Автор: Ельцова Анастасия Михайловна
Среди основных приоритетов дошкольного образования на современном этапе выделяются индивидуализация и социализация детей.
Индивидуализация — построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Согласно ФГОС ДО в ДОО должны быть созданы условия для индивидуализации, позитивной социализации воспитанников.
Для практической реализации принципа индивидуализации необходимо наличие содержательно-насыщенной, вариативной и доступной РППС, удовлетворяющей потребности ребёнка в сенсорных, эмоциональных, интеллектуальных впечатлениях.
Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом.
Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или берут головоломку, в которой требуется сложить картинку из пяти частей, а не из двенадцати.
Большинство используемых материалов должны быть гибкими и иметь различную степень сложности – от самых простых до самых сложных.
В обстановке, ориентированной на развитие индивидуальных способностей, у дошкольника формируется чувство значимости и инициативы. Кроме того дети получают много положительных эмоций, испытывают удовлетворение от собственных достижений.
С целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской субкультуры. В каждой группе есть стенд или уголок «Мое настроение», «Уголок именинника», «Здравствуй я пришел» Наше помещение приёмной комнаты – это комната встреч, делового и бытового общения, рассматривания и обсуждения творческих работ детей в детском саду и вместе с родителями дома. Помещение включает следующие творческие находки, реализующие принципы социализации и индивидуализации:
- Индивидуальная картинка ребёнка, сопровождающая ребёнка и в группе, и в спальне и в умывальной комнате.
- Индивидуальный подход в выборе шкафчика для каждого ребёнка в зависимости от физических возможностей и темперамента.
- «Солнышко» с личной фотографией, которое каждое утро встречает, а вечером провожает ребёнка домой.
- Стена, полки, стол личных успехов ребёнка в творческой деятельности с педагогами и родителями.
- «Календарь погоды» для фиксирования наблюдений и планирования вместе с детьми нового дня.
- Информационные стенды, тетради рекомендаций специалистов, индивидуальные папки личных достижений.
- Электроная фоторамка.
- Алгоритмы «Я одеваюсь!», «Я раздеваюсь!»
Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Главная идея, которой мы придерживаемся, по оформлению игровых, спальных, приемных помещений состоит в том, что группа должна принадлежать детям, а значит, необходимо отразить их интересы. Иными словами, наши группы насыщены постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире. Помещение наших групп разделены на Центры активности (небольшие субпространства), в каждом из которых находится достаточное количество различных материалов для исследования и игры. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности. Центры активности дают возможность индивидуализировать образовательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Чтобы дети могли самостоятельно распоряжаться материалами в Центрах, а затем возвращать их на место, сами Центры активности выделены и обозначены «Значками», где изображена подсказка для детей, понятная для того, чтобы ребенок самостоятельно мог справиться с этой задачей. Групповое помещение не загромождено готовым оборудованием («Магазинами», «Парикмахерской» и пр.). Стационарное размещение такого оборудования для конкретной игры занимает много места, ограничивает детскую инициативу и развитие других игр. Такие игры должны развиваться в группах, их любят дети, но оборудование для них должно быть динамичным, легким, чтобы ребенок самостоятельно мог организовать свое игровое пространство. С этой целью приобретены трансформируемые ширмы, мягкие модули, которые одновременно могут использоваться для сюжетно – ролевых игр, чтобы ребенок мог создать «своё» личное пространство, сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок.
В каждой группе есть игры-самоделки, изготовленные дошкольниками совместно с родителями и воспитателем. Информационные проекты социальной направленности «Как я провёл лето», « Я путешествую», «Книжки-малышки», « Я и моя семья», воспитывают у детей уверенность в себе, развивают интерес к познавательной деятельности, положительное отношение к сверстникам и детскому саду, формируют адекватную самооценку. Результатами семейных проектов являются книжки, фотоальбомы, читательские дневники, альбомы детских рисунков и фотографий, которые обогащают предметную среду группы, формируют общее познавательное пространство с домом, расширяют кругозор ребёнка и родителей.
Также у каждого ребёнка в группе есть папка личных достижений. В ней собраны рисунки, поделки, рекомендации для работы с ребёнком дома. Всё это помогает реализовать принципы индивидуализации и социализации с детьми. Динамичное и обновляемое помещение микроцентров групповой комнаты в соответствии с лексической темой недели формирует и накапливает социальный опыт детей, складывая индивидуальный опыт каждого воспитанника нашей группы. В современных условиях используем компьютерные презентаций по лексическим темам, видеосюжеты из жизни группы, игры-презентации по ознакомлению с окружающим и математике. Мы показываем детям записи утренников, фотографии прогулок, режимных моментов, праздников, игр. Также активно включаемся с детьми в совместные детсадавские мероприятия: просмотры спектаклей, участие в массовых праздниках: «День знаний» «Масленница», «День защитника Отечества», «День победы», «День защиты детей». Такой подход направлен на: Обогащение эмоциональных представлений об окружающем мире. Получение практического опыта деятельности. Обучение принятию на себя роли: ведущего, участника, рассказчика, слушателя. Развитие умения общаться со сверстниками. В своей практике работы мы осуществляли проекты: «Как я провёл лето», «Новый год дома», «Читаю с мамой», «Я путешествую». Совместно с родителями создали проекты к 70-летию Победы:, «Герои моей малой Родины». Также мы стараемся, как можно больше использовать любые бытовые ситуации для взаимодействия детей друг с другом, формирования коммуникативных навыков: во время дежурства по столовой, во время одевания, раздевания, умывания. Учим мальчиков внимательному отношению в девочкам. У одних желание, у других умение помочь друг другу: завязать, застегнуть, собрать игрушки. Поощряем помощь и внимательное отношение детей друг к другу. Индивидуализация в работе может происходить одновременно на нескольких уровнях: на всю группу детей, на подгруппы внутри группы, на персональном уровне. Так как каждый ребенок – уникальная личность.
Территория ДОУ – отличное место для детской субкультуры. Дети создают собственные выставки которые украшают детский сад.
По работе с родителями, хочется отметить инновационные подходы в работе, такие как обратная связь. СМС почта приобрела большую популярность среди родителей. Родители знакомы с сайтом ДОУ, еженедельно просматривают страничку группы, в рубрике домашнее задание отражаются основные моменты образовательного процесса.
Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Педагогу необходимо постоянно импровизировать. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог должен постоянно учитывать особенности его развития, определять свою роль в ней относительно каждого воспитанника.