Автор: Попова Светлана Германовна
Пояснительная записка.
Предназначение программы: коррекция звукопроизношения у обучающихся 1-2 классов с задержкой психического развития.
Актуальность данного образовательного курса: социализация, успешное усвоение программного материала по русскому языку и литературному чтению.
Цель: организация индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности; устранение недостатков устной речи и предупреждение нарушений письменной речи.
Задачи:
1. Создание условий для формирования правильного звукопроизношения.
2. Развитие артикуляционной моторики.
3. Коррекция нарушений звуков, их автоматизация и дифференциация.
4. Совершенствование фонематических процессов и звуковой аналитико-синтетической деятельности параллельно с коррекцией звукопроизношения.
5. Развитие пространственно-временных представлений.
6. Совершенствование лексико-грамматической стороны речи:
Ø уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития навыков активного использования различных способов словообразования;
Ø уточнение используемых синтаксических конструкций;
Ø дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи, путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
7. Формирование связной речи как средство и форму мыслительной деятельности на базе правильно-произносимых ребенком звуков:
Ø развитие навыков построения связного высказывания;
Ø программирование смысла и смысловой культуры высказывания в процессе проектной деятельности;
Ø установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, содержания текста, сюжетной картины).
8. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
Ø устойчивости внимания;
Ø наблюдательности к языковым явлениям;
Ø способности к запоминанию;
Ø способности к переключению;
Ø навыков и приемов самоконтроля;
Ø познавательной активности;
Ø произвольности общения и поведения.
9. Формирование полноценных общеучебных умений и навыков. Совершенствование психологической базы речи.
10. Формирование коммуникативных умений и навыков.
11. Совершенствование мелкой моторики.
12. Воспитание любви к русской речи, к родному языку.
Организационные особенности реализации программы.
Форма коррекционной работы – индивидуальная.
Продолжительность реализации коррекционной программы: Количество часов на изучение каждой темы варьируется с учетом индивидуальных особенностей речевого развития детей.
Частота встреч 3 раза в неделю.
Планируемый результат:
Обучающиеся —
1. повысят уровень звукопроизносительной стороны речи;
2. овладеют дифференциацией гласных звуков и букв, их обозначающих;
3. научатся различать парные согласные звуки по твердости и мягкости, запомнят непарные твердые и непарные мягкие согласные и буквы, их обозначающие;
4. научатся различать парные согласные звуки по звонкости и глухости и буквы, их обозначающие,
5. научатся различать шипящие и свистящие согласные звуки, соноры;
6. овладеют навыками звукобуквенного и звукослогового анализа и синтеза слов на материале слов-паронимов;
7. научатся сопоставлять слова, различающиеся одним звуком;
8. научатся определять ударный слог в словах и проверять написание слов с безударным гласным звуком в корне слова;
9. получат первоначальные навыки по теме «Родственные слова»;
10. научатся сравнивать орфоэпические и орфографические нормы слов;
11. закрепят правила правописания сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, сочетания ЧК-ЧН;
12. расширят и уточнят словарь, сформируют грамматические формы языка и активизируют связную речь, что будет способствовать развитию речевой коммуникации;
13. научатся различать однозначные и многозначные слова;
14. активизируют смыслоразличительные процессы.
Оборудование:
зеркало настенное, зеркала для индивидуальной работы, логопедические зонды, дидактический и демонстрационный материал, схемы для анализа слов, слоговые таблицы, предметные и сюжетные картинки, технические средства обучения (компьютер, аудиоматериалы).
Литература:
1. Григоренко Н.Ю.. Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. – М.. Книголюб. 2003
2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуальная и групповая работа по коррекции звукопроизношения. – М., ГНОМ-Пресс, 1998
3. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках.- М..ГНОМ,2008
4. Павлова Л.П., Теречева М.Н. Гласные и свистящие. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. -С-Пб., «Детство-пресс», 2004.
5. Успенская Л.П.. Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. В 2 ч..- М.,»Просвещение», 1995.
6. Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития.- М., 2005
Календарно-тематическое планирование
1 этап: Подготовительный
Цель работы: Включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс.
Формирование артикуляционной базы речи.
Задачи:
1. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.
2. Выработка умения узнавать и различать фонемы.
3. Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных умений и навыков.
№ |
Содержание работы |
Количество часов |
1. |
Знакомство с органами артикуляции. Развитие внимания к речи. |
1
|
2. |
Усвоение названий органов артикуляции. Выделение звуков в словарном ряду. Формирование внимания и восприятия. |
1
|
3. |
Вызывание звука по подражанию. Формирование внимания и памяти. |
1
|
4-5. |
Создание артикуляционной базы звука (подготовительные артикуляционные упражнения). Работа над слуховым вниманием. |
2
|
2 этап: Формирование произносительных умений и навыков.
№п/п |
Название темы Воспитание правильного звукопроизношения. |
Коррекция фонематической системы речи |
Лексический материал |
Грамматический материал |
Количество часов. |
I раздел – коррекция произношения свистящих звуков. |
|||||
1 |
Постановка звука К Автоматизация звука К в прямых слогах и словах. |
Развитие слухового внимания. Развитие навыков звукобуквенного анализа слогов типа ка, ак.
|
Камень, канат, какао, канава |
Чистоговорки – ка-ка-ка вот течет река Ока; ку-ку-ку нет удачи рыбаку. |
1 |
2 |
Автоматизация звука К в слогах со стечением согласных. |
Определение последовательности звуков в слове: какой по счету, за каким звуком стоит.
|
Белка, булка, марка, сумка. |
Подбор слов, которые оканчиваются на « –ка.» |
1 |
3 |
Постановка звука КЬ. Автоматизация звука КЬ в слогах. |
Развитие слухового внимания. Дифференциация твердости и мягкости согласных звуков. |
Ки, ке, кю, кё. |
Чистоговорки- Ки-ки-ки- притаились пауки |
1 |
4 |
Автоматизация звука КЬ в словах, предложениях. |
Определение последовательности звуков в слове: какой по счету, за каким звуком стоит. |
Кенгуру, Ким, Кира |
Пересказ текста «Кенгуру» |
1 |
5 |
Дифференциация звуков К-Т в слогах и словах. |
Развитие слухового внимания. |
ком-том Коля-Толя кочка-точка
|
Составление предложений со словами-паронимами. |
1 |
6 |
Постановка звука Х. Автоматизация звука Х в слогах. |
Определение последовательности звуков в слове: какой по счету, за каким звуком стоит.
|
Халат, халва, хата, уха, муха, мех, чех, смех, успех. |
Группировка слов со слогом –ха. -хе |
1 |
7 |
Автоматизация звука Х в предложениях. |
Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов.
|
Хомяк, хорошенький зверек, сахар, мех. хлеб, халва, Захар |
Вставить пропущенные слова в рассказ «Хомяк» |
1 |
8 |
Дифференциация Х-К в слогах, словах, предложениях. |
Развитие слухового внимания. |
Мука-муха Сук-сух Чек-чех Кот-ход |
Составление рассказа по серии картин «Кира и Захар на катке» |
1 |
9 |
Постановка звука Г. Автоматизация звука Г в слогах. |
Определение последовательности звуков в слове: какой по счету, за каким звуком стоит.
|
Нога, вагон,гамак. |
Чистоговорки- Га-га-га-у меня болит нога
|
1 |
10 |
Автоматизация звука Г в слогах и словах со стечением согласных. |
Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов.
