на содержании храма. Во время религиозных процессий танцовщица выступала впереди повозки, на которой везли изображение божества. Она прекрасно знала храмовый ритуал, правила жертвоприношений и молитв и играла важную роль носительницы приношений к изображению божества. Танцовщица почиталась женой бога, и ее важнейшей обязанностью было участие в церемониях, связанных с его культом.  Ее называли девадаси, служанкой бога. Сам танец, помимо сложных ритуальных церемоний, исполнялся и в других случаях в подходящее время, при благоприятных обстоятельствах, например по случаю фестиваля, коронации, бракосочетания, рождения сына или вхождения в новый город или дом. Территория вокруг храма считалась единственно удобным местом, где могли собираться люди, чтобы посмотреть танец. Сама танцовщица была богатым и уважаемым человеком.

Создателем и покровителем танцевального искусства в Индии считается Шива- один из трех великих богов индуизма. За пять тысячелетий своего искусство танца достигло высочайшего развития, сохраняя при этом верность традиции. С приходом в Индию мусульман религиозность в танце уступила первенство эстетике и технической виртуозности.

Во время британского правления танец начинает утрачивать свое ритуальное назначение. Девадаси стали танцевать при дворах принцев и в домах богатых землевладельцев. Поэты витиевато воспевали величие их покровителей, а танцовщики исполняли танцы на их стихи. Храмовая танцовщица превратилась в придворную, часто пользующуюся дурной репутацией. Тяжелая политическая обстановка в стране и новое понимание социально-культурных ценностей образованными и зажиточными индийцами отрицательно сказались на их отношении к искусству танца. Социальный статус танцовщицы упал, тень была брошена на само искусство, и общество оказалось лишенным возможности наслаждаться танцем на протяжении многих лет.

Классическим танец назван потому, что строго следует канонам, закрепленным в древних трактатах «Натья Шастра»-«Наука о театре» и «Абхиная Дарпана»-«Зеркало актерскойвыразительности» канон приписывает специальные движения головы, шеи, ног, тела,различные виды танцевальных движений и, конечно, знаменитый язак мимики. Классическими в Индии признано 7 стилей танца: БХАРАТ –НАТЬЯМ,КУЧИПУДИ,МОХИНИАТТАМ, КАТХАКАЛИ, ОДИСИ, КАТХАК И МАНИПУРИ.

Может быть, именно угроза полного исчезновения классического танца и стала причиной размаха движения за его возрождение и возвращение танцу былой славы. Инициатива была подхвачена Рукмини Деви и И.Кришна. Музыкальная академияклассического танца «Калакшетра» г.Мадраса внесла большой вклад в дело возрождения танца, предоставив Баласарасвати площадку для публичных выступлений. Классический индийский танец — многогранный вид искусства. Он включает в себя музыку, поэзию, драматическое искусство и пантомиму. Рассматривая важнейший аспект этого стиля, а именно нритту (чистый танец), следует прежде всего принимать во внимание положение тела и рук, движения танцора в соединении с музыкальным контекстом. Ритм, основная составляющая часть танца, вплетается в мелодию, поэтому важно знать, какая музыка и какие ритмы сопровождают нритту. Нритта — сердце танцевального стиля, а нритья — его душа. Мелодия, ритм и стихи — его постоянный аккомпанемент и источник вдохновения.

×
×