Автор: Белов Дмитрий Вячеславович
1. Теоретические основы индивидуального подхода в воспитании школьников
1.1 Социально-педагогическое значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста
Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.
В связи с тем, что пик естественного развития, как правило, приходится на старший школьный возраст, основные физические способности и функциональные возможности можно эффективно повысить именно в школьном возрасте. Этот период является сенситивным по отношению ко всем физическим качествам человека. Позднее развить те или иные качества удается с трудом.
В школьном возрасте достигается определенный уровень физической и умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать программный материал теоретических учебных дисциплин и физкультурных программ обучения.
Рациональное использование досуга, в котором элементы физической культуры являются эффективным средством против пассивного времяпрепровождения, позволяет исключить негативные проявления ряда антисоциальных поступков (хулиганство, употребление наркотиков, алкоголя и т.п.).
1.2 Сущность и значение индивидуального подхода
Прогрессивные педагоги во все времена уделяли внимание вопросу об индивидуальном подходе к детям.
Для определения сущности понятия «индивидуально-дифференцированный подход» необходимо рассмотреть отличительные особенности индивидуального, личностного и дифференцированного подходов. Обратимся к мнению О.С. Гребенюка и М.И. Рожкова [11].
Индивидуальный подход предполагает осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Суть этого подхода составляет гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку. Его следует отличать от личностного подхода, который предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к сознательному ответственному субъекту собственного развития и воспитания. Реализуя этот подход, педагог оказывает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, выявлении и раскрытии его возможностей, становлении самосознания, самореализации и самоутверждения. Однако реализация индивидуального подхода затруднена. Осуществлять педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей детей возможно, только группируя детей по каким-либо из этих особенностей. Такой подход часто называют индивидуально-дифференцированным, хотя по своей сущности он соответствует просто дифференцированному.
Дифференцированный подход — это целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам учащихся. Такой подход позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка в отдельности, а для определенных категорий учащихся.
Интересные открытия и выводы по этому вопросу сделал Я.А. Коменский. В его педагогической системе четко обозначались такие важные положения: весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, выявлять эти особенности надо путем систематических наблюдений.
Критически используя педагогическое наследие прошлого, выдающиеся советские педагоги Н.К. Крупская и А.С. Макаренко разработали теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям.
При этом Н.К. Крупская считала особенно важным изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей. Развитие индивидуальных качеств каждого ребенка она рассматривала как обязательное и необходимое условие его всестороннего развития. «Советское воспитание, — писала Н.К. Крупская [16],- направлено на то, чтобы в каждом ребенке развить все его способности, поднять его активность, его сознательность, всесторонне развивать его личность, его индивидуальность».
Н.К. Крупская отмечала особое значение индивидуального подхода в развитии интересов и способностей детей. Прежде всего, говорила она, необходимо развивать такие способности, которые будут играть большую роль в подготовке детей к жизни, к практической деятельности, которые необходимы для любой профессии. «…Есть целый ряд способностей, — писала Н.К. Крупская [16], — которые нужны для громадного числа профессии, например, зрительная память, глазомер, развитие чувства осязания, умение координировать свои движения… «. При этом она отмечала, что начинать развивать эти способности надо не в школьном, а главным образом, в дошкольном возрасте. А.С. Макаренко[15] подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка — это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.
Предавая большое значение индивидуальному подходу, А.С. Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот же метод или прием можно использовать по-разному, в зависимости от определенных условий и индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется, не изолировано от общей системы воспитания.
Огромная заслуга А.С. Макаренко состоит в том, что он не только обосновал, но и фактически осуществил в своей практической деятельности основные положения индивидуального подхода к детям.
Методологическое обоснование и теоретические положения в трудах Н.К. Крупской и А.С. Макаренко, являются исходными для дальнейшего развития педагогики проблемы индивидуального подхода к детям.
Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и в педагогическом учении В.А. Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка.
Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему как работников детского сада и школы, так и родителей.
Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать качества личности.
В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка. Великий русский педагог К.Д. Ушинский [15] в своем труде «Человек как предмет воспитания» писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.