|
Гном, глобус, игла, глотать |
Игра «Живое — неживое» |
1 |
11 |
Дифференциация звуков К-Г в словах. |
Формирование понятия звонкости и глухости звуков. |
кости-гости колос-голос кол-гол
|
Составление предложений со словами-паронимами. |
1 |
12 |
Дифференциация звуков К-Г в предложениях, тексте. |
Формирование понятия звонкости и глухости звуков. |
гамак |
Составление рассказа по серии картин «Галин гамак». |
1 |
13 |
Дифференциация К-Г в тексте. |
Формирование понятия звонкости и глухости звуков. |
гадюка |
Пересказ текста «Гадюка» |
1 |
14 |
Подготовка к постановке звука С. |
Развитие слухового внимания на неречевых звуках. Уточнение понятий «предложение», «слово», «звук». Выделение первого гласного звука в словах. Развитие слухового внимания. Развитие навыков звукобуквенного анализа слогов типа са, ас. |
Слова со звуками К, Т, П. |
Составление предложений по картинкам. |
1 |
15 |
Постановка звука С(по подражанию) |
Формирование понятия «место звука в слове». |
Слова со звуками К, Т, П. |
Составление предложений по картинкам. |
1 |
16 |
Автоматизация звука С в прямых слогах и словах. |
Выделение первого и последнего хорошо произносимого согласного звука в слове, умения слышать звук «с» в начале и конце слова, развитие навыков звукобуквенного анализа слов типа сок. |
Сад, сани, Саня, сапоги, самокат, сын, сыт, сынок, сок, оса, усы. |
Чистоговорки: Са-са-са- у Сани сад. Предложения: У Сони сок. В сумке посуда. |
1 |
17 |
Автоматизация звука С в обратных слогах и словах. |
Определение последовательности звуков в слове: какой по счету, за каким звуком стоит.
|
Нос, квас, лес, пёс. |
Предложения: У Пети пёс. |
1 |
18 |
Автоматизация звука С в слогах со стечением согласных. |
Определение наличия звука «с» в слогах на слух.
|
Стакан, станок, стадо, стадион, капуста, паста, место, тесто, стон, стук, кусты, хвосты.
|
Проговаривание предложений: За садом стоит мост. Петух поднимает хвост. |
1 |
19 |
Автоматизация звука С в слогах со стечением согласных, в предложениях |
Выделение хорошо произносимого согласного звука в середине слова. |
Каска, киска, миска, маска. |
Заучивание чистоговорки: киска, киска, где твоя миска? |
1 |
20 |
Автоматизация звука С в слогах со стечением согласных, в тексте. |
Определение последовательности звуков в слове: какой по счету, за каким звуком стоит.
|
Спать, спой, спутник. |
Чистоговорка о сове и совятах. |
1 |
21 |
Звук ЛЬ. Уточнение артикуляции. |
Определение наличия звука «ль» в слогах на слух. |
Липа, лифт, лето, лебедь, самолет. |
Скороговорки о лебеди и самолете. |
1 |
22 |
Постановка и автоматизация звука СЬ. |
Дифференциация твердости и мягкости согласных звуков. Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов.
|
Гусята. Семь, восемь, сено, сети. |
Скороговорка: мы сидим на лесенке… |
1 |
23 |
Автоматизация звука СЬ на конце и в середине слов. |
Дифференциация твердости и мягкости согласных звуков. Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов.
|
Гусь, весь, письма, Васька, боюсь, моюсь. |
Работа с деформированным предложением. Составление рассказа по серии картин «Кот Васька» |
1 |
24 |
Автоматизация звука СЬ в начале слова перед согласными. |
Дифференциация твердости и мягкости согласных звуков. Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов.
|
Стена, степь, стихи, гость, кость. |
Заучивание стихотворения «Вместе с мамой я встаю…» |
1 |
25 |
Постановка звука Ц. Автоматизация звука Ц в конце слов.
|
Определение наличия звука «ц» в слогах на слух.
|
Боец, леденец, палец, танец, отец, конец, певец, заяц. |
Проговаривание предложений: Заяц сидит под кустом.и др. |
1 |
26 |
Автоматизация звука Ц в слогах и словах. |
Учить слышать звук «ц» среди других звуков, слогов, в словах. Определять место его в словах. Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов, предложений. |
Птица, куница, лисица, улица |
Пребразование существительных м.р. в ж.р.(умник – умница) Заучивание потешки «Выбегает девица на улицу…» |
1 |
27 |
Автоматизация звука Ц в слогах и словах со стечением согласных. |
Учить слышать звук «ц» среди других звуков, слогов, в словах. Определять место его в словах. Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов, предложений.
|
Хлебница, супница, мыльница, конфетница. |
У Сони хлебница. У Сани салфетница. |
1 |
28 |
Дифференциация звуков С-Ц. |
Дифференцировать на слух звук в слогах, словах. Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов.
