«Индивидуальный учебный проект в школе»

Автор: Тисняк Марина Николаевна

 

Учитель Тисняк М.Н.

«Индивидуальный учебный проект в школе»

 

Нормативные требования

В соответствии с требованиями ФГОС основного общего обра­зования проектная и исследовательская деятельность становит­ся обязательной для выполнения всеми школьниками, особенно в 9, 10—11 классах. Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры ис­следовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы». Метапредметные результаты освоения учащи­мися образовательной программы должны, в частности, отражать «умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следствен­ные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индук­тивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы».

ФГОС среднего общего образования предусматривает выполнение учащимися индивидуального проекта, который «представляет со­бой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Выполняется обучающимся само­стоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практиче­ской, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творче­ской, иной)». При этом ФГОС определяет следующие виды проектов: исследовательский, информационный, творческий, социальный, при­кладной, инновационный, конструкторский, инженерный.

Это означает, что:

     исследования и проекты будут выполнять все школьники, без исключения;

      эти работы на старшей ступени являются индивидуальными, поэтому каждый учащийся будет иметь свою тему;

      учителя будут руководителями проектов и исследований своих обучающихся;

      аттестация обучающихся, по результатам выполнения ими ис­следовательских и проектных работ, будет проводиться по единой методике аттестации.

На основании диагностики успешности в осуществлении исследо­вательской и проектной деятельности может оцениваться уровень метапредметных и личностных результатов обучения. В требованиях ФГОС эти типы образовательных результатов отра­жены наряду с предметными результатами. При этом на практике качество образования определяется, в основном, предметными ре­зультатами (по результатам ЕГЭ, ОГЭ, предметных олимпиад и др.). Поэтому показатели успешности в исследовательской и проектной деятельности должны быть заложены в показатели качества работы каждой (в том числе вашей) школы, что позволит учесть достижения школьников, не склонных к академической учёбе и интеллектуаль­ным соревнованиям, но имеющих высокий творческий потенциал.

Важные понятия

Обсудим понятия, используемые при организации исследователь­ской и проектной деятельности учащихся. Если исследовательская деятельность разными источниками трактуется сходным образом, то в случае проектов существует большой спектр различных определе­ний. Приведём некоторые из них.

Проект: 1) совокупность документов (расчётов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия; 2) предваритель­ный текст какого-либо документа; 3) замысел, план (Большой энци­клопедический словарь).

Проект — целостная совокупность моделей, свойств или харак­теристик, описанных в форме, пригодной для реализации системы.

Инженерный проект — изобретение, разработка, создание, вне­дрение, ремонт, обслуживание и (или) улучшение техники, материа­лов или процессов.

Проект в управленческой деятельности (от — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — временное пред приятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата.

Социально-педагогическое и психолого-педагогическое про­ектирование — методология и технология целенаправленного по­строения инновационных развивающих практик образования, жиз­ненных ситуаций, в которых становится возможным и подлинно личностное самоопределение, и обретение субъектности, и становле­ние авторства собственных осмысленных действий1.

Жизненный проект учащегося — замысел построения профес­сиональной и социальной траектории развития человека в соответ­ствии с собственным потенциалом, ценностями, целями и способами их достижения с учётом социально-экономического контекста (кон­цепция образовательного комплекса «Умная школа»).

Мы будем придерживаться следующего понятийного ряда.

Проектирование — деятельность, направленная на выявление необходимости и создание новых объектов и явлений окружаю­щего мира, отличных по своим характеристикам и свойствам от из­вестных.

Исследование — деятельность, связанная с получением новых знаний, основанная на свойственном человеку исследовательском по­ведении и сопровождающаяся применением определённых средств (в науке они известны как методы и методики), связанных с на­блюдением, экспериментированием, анализом и т. д.

Исследовательское поведение — одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направ­ленная на его познание, являющаяся сущностной характеристикой деятельности человека.

Исследовательские способности — индивидуальные особен­ности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности3.

Исследовательская позиция — значимое личностное основание, исходя из которого человек не просто активно реагирует на изме­нения, происходящие в мире, ему также необходимо искать и находить ранее им неизведанное. Исследовательская позиция проявля­ется и развивается в ходе реализации исследовательской деятель­ности.

Метод проектов — способ эффективного выстраивания како­го-либо типа деятельности. Это метод, позволяющий спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т. д. так, чтобы достичь результата оптимальным способом. В этом смысле любая сознательная деятельность является проектом, поскольку предполагает достижение какого-то результата и работу по органи­зации и планированию движения к нему. При этом проект реализа­ции исследования не является проектом, а остаётся исследованием, организованным проектным методом.