1.3 Изучение особенностей ребенка — первый этап индивидуального подхода
При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на уроке, занятии и общая работоспособность. Нужно знать раннее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, а также сказывается на участие в различных спортивно-массовых мероприятиях.
Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.
Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.
Изучение детей должно охватывать также ознакомления с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительные влияния на их воспитание и развитие.
Наконец, значительное место занимает знание педагогами, таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью детей и включают в себя степень восприимчивости, педагогических воздействий, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.
И.П. Павлов [15] подчеркивал взаимосвязь физического состояния и психики человека, их единство. Особенности поведения ребенка, его самочувствие большей частью зависят от его физического состояния и своеобразия темперамента. Следовательно, в первую очередь необходимо изучать анатомо-физиологические особенности организма ребенка и особенности протекания у него процессов высшей нервной деятельности.
Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека.
Физическое воспитание тесно связано с трудовым и нравственным воспитанием ребенка. Активность ребенка в его трудовой деятельности во многом зависит от состояния его здоровья, и наоборот. Игры так же содействуют развитию и укреплению таких его нравственных качеств, как воля, дисциплинированность, организованность и т.д. Также физическое воспитание связано с эстетическим. Красивое тело, ловкие движения, правильная осанка, походка-все это признаки здоровья и следствие правильного физического воспитания.
Регулярные антропометрические измерения позволяют обнаружить у некоторых детей отклонения от нормы, например избыточный вес, неправильная осанка, плоскостопие, близорукость и т.д. Такие дети должны быть взяты на особый учет. Прежде всего, нужно выяснить причину отклонения.
Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, в котором следует записывать особенности поведения воспитанников и через некоторое время делать краткие обобщения результатов наблюдения.
В изучении индивидуальности каждого ребенка, по мнению Е.А. Аркина [15], важен «интимный контакт». Под «интимным контактом» нужно понимать установление таких отношений, при котором ребенок видел бы во взрослом лицо, которое глубоко интересуется им, у которого его переживания находят искренний, живой отклик. Этим подчеркивается огромная роль преподавателя, его влияния на ребенка, установление в их отношениях взаимопонимания, доверия. Благодаря такому контакту педагог сможет понять особенности психики ребенка, установить причину отрицательных черт его характера, и тогда, искореняя именно эту причину, он сможет воздействовать на ребенка, изменяя его характер в лучшую сторону. Радостная и содержательная обстановка, чуткое и внимательное отношение к детям поднимают их жизненный тонус, содействуют укреплению их здоровья.
Забота о правильном всестороннем развитии детей должна осуществляться преподавателем постоянно, и таким же постоянным должен быть индивидуальный подход к каждому ребенку.
Осуществление индивидуального подхода к школьникам во время всех видов деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.
Изучение особенностей и состояния здоровья детей проводится различными методами: ознакомление с документацией, наблюдения, беседы. Преподаватель должен выяснить такие вопросы: общее состояние здоровья ребенка, наличие отклонений от нормы — в весе, росте, осанке, в остроте зрения, слуха, в аппетите и сне.
Скорость образования и прочность динамического стереотипа зависят как от характера действующих раздражителей, так и от типа нервной системы. У людей меланхолического темперамента ломка динамического стереотипа проходит болезненно, образование новых систем временных связей носит затяжной характер.
Несмотря на то, что И.П. Павлов определяет четыре типа высшей нервной деятельности, свойства нервной системы могут находиться в различных соотношениях, что является основой индивидуальности человека. «Чистые» типы встречаются редко, почти никогда, и, как правило, мы сталкиваемся со смешанными или промежуточными типами.
Индивидуальные особенности ребенка, вызванные неуравновешенным состоянием нервной системы, требуют наиболее внимательного отношения к нему. Конечно, в каждом случае требуются особые методы и приемы.
Общие усилия преподавателей, медицинского персонала и родителей должны быть направлены на устранение причин, оказывающих неблагоприятное влияние на развитие ребенка.