|
Цвет-свет. Спица, солнце, сцена, песцы. Колесница. |
Зацепиться за куст акации. Снять гусеницу с куста. |
1 |
29 |
Постановка звука З (по подражанию, по аналогии со звуком С).Автоматизация звука З в слогах и словах, где звук З стоит в начале и середине слова. |
Формирование понятия звонкости и глухости звуков. |
Зайка, закат. Запах, замок, загадка, язык, козы, музыка. |
Шутка «О зайке, Зое и козе». |
1 |
30 |
Автоматизация звука З в слогах и словах со стечением согласных. |
Учить слышать звук «з» среди других звуков, слогов, в словах. Определить место звука «з» в словах. |
Знать, знамя, знак, зной, звезды. |
Упражнения с деформированной фразой (зайка, куст, сидит, за). Пересказ текста с опорой на предметные картинки «заяц» |
1 |
31 |
Постановка звука ЗЬ. Автоматизация в слогах и словах со стечением согласных. |
Дифференциация твердости и мягкости согласных звуков. Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов.
|
Злиться, злая. Зима, зимний, земля, зябнет. |
Составление описательного рассказа «Зима» |
1 |
32 |
Дифференциация звуков С-З. |
Дифференциация понятий «звонкость, глухость согласных звуков». Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов в предложении. |
зуб-суп Зоя-соя коза-коса Лиза-лиса |
Составление рассказа «Зимние забавы» |
1 |
|
II раздел – коррекция произношения шипящих звуков. |
||||
33 |
Постановка и автоматизация звука Ш в прямых слогах и словах. |
Уточнение понятий « предложение», «слово», «звук».
|
Шапка, шаль, шов, шёпот, шахматы. Аша, маша. |
Заучивание скороговорки»Тише, мыши…» |
1 |
34 |
Автоматизация звука Ш в обратных слогах и словах. |
Выделение хорошо произносимого согласного звука в начале, в конце, в середине слова. Определение на слух наличия звука в слове. |
Башня, кошка, мошка, ушко, пушки, мишка, пышка. |
Заучивание скороговорки: Кошка в окошке шапку шьет. Мышка в сапожках избушку метет. Пересказ текста «Кошка и мышка». |
1 |
35 |
Автоматизация звука Ш в слогах со стечением согласных в начале и в середине слов. |
Выделение хорошо произносимого согласного звука в начале, в конце, в середине слова. Определение на слух наличия звука в слове. |
Шкаф, шкатулка, школа . кошка, мошка, ушко, пушки, мишка, пышка. |
Заучивание скороговорок о мышах. |
1 |
36 |
Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах, предложениях. Постановка звука Л. |
Дифференцировать понятия свистящие и шипящие звуки. Закрепление навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов.
|
Саша, пушистые, спешит, шоссе, сушки. |
Пересказ текста «Сосна» |
1 |
37 |
Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах, предложениях .Постановка звука Л. |
Дифференцировать звуки на слух среди других звуков, слогов, слов. Закрепление понятий «звонкий, глухой, свистящий, шипящий звуки».
|
Постановка звука Л. |
Проговаривание предложений , спряжение глаголов в настоящем и будущем времени. |
1 |
38 |
Автоматизация звука Л в обратных слогах. |
Выделение хорошо произносимого согласного звука в начале, в конце, в середине слова.
|
Бал. Вол, пол, зол, зал, мел, пил, мял. |
Проговаривание чистоговорок. |
1 |
39 |
Автоматизация звука Л в прямых слогах и словах. |
Выделение хорошо произносимого согласного звука в начале, в конце, в середине слова. Определение на слух наличия звука в слове. |
Лапа, лампа, лапша, юла, пила, лось, лужа, луна. |
Стихотворение «Зима» |
1 |
40 |
Автоматизация звука Л в слогах со стечением согласных типа кла, кло. клу, клы, акл, окл, укл, ыкл и словах.
|
Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов, предложений.
|
Класс, Клава, клубок, клумба. |
Спряжение глаголов в будущем и прошедшем времени, заучивание скороговорок. |
1 |
41 |
Автоматизация звука Л в слогах типа сла, сло, слу,слы , асл, осл, усл, ысл и словах. |
Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов, предложений.
|
Слон, слоненок, слониха, слонята. |
Пересказ текста «Слон» |
1 |
42 |
Автоматизация звука л в слогах со стечением согласных типа гла, гло, глу, глы, абл, обл, убл, алф,олф, улф и словах. |
Дифференцировать звук на слух среди других звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи.