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно­-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельно­сти, направленная на достижение общего результата деятельности. Проектная деятельность поддерживает инициативность и активность ребёнка, развивает умение самостоятельно выстраивать маршрут для решения поставленной задачи, учит нести личную ответственность за результат. В ходе реализации проектного замысла обучающиеся учатся выбирать средства, адекватные стоящей задаче, принимать наиболее эффективное решение из множества возможных, в том чис­ле в ситуациях неопределённости. Проектирование является решаю­щим в развитии способности идти от замысла к результату, станов­лении веры в себя и собственные силы.

Исследовательская деятельность учащихся (или учебно­-исследовательская деятельность) предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с целью получения ими субъективно нового знания (т. е. нового для конкретного учащегося), направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста — руководителя исследовательской работы. В процессе исследователь­ской деятельности реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования), характерные для исследований в научной сфере: постановка проблемы (или выделение основополагающего во проса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собствен­ные выводы. Исследование является ключевым для становления спо­собности превращать опыт в ресурс для развития, способности к са­моопределению, конструктивному взаимодействию с другими.

Учебное исследование — образовательный процесс, реализуе­мый на основе технологии исследовательской деятельности. Основ­ные характеристики:

      выделение в учебном материале проблемных точек, предпо­лагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала;

     развитие навыка формулирования или выделения нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развития процесса и др.) в рам­ках избранной проблемы;

      освоение навыков практической (экспериментальной) работы с первоисточниками и свидетельствами (самостоятельно собранным материалом: пробами, образцами, фрагментами текста, опросными данными и др.);

     развитие навыка работы с разными версиями на основе анали­за свидетельств или первоисточников;

      развитие навыков оформления и публичной презентации про­ведённой работы.

        Авторская позиция учащегося. Развитие способности учащих­ся занимать исследовательскую позицию достигается наилучшим об­разом тогда, когда учащимся создаются условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, попыток анализа, вы­движения версий (гипотез) развития исследуемого явления. При этом учащийся действует в соответствии со своими интересами и предпо­чтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, т. е. самостоятельно ставит цели своей деятельности. Из этого следует, что на каждом этапе исследований нужно дать учащемуся определённую свободу в работе, иногда даже в ущерб методике, иначе ис­следование может постепенно превратиться в обычную при репродуктив­ной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов.

        Функции исследовательской и проектной деятельности в образовательном процессе:

      повышение эффективности усвоения учащимися знаний, уме­ний, навыков, освоения государственных образовательных программ общего образования и достижения соответствующих образователь­ных стандартов;

      инструмент становления и развития психических функции, общих и специальных способностей, мотивационных установок уча­щихся;

     способ профориентации и начальной профессиональной подго­товки. Этот контекст задаёт задачу построения непрерывного образо­вания «школа — вуз», отбора талантливых и мотивированных детей с последующей профилизацией их образования;

— средство обретения молодым поколением культурных ценно

— вхождение в мир культуры через культуру и традиции научного сообщества.

Исследовательская и проектная деятельность в школе

Занятия в школе могут быть организованы по-разному. Традици­онный путь — изложение учителем материала, а затем контроль его усвоения учениками. Но сейчас набирает популярность другой путь, когда ученики и учитель ставят перед собой вопросы — те, кото­рые ставили первооткрыватели законов в физике, химии, биологии, географии, экономике. И вместе ищут ответы на них. Такой путь больше захватывает учеников; материал, полученный своим трудом, запоминается гораздо лучше. Различные вариации подобного спосо­ба ведения занятий известны в образовании давно, разные авторы называют этот способ образования проблемным, или эвристическим, или выработкой критического мышления, или исследовательским.

Критическое мышление — когнитивная стратегия, состоящая в значительной степени из непрерывной проверки и испытания воз­можных решений относительно того, как выполнять определённую работу. Критическое мышление часто противопоставляется творче­скому мышлению. Различие заключается в том, что последнее ведёт к новым инсайтам и решениям, в то время как первое выполняет функцию проверки существующих идей и решений на наличие не­достатков или ошибок.

Эвристический метод (от греч.                      — нахожу) применяет­ся при обучении; он состоит в том, что ученика путём ряда вопросов наводят на решение проблемы, подлежащей рассмотрению.

Проблемное обучение — организованный педагогом способ активного взаимодействия субъек­тов образовательного процесса с проблемно представленным содер­жанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям науки, социальной и профессиональной практики и способам их разрешения, учатся мыслить, вступать в отношения продуктивного общения, творчески усваивать знания. Стержневым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, с помощью которой моделируются условия исследовательской дея­тельности и развития мышления обучающихся.