В научно-методической литературе индивидуальный подход характеризуется как широкий комплекс действий, направленных на выбор способов, приемов, средств обучения в соответствии с уровнем подготовленности и уровнем развития способностей занимающихся. Вместе с тем, в условиях существенной системы воспитания и обучения, осуществления данного принципа возможно только на основе систематизации и группировки типических проявлений детей. Поэтому в педагогике наряду с понятием «индивидуальный подход» существует понятие «дифференцированный подход». Оно представляет собой форму организации обучения, при которой дети делятся на сравнительно одинаковые группы, основанные на сходных типичных проявлениях, что позволяет педагогу осуществлять обучение различное по сложности, методам и приемам работы.
В области физического воспитания школьников критериями создания таких групп выступают разные показатели:
— состояние здоровья, под которым понимается уровень функционирования всех органов и систем организма; отсутствие заболеваний; способность адаптироваться в необычных условиях окружающей среды; высокая трудоспособность;
— уровень физической подготовленности, под которым понимается характер освоенных навыков основных видов движений, состояние физических качеств;
— уровень двигательной активности, под которым понимается объем, продолжительность, интенсивность и содержание движений.
2. Осуществление индивидуального подхода в физическом воспитании школьников
2.1 Индивидуально-дифференцированный подход на основе состояния здоровья детей
На основе состояния здоровья дети делятся по медицинским группам, что способствует определению для каждой из них оптимальной физической нагрузки и условий физического воспитания.
Первую группу здоровья составляют дети с нормальным уровнем физического развития и основных функций организма.
Ко второй группе относятся также здоровые дети, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения (гипертрофия миндалин I — II степени, нарушение сна, осанки, незначительные нарушения зрения, отставание отдельных функций в физическом развитии, пониженная сопротивляемость организма к заболеваниям).
Дети третьей группы — больные хроническими заболеваниями (хронический тонзиллит, аллергические заболевания, пиелонефрит, астматический бронхит, хронический пневмонит др.).
Ослабленные дети нуждаются в индивидуализации физической нагрузки, более пристальном наблюдении врача при закаливающих мероприятиях.
Таким образом, должна осуществляться работу по индивидуально — дифференцированному подходу на основе состояния здоровья детей. Если пользоваться всеми методами и приемами описанными выше, то ребенок будет развиваться полноценно.
2.2 Индивидуально-дифференцированный подход на основе физической подготовленности
В систему индивидуальной работ работы с детьми в процессе их физического воспитания включается также учет особенностей физической подготовленности ребенка.
По характеру физической подготовленности школьников условно можно разделить на три группы — дети с высокими, средними и низкими показателями основных видов движений, физических и волевых качеств.
Коррекционная работа с детьми выделенных групп строится с учетом индивидуальных особенностей их двигательного развития. Так, группе детей, отличающихся высокими показателями физической подготовленности, полезны задания, направленные на совершенствование их двигательных умений и навыков. Этому способствует выполнение знакомых движений в новых сочетаниях (упражнения в парах), из необычных исходных положений (прыжки в длину с места из низкого приседа, бег из исходного положения лежа и т.п.), в необычных условиях (на спортивных снарядах, тренажерах). Возможно использование доступных детям элементов акробатики и художественной гимнастики.
Этот материал может быть использован и в работе с детьми, имеющими средний уровень физической подготовленности, но наряду с совершенствованием техники основных видов движений им могут предлагаться специальные задания, направленные на развитие волевых и физических качеств.
Школьникам с низкими показателями физической подготовленности необходимы доступные задания, способствующие их общему физическому развитию. Этому могут служить знакомые детям физические упражнения, подвижные и спортивные игры, рекомендуемые программой воспитания. Особое внимание следует уделять развитию основных видов движений, для чего создавать условия для игр с движениями. Следует чаще проводить игры, во время которых все дети выполняют одинаковые движения с установкой на их качественное выполнение.
Этим и обусловлен индивидуально — дифференцированный подход к детям на уровне их физической подготовленности.
2.3 Индивидуально-дифференцированный на основе двигательной активности
Особых знаний и умений педагога требует руководство двигательной активностью детей. Различия в объеме, продолжительности, интенсивности и содержания двигательной активности настолько велики, что выделяются отчетливо даже при обычном наблюдении дети средней, большой и малой подвижности.
Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью на протяжении всего дня. Таких детей примерно половина или чуть больше. При хороших условиях в группе они самостоятельно активны. Движения у таких ребят обычно уверенные, четкие, целенаправленные. При руководстве двигательной активностью этих детей достаточно создавать необходимые условия.