|
Глупый, глубокий, каблук, яблоко. |
Подбор предметов к признакам. Пересказ текста «Белка и волк». |
1 |
43 |
Автоматизация звука Л в слогах со стечением согласных типа шла, шло, шлу, ашл, ошл, ушл, лша, лшу, алш, олш. |
Дифференцировать звук на слух среди других звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи.
|
Шла, вышла, вошла, подошла, отошла, обошла. |
Выделение приставочных глаголов. Составление предложений с этими глаголами. |
1 |
44 |
Уточнение артикуляции звука Ж.Автоматизация в прямых слогах, словах, скороговорках. |
Формирование понятия звонкости звука. Определение наличия звука «ж» в слогах, словах, место его в них.
|
Жаба, кожа, ножи, жук, ужи, лыжи. |
Договаривание предложений, заучивание скороговорок. |
1 |
45 |
Автоматизация звука Ж в слогах со стечением согласных типа жда, ждо, ажд, ожд, джа, джо и словах. Подготовительные упражнения для постановки звука Р. |
Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов: деление слов на слоги; определение последовательности звуков в слове, какой по счету звук, за каким или перед каким звуком стоит звук «ж».
|
Дождик, дождливый, дождевой, дождичек. |
Чтение стихотворений о дожде. |
1 |
46 |
Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах и словах. Подготовительные упражнения для постановки звука Р. |
Дифференцировать звуки на слух среди других звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи.
|
Ужи-уши Жить-шить |
Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (снег-снежок) |
1 |
47 |
Дифференциация звуков Ш-Ж в словах, предложениях и тексте. Подготовительные упражнения для постановки звука Р. |
Дифференцировать звуки на слух среди других звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи.
|
Лужа-Луша Жил-шил Неуклюжий, смешной, |
Пересказ текста В.Бианки «Купание медвежат» |
1 |
48 |
Дифференциация звуков Ш-Ж в словах, предложениях и тексте. Подготовительные упражнения для постановки звука Р.
|
Дифференцировать звуки на слух среди других звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи.
|
|
|
1 |
49 |
Постановка звука Р. Автоматизация в слогах типа тра, тро, тру, тры и словах.. |
Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов, предложений.
|
Трава, завтрак, труба, утро |
Заучивание скороговорок. |
1 |
|
III раздел –коррекция произношения звуков Р, РЬ, Ч. |
||||
50 |
Автоматизация в слогах типа дра, дро, дру, дры и словах. |
Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов, предложений.
|
Дрова, драка, выдра, пудра, дрозд, ведро, аэродром. |
Автоматизация в слогах типа тра, тро, тру, тры. |
1 |
51 |
Автоматизация в слогах типа здра,здро, здру, здры и словах. |
Выделение хорошо произносимого согласного звука в начале, в конце, в середине слова. Определение на слух наличия звука в слове. |
Здоровье, здравствуйте, здравие, оздоровительный |
Подбор однокоренных слов к словам зима, мороз. Чтение стихотворения И.Никитина «Встреча зимы» |
1 |
52 |
Автоматизация в слогах типа кра, кро, кру, кры и словах. |
Выделение хорошо произносимого согласного звука в начале, в конце, в середине слова. Определение на слух наличия звука в слове. |
Край, кран, краб, краска, крапива, кросс, крошки, круг, крыша. |
Чтение стихотворения «Крот» |
1 |
53 |
Автоматизация в слогах типа гра, гро, гру, гры и словах. |
Выделение хорошо произносимого согласного звука в начале, в конце, в середине слова. Определение на слух наличия звука в слове. |
Град, грамм, грузовик, градусник, гром, грусть. |
Составление предложений. Произношение скороговорок. |
1 |
54 |
Автоматизация в слогах типа бра, бро, бру, бры и словах. |
Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов, предложений.
|
Брат, брызги, бобры, прут, пруд, добры, бросить. |
Чтение и пересказ отрывка из сказки И.Соколова-Микитова «Листопадничек»
|
1 |
55 |
Автоматизация звука Р в прямых слогах, словах, предложениях. |
Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов, предложений.