В качестве примера исследовательского, или проблемного, обу­чения можно привести деятельность Сократа. Вот как она описы­вается в словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона: «Сократ ничего не писал, он вёл беседы с людьми самого различного социального положения, стараясь вызвать в уме собеседника правильное пони­мание того дела, которого касалась беседа. Эти беседы и искусство направлять их к определённой цели Сократ называл меэвтикой или родовспомогательным искусством, так как оно помогало собеседни­ку родить правильное понимание. Беседы Сократа касались всевоз­можных житейских случаев, которые служили ему для выяснения нравственных понятий; он беседовал с полководцами, но не гнушал­ся и беседой с куртизанкой, которой старался внушить правильное понимание искусства нравиться».

Оставив в стороне методику организации исследовательского обу­чения на, обра­тимся к методике выполнения индивидуальных исследовательских работ школьников.

Современный учитель, поставивший себе задачи идти вместе с учеником по тропе познания, выполнить и представить индиви­дуальную творческую работу, как и Сократ, должен использовать групповые формы работы, когда он может уделить внимание каждо­му ученику, обсуждая с ним интересующий его вопрос. Эти формы свойственны дополнительному образованию; наибольшим спросом среди родителей пользуются школы, где организованы многочис­ленные внеурочные формы работы. Ещё большие возможности у учреждений дополнительного образования — центров, домов и дворцов творчества, — суть работы которых — организация продуктивных занятий после школы. Среди образовательных программ, реализуе­мых во внеурочное время, особое место занимают программы с эле­ментами исследовательской деятельности, в рамках которых ребята выполняют маленькие исследования. Конечно, они гораздо проще, чем работы взрослых учёных; но по своей структуре и методологии это настоящие исследования, по духу и букве соответствующие боль­шой науке.

В результате такого подхода к образованию у ребят развивается способность действовать самостоятельно, творчески. Это особый тип мышления — исследовательский (похожие, но не тождественные наименования — эвристический, критический и т. д.). Когда у че­ловека сформирован такой тип мышления, он способен задавать себе вопросы по поводу, как иногда кажется, обыденных вещей. Человек, обладающий таким навыком, приобретает способность критически анализировать информацию и разбираться в самых разных явлениях, например насколько достоверна реклама, показанная по телевизору, перспективна ли фирма, в которой он собирается работать, и т. д.

Исследовательский тип мышления можно развивать у детей, на­чиная с самого раннего возраста, поэтому и исследовательская дея­тельность может быть организована со школьниками всех возрастов и даже с дошкольниками.

Главные функции учебно-исследовательской деятельности:

     в начальной школе — сохранение исследовательского поведе­ния учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности;

     в основной школе — развитие способности занимать исследо­вательскую позицию, самостоятельно ставить цели и достигать их в учебной деятельности на основе применения элементов исследова­тельской деятельности в рамках предметов учебного плана и систе­мы дополнительного образования;

      в средней школе — развитие исследовательской компетентно­сти и предпрофессиональных навыков как основы профильного обу­чения.

На каждой из ступеней исследовательская деятельность является одним из главных средств достижения высоких метапредметных и личностных результатов обучения.

Навыки исследования нужны решительно всем. Работник любой профессии, будь он физик или дворник, сделает свою работу лучше, если будет анализировать её условия и искать наиболее эффективные пути её выполнения (конечно, оставаясь в рамках своей служебной задачи). Этим определяется творческий подход в профессии. Поэтому и исследования можно организовывать как в ведущих лицеях, так и в обычных районных школах, будет различаться только уровень и сложность проводимой работы. Не только в работе, но и в быту, в семье, в дружеском общении способность исследовать очень полезна. Например, подмечая психологические особенности собеседника и его реакцию на те или иные слова, можно грамотно выстроить беседу и добиться желаемого результата. Современная школа должна обеспе­чивать школьникам возможность выполнения разнообразных иссле­довательских работ, это повышает качество образования и позволяет ребятам лучше подготовиться к продолжению образования в вузе и реализовать себя в повседневной жизни.