Наиболее уязвим организм малоподвижных детей. Низкая двигательная активность ребенка — плохой признак. Ее причинами могут быть неудовлетворительный психологический климат в группе, однородность и бедность предметной среды, нездоровье, слабые двигательные умения ребенка или систематические запреты взрослых, в результате которых часто складывается малоподвижный тип его поведения. Поэтому малоподвижность у школьников недопустима.
Малоподвижных детей характеризует общая вялость, пассивность, они быстрее других устают. В противоположность подвижным детям, умеющим найти для себя пространство, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую пространства и движений. Они робки в общении, не уверенны в себе, не любят игры с активными движениями.
У малоподвижных детей надо воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности, особое внимание уделяется развитию всех основных движений, но особенно интенсивных.
Лучший метод руководства, по мнению В.Н. Шебеко [28] — увлечь застенчивого, нерешительного, не умеющего двигаться ребенка игрой. Преподаватель создает условия для игры с движениями, старается вызвать у детей желание играть двигаясь. Иногда достаточно показать простое движение, предложить ребенку повторить его вместе с преподавателем или с кем-то из детей, повторить одно и то же действие с разными предметами, в другом месте. Предпочтение следует отдать простым, активным движениям, в которых не требуются точность.
Дети большой подвижности всегда заметны, хотя и составляют от общего числа детей примерно 1/4 часть. Они отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной интенсивности движений они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять своими движениями. Они чаще выбирают бег, прыжки. Избегают движений требующих четкости и точности, сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Эти дети находят возможность двигаться в любых условиях.
Бытует мнение, что детей, чрезмерно много двигающихся, непременно надо ограничивать в движениях, «приучать» к спокойным видам деятельности. Это не совсем так. У ребенка повышена потребность в движении, и она должна быть удовлетворена. Золотое правило здесь говорит нам Рунова М.А. [22]: не запрещать, а регулировать. Руководство двигательной активностью детей должно идти не в направлении ограничения подвижности, а сосредоточения их внимания на движениях, требующих сдержанности, осторожности, осмысленности управляемостью. Полезны все виды метания. Точные движения с мячами, ходьба и бег по ограниченной площади, действия с одним предметом на двоих, когда движение выполняется по очереди (сначала один бросает мяч в лежащий на полу обруч, затем второй и т.п.). При внесении новых пособий детям надо в первую очередь показать спокойные движения, не требующие большого пространства.
Многие приемы руководства двигательной активностью одинаковы для детей разной подвижности. Так, необходимо предоставлять детям для движения достаточные площади. При этом для малоподвижных, они увеличиваются, для детей большой подвижности, могут несколько ограничиваться.
Полезно объединять в выполнении упражнений детей разной подвижности. Внесение нового оборудования всегда вызывает интерес у детей.
Полезно обратить внимание детей на осмысление их движений и действий: что делаешь, почему так, как можно по-другому, с каким еще предметом можно выполнить данные движения, как по-разному можно расставить предметы для движений. Это необходимо для обогащения содержания двигательной деятельности. При разных движениях дети меньше устают, т.к. при активной нагрузке на различные мышцы происходит их естественный отдых; они более целенаправленно начинают использовать движения в играх. Практика показывает, когда такие ситуации создаются регулярно, дети с удовольствием двигаются. [23]
3. Проблема дифференциации физического воспитания
В современной педагогике дифференциация обучения — это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий типологические (индивидуальные) особенности учащихся (их интересы, творческие способности, обученность, обучаемость, работоспособность и т.д.), в соответствии с которыми отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения [2].
Исследователи, работавшие по проблемам гигиены и физического воспитания, выступили с предложениями учитывать в процессе физического воспитания индивидуальные различия детей в физическом развитии, соотносить состояние здоровья и физического развития с характером и нормированием физической нагрузки.
Так, врач В.В. Рудин, подчеркивая значение индивидуального подхода к занимающимся, предлагал положить в основание системы физического воспитания «…не возраст, а индивидуальное телосложение детей». Разделив учащихся в своей «Школе правильного физического развития» на 4 антропометрические группы («хорошо развитых», «среднеразвитых», «слабогрудых», «слабосильных»), В.В. Рудин составил для каждой из них специальную программу физических упражнений с учетом выявленных отклонений в физическом развитии [9].