|
Ракета, работа, робот, роза, рысь, рыбак, шары, норы.
|
Пересказ текста К.Ушинского «Рыжик» |
1 |
56 |
Автоматизация звука Р в обратных слогах, словах, предложениях.
|
Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов, предложений.
|
Двор, шофер, самовар, косогор. |
Составление рассказа по сюжетной картине «Двор» |
1 |
57 |
Автоматизация звука Р в словах сложной слоговой структуры, предложениях и тексте. |
Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов, предложений. |
Термометр, оркестр, раствор, конструктор, скороговорка, квартира, маршрут, литература. |
Чтение и пересказ сказки Л.Толстого «Ворона и рак» |
1 |
58 |
Автоматизация звука Р в словах сложной слоговой структуры, предложениях и тексте.
|
Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов, предложений. |
Храбрый, храбрец, расхрабриться, храбрость. |
Рассказ по серии сюжетных картин «Хитрая лиса» |
1 |
59 |
Автоматизация звука Р в словах сложной слоговой структуры, предложениях и тексте. |
Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов, предложений.
|
Прорубь, пробраться, проворно, раздразнить, раскраснеться, заморозить, разозлилась, разогреться. |
Пересказ рассказа К.Ушинского «Проказы старухи зимы» |
1
|
60 |
Дифференциация звуков Р-Л в слогах и словах. |
Дифференцировать звуки на слух. Закрепление навыков звукобуквенного анализа.
|
Лак-рак, лов-ров, Лука-рука, балка-барка. |
Составление предложений со словами-паронимами. |
1 |
61 |
Дифференциация звуков Р-Л в предложениях и стихотворных текстах. |
Дифференцировать звуки на слух. Закрепление навыков звукобуквенного анализа.
|
корабль, карамель, леопард, лекарство, верблюд, лагерь, ларек, зеркало, спортзал, календарь, кораблекрушение, электричество, треугольник, карусель. |
Карл у Клары украл кораллы. Клара у Карла украла кларнет. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, Да не вылавировали.
|
1 |
62 |
Постановка звука РЬ и автоматизация в прямых слогах и словах. |
Дифференциация твердости и мягкости согласных звуков. Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов, предложений. |
Моряк, рисунок, ребенок, море, река. |
Заучивание стихтворений А.Барто «Резиновая Зина», «Барабан». |
1 |
63 |
Автоматизация звука РЬ в прямых слогах и словах. |
Дифференциация твердости и мягкости согласных звуков. Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов, предложений.
|
Береза, березовый, березонька, подберезовик, беоезняк. |
Чтение стихотворения С.Есенина «Береза» |
1 |
64 |
Автоматизация звука РЬ в обратых слогах и словах. |
Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов, предложений.
|
Букварь, сухарь, январь, фонарь, снегирь. |
Стихотворения «Снегирь», «Январь» |
1 |
65 |
Автоматизация звука РЬ в слогах типа тря, тре, трю |
Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов, предложений.
|
Три, тринадцать, трибуна, стемя, тряпка |
Стихотворение С.Дрожжина «Дедушка Мороз» |
1 |
66 |
Автоматизация звука РЬ в слогах типа пря, пре, прю |
Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов, предложений.
|
Пряник, прямо, упрямый, бригада, брюки |
Скороговорка «Перепелка» |
1 |
67 |
Дифференциация звуков Р-РЬ в слогах и словах. |
Дифференцировать звуки на слух. Закрепление навыков звукобуквенного анализа.
|
|
Составление предложений со словами-паронимами. |
1 |
68 |
Дифференциация звуков Р-РЬ в предложениях и стихотворных текстах. |
Дифференцировать звуки на слух. Закрепление навыков звукобуквенного анализа.
|
рад — ряд, ров — рёв пар — парь, хор —хорь, удар —ударь |
Как на горке, на пригорке Сидят тридцать три Егорки: Раз Егорка, два Егорка, три Егорка… Курьера курьер Обгоняет в карьер. |
1 |
69 |
Постановка и автоматизация звука Ч в обратных слогах и словах. |
Учить слышать звук «ч» среди других звуков, в слогах, в словах, определение места его в слове. Закрепление навыков звукобуквенного анализа. Ударение.