Для организации исследований в школе нужны специальные про­граммы; необходим совсем другой тип взаимодействия между учи­телем и учеником. Значительная часть времени должна проходить в форме групповых и индивидуальных занятий, когда обсуждаются темы, структура каждой работы, составляется план. При этом про­является так называемый феномен научной школы, когда возникает личностный контакт детей и взрослого, который становится для них авторитетом не только в школе, но и в жизни. Если мы организу­ем исследовательскую деятельность, то впоследствии она организу­ет нас — воспроизводит ситуацию личностного контакта педагога и ребёнка. При этом создаётся возможность индивидуальной диагно­стики потребностей и способностей каждого учащегося, включённого педагогического наблюдения и т. д. Учебные исследования создают среду совместной образовательной деятельности для учащегося и пе­дагога, тем самым решая характерную для современного образования проблему, когда ученик занимается своей деятельностью, учитель — своей, а образовательный процесс, в рамках которого происходит раз­витие как учащегося, так и педагога, иногда связан с ними весьма опосредованно.

И проектирование, и исследование являются главными средства­ми производства в науке, технике, социальной жизни, изначально не очень приспособленными к задачам образовательной практики. Именно поэтому любые методики в этой области при переносе в образовательные учреждения должны быть кардинальным образом переработаны, адаптированы для работы с учащимися конкретного возраста и уровня способностей.

Вместе с тем эти технологии позволяют открыть для школьни­ков «окно в большую жизнь», ознакомить с главными приёмами, которыми пользуются в своей профессиональной деятельности спе­циалисты, а для последних создают возможность передачи своих знаний и опыта молодому поколению, что делает образование более открытым.

Как мы указывали выше, исследование не ставит целью измене­ние окружающего мира, а сосредоточивается на его познании.

Любой проект всегда направлен на решение конкретных техни­ческих, идеологических и других задач (создание сайта, разработка модели технического устройства, выработка определённого обще­ственного мнения и т. д.): создание определённого продукта. По­этому главным критерием оценки эффективности проектирования является практическая значимость. Как и в учебном исследовании, результатом учебного проектирования может быть субъективная практическая значимость для автора работы, возможность само­стоятельно получить значимый результат.

Ни одна исследовательская задача не может быть до конца решена без применения технологии проектирования, т. е. метода последо­вательного движения к поставленной цели. Структура исследования включает в себя все типично проектные этапы: актуализацию (вы­деление нерешённой проблемы, актуализацию недостающего знания); целеполагание (определение целей и задач исследовательской работы, при этом функцию проектного замысла выполняет гипоте­за исследования); подбор методов и средств достижения поставлен­ных целей (разработку экспериментов, плана сбора информации, отбора проб и т. д.); планирование хода работы; оценку результа­тов и соотнесение их с гипотезой (обсуждение и анализ результа­тов); окончательные выводы и их интерпретацию. Поэтому исследо­вательскую работу часто справедливо называют исследовательским проектом.

Уровни проектной и исследовательской деятельности в школе

Следующим важным вопросом является понимание разница меж­ду тем, что делает школьник, и тем, что делает учитель (руководи­тель работы) в процессе выполнения исследования или проекта, а также роль в этом педагогического коллектива школы в целом.

Рассмотрим эту ситуацию на примере исследовательской работы. В каждой школе или центре творчества, системно выстраивающих свою работу на основе исследовательской или проектной деятельно­сти, реализуется три типа проектов, которые имеют разный смысл для разных субъектов — участников этой деятельности.

Для ученика учебное исследование является «просто исследовани­ем», его цель — получение нового знания на основе самостоятельно собранных с помощью определённой методики данных и их представ­ление в виде статьи, презентации, доклада. Исследовательский проект учащегося — проект по выполнению им исследователь­ской работы, который разрабатывается совместно с руководителем в соответствии с этапами исследовательской деятельности. При проек­тировании исследовательской деятельности в качестве основы берут­ся модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработан­ными научным сообществом традициями с учётом специфики учеб­ного исследования. Главной целью исследовательского проекта уча­щегося является получение представлений о том или ином явлении. Важно, чтобы на каждом этапе исследования учащийся вместе с ру­ководителем анализировали возможные варианты ведения работы.

Этапы исследовательской работы учащегося

Область исследования —  к чему душа лежит?

Объект — что реально существующее выбираем?

Предмет — какое свойство объекта выбираем?

Цель — к чему стремимся?

Задачи — какие шаги по достижению цели?

Гипотеза — какой результат прогнозируем?

Область исследования — к чему душа лежит?

Методы — как получаем результат?

Данные — что получаем?

Анализ — какие данные получили?

Результат — что получили?

Подтвердилась ли гипотеза?

Этапы педагогического проекта руководителя
исследовательской работы

Диагностика возможностей учащегося — область интересов, уро­вень подготовки, личностные качества (целеустремлённость, рабо­тоспособность).

Определение доступных ресурсов — возможности внеурочной дея­тельности и дополнительного образования, оборудование, расход­ные материалы.

Адаптация методик к возможностям учащегося.

Совместное с учащимся целеполагание и составление плана работы.