Ряд авторов предлагает создавать на уроках временные отделения [ 3, 4, 18, 21], отбирая в них учащихся с учетом степени освоения ими двигательного навыка. Каждое отделение получает свое задание, со своей степенью сложности. По мере освоения двигательного навыка планируется переход учащихся из одного отделения в другое для выполнения более сложной задачи. Таким образом, идет постоянный рост физической подготовленности, развития двигательных навыков индивидуально для каждого на различных этапах обучения. Один учащийся может проходить стадию подготовки к освоению двигательного навыка, а другой, в другом отделении в это же время уже совершенствует этот навык [3, 4, 18, 21].
Другие авторы комплектуют группы по принципу однотипных ошибок [8]. Это позволяет ускорить освоение учебного материала более подготовленным учащимся (что поднимает их интерес к уроку) и облегчает обучение менее подготовленных, так как учитель может уделить им большее внимание [12]. Третьи распределяют учащихся по группам, оценивая уровень подготовленности каждого ученика на основе результатов тестирования физических качеств [5, 17].
Учитель физической культуры Н.В. Смычагин уроки физической культуры проводит в своей школе раздельно для мальчиков и девочек. Объединяются мальчики и девочки двух-трех параллельных классов. На таких уроках, считает он, легче решать задачи индивидуализации и дифференциации нагрузок, обучения новым навыкам, повышения тренировочной направленности [26].
Следующее направление заключается в подходах к дифференцированной нагрузке для групп учащихся разной подготовленности. Эффективность повышения физической подготовленности учащихся во многом определяется величиной применяемых на уроках физических нагрузок. Величина нагрузки на уроке прежде всего зависит от объема и интенсивности используемых физических упражнений. H. И. Волков и В.М. Зациорский еще в 1964 г. предложили для контроля за физической нагрузкой упражнений оценивать значения ее компонентов: продолжительность выполнения упражнении, их интенсивность, продолжительность интервалов и характер отдыха, число повторений [13].
Когда учащимся дается одинаковая для всех физическая нагрузка, то для одних она оказывается оптимальной, для других — недостаточной, а для третьих — слишком большой. В итоге первые работают с хорошим тренировочным эффектом, у вторых получается только поддерживающий режим, а третьи реагируют на нагрузку снижением результатов. Поэтому учитель И.И. Петренко предлагает более тщательно следить за индивидуальными реакциями каждого учащегося на физическую нагрузку, варьируя ее в зависимости от физической подготовленности [20].
Введение стандартов, единых механизмов измерения результатов остро ставит проблему оценивания. Сегодня нас не удовлетворяет традиционный подход к отметке, основанной на принципе «вычитания». Отметка должна отражать персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности.
Многие учителя физической культуры в своей работе отдают приоритет индивидуализации контроля уровня физической подготовленности. Наиболее объективным способом оценки успеваемости учащихся, считает М.Г. Каменцер, будет оценка за качество выполнения домашнего задания и за показатели сдвигов в физической подготовленности по тестам [14].
Как показала практика, при организации работы по системе тестирования необходимо придерживаться определенных принципов:
1) не следует оценивать результаты выполнения тестов при первом их выполнении; вначале они должны служить отправным ориентиром;
2) контрольные прикидки по тестам рационально проводить в конце каждой четверти с тем, чтобы поддерживать у учащихся интерес к занятиям и иметь время для коррекции используемого материала, не ожидая конца учебного года;
3) контрольные прикидки не должны носить соревновательного характера; показатели одного ученика нельзя сравнивать с показателями другого.
Единственное, что можно сопоставлять — это интенсивность роста показателей каждого ученика по отношению к самому себе [14]. Такого же способа оценки успеваемости учащихся придерживается Н.И. Саенко. Он считает, что обучаемых следует оценивать не за достижения и показатели, а за сдвиги в физической подготовленности [24].
Актуальным остается применение дифференцированного подхода к учащимся. Его теоретическими основаниями являются следующие положения:
— Демократизация образовательного процесса предполагает передачу части ответственности ученику. Основанием для этого служит опыт Ш.А. Амонашвили, В.К. Дьяченко, А.С. Макаренко и др.
— Гуманизация педагогического процесса. Отношения учителя и ученика зиждутся на гуманистических свойствах личности ребенка и педагогов.
— Развитие социальной компетентности учащихся. Педагогические коллективы формируют у детей знания и умения социального взаимодействия с другими людьми.
— Создание условий для развивающего педагогического процесса (В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др.).
Особый акцент в педагогических коллективах делается на сознательность обучения. Развитие и воспитание учащихся зависит от:
— их оптимального психического состояния;
— выбранной технологии контроля знаний и умений;
— волевой сферы и Я-концепции ученика;
— оптимального педагогического состояния, которое определяется характером решаемых задач и личностями школьника и педагога.
Известны пять основных блоков личности: исполнение законов, сотрудничество, позитивная Я-концепция, воля, мотивация. При осуществлении учебного процесса в школах формируют первых три блока, являющихся наиболее важными качествами учащегося.
Цели обучения, развития и воспитания достигаются педагогами более успешно при переводе ребенка из объекта в субъект обучения и воспитания, что определяется правильным выбором педагогических технологий.[10]
Вопрос о дифференциации физического воспитания школьников неоднократно являлся предметом исследования медицинских работников, специалистов физического воспитания. Целью исследования является разработка концептуальных подходов дифференциации и индивидуализации отбора и структурирования содержания физического воспитания учащихся. [1]
Существуют примерные показания для определения детей в подготовительную группу при некоторых отклонениях в состоянии здоровья. Данные медицинских осмотров, периодически повторяющихся раз в четверть, а также сдвиги в физической подготовленности являются основанием для заключения о дальнейших занятиях школьников физическими упражнениями в той же группе или переводе в другую. Перевод осуществляет врач. Цель работы учителя: работать над переводом в основную медицинскую группу большинства школьников подготовительной группы. Само собой разумеется, что все заболевания требуют разного подхода. Поэтому необходимо обратить внимание на дифференцированный подход к процессу обучения, воспитания и физического развития детей с отклонениями в состоянии здоровья, определенных в подготовительную медицинскую группу с целью их физического совершенства и возможности подготовки для перехода в основную группу.
Особое внимание следует обратить на содержательную часть занятий. Переключение внимания с учащихся основной группы на подготовительную должно проходить путем замаскированного чередования или «как получается». Схема урока физической культуры является общей для учеников как основной, так и подготовительной медицинских групп. Главное различие заключается в дозировке физической нагрузки и специфике содержания, учебного материала каждой из частей урока. Эффективность урока физической культуры зависит от методов организации деятельности учащихся.
Фронтальный метод организации деятельности используется и в подготовительной и в заключительной частях урока. Сущность в том, что учитель занимается со всеми учениками. [1]
Групповой метод применяется в основной части и используется при прохождении достаточно сложного материала. Преимущество способа в том, что учитель имеет возможность оказывать необходимое внимание группе более слабых учеников, не нарушая общего хода урока и не мешая другим.
Метод индивидуальных занятий предусматривает самостоятельное выполнение упражнений, используется как в основной, так и в подготовительной частях урока. Метод способствует выполнению корректирующих упражнений, варьированию объема и интенсивности упражнений и индивидуальному совершенствованию двигательных умений и навыков.
Заключение
В нашем современном мире необходим индивидуальный подход к детям во всех видах деятельности, особенно в физическом воспитании. О здоровье и полноценном развитии мы должны заботиться с самого раннего возраста, т.к. это даст полноценное развитие в дальнейшем и развитию как личности. Можно отметить, что наиболее разработаны теоретические основы индивидуального подхода в работах Я.И. Ковальчука. Он доказывает связь между физическим и умственным воспитанием. Вопрос об индивидуальном подходе издавна интересовал ученых и педагогов.
Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что нужно осуществлять постоянную индивидуальную работу с детьми, т. к. все дети разные; у каждого ребенка свой уровень состояния здоровья, особенности психического развития и разные умственные способности и возможности. Поэтому педагог должен знать особенности каждого ребенка, для того чтобы способствовать всестороннему развитию личности.