|
Врач, грач, ткач, пачка, дачка, луч, тучка, внучка. |
Стихотворение И.Демьянова «Скакалочка» |
1 |
70 |
Автоматизация звука Ч в прямых слогах и словах. |
Учить слышать звук «ч» среди других звуков, в слогах, в словах, определение места его в слове. Закрепление навыков звукобуквенного анализа. Ударение. |
Чай, чайник, чайка, чудо, чугун, чудак, чиж, зайчик. |
Образование родственных слов и притяжательных прилагательных (заячья, беличья) |
1 |
71 |
Автоматизация звука Ч в слогах и словах со стечением согласных. |
Учить слышать звук «ч» среди других звуков, в слогах, в словах, определение места его в слове. Закрепление навыков звукобуквенного анализа. Ударение.
|
Почта, мачта, мечта, барсучиха, барсучата. |
Договаривание сложноподчиненных предложений. |
1 |
72 |
Дифференциация звуков СЬ-Ч в слогах, словах. |
Дифференцировать звуки на слух. Закрепление навыков звукобуквенного анализа. |
Свечи, тысяча, спички, косичка, лисички. |
Заучивание скороговорок. |
1 |
73 |
Дифференциация звуков Ч-ТЬ в слогах, словах, предложениях. |
Дифференцировать звуки на слух. Закрепление навыков звукобуквенного анализа. |
Мять-мяч, петь-печь, сеть-сеч, ткать-ткач. |
Договаривание сложноподчиненных предложений. |
1 |
|
IV раздел – коррекция произношения звука Щ и дифференциация свистящих и шипящих звуков. |
||||
74 |
Постановка и автоматизация звука Щ и автоматизация в обратных слогах. |
Учить слышать звук «ч» среди других звуков, в слогах, в словах, определение места его в слове. Закрепление навыков звукобуквенного анализа. Ударение. |
Борщ, клещ, хищный, товарищ, овощной. |
Проговаривание скороговорок: Ащ-ащ-ащ-у тани новый плащ. И др. |
1 |
75 |
Автоматизация звука Щ в прямых слогах и словах. |
Учить слышать звук «ч» среди других звуков, в слогах, в словах, определение места его в слове. Закрепление навыков звукобуквенного анализа. Ударение. |
Щавель, роща, щука, щит, щетка, щенок. |
Стихотворение А.Барто «Щенок» |
1 |
76 |
Дифференциация звуков Ч-Щ в слогах, словах. |
Дифференцировать звуки на слух. Закрепление навыков звукобуквенного анализа. |
Точу-тащу, печать-пищать, лечи-лещи. |
Образование слов с уменьшительно-ласкательным значением, заучивание скороговорок. |
1 |
77 |
Дифференциация звуков С-Щ в слогах, словах. |
Дифференцировать звуки на слух. Закрепление навыков звукобуквенного анализа. |
Хвостище, усищи, блестящий, освещение. |
Стихотворение Ф.Тютчева «Весенние воды» |
1 |
78 |
Дифференциация звуков С-Щ в предложениях, текстах. |
Дифференцировать звуки на слух. Закрепление навыков звукобуквенного анализа. |
Сима, есть, щи. У, щука, Сеня. Сеня, щука, ловить. Сеня, положить, ящик, овощи, в. |
Составить из слов предложения |
1 |
79 |
Дифференциация звуков ТЬ-Щ в слогах, словах , предложениях.
|
Дифференцировать звуки на слух. Закрепление навыков звукового анализа. |
Щебечут, рыщут, блещут. |
Повторение стихотворения Ф.Тютчева «Весенние воды» |
1 |
80 |
Дифференциация звуков Ш-Щ в слогах, словах, предложениях.
|
Дифференцировать звуки на слух. Закрепление навыков звукобуквенного анализа.
|
Чаща-чаша, щёлк-шёлк, пищу-пишу. |
Стихотворение А.Барто «Щегол» |
1 |
3 этап: контрольно-диагностический
Цель работы: Подведение итога логопедической работы.
Задачи: Оценка результативности коррекционной работы.
№ |
Содержание работы |
Кол. час. |
1-2.
|
Проведение итоговой диагностики, анализ полученных результатов. |
2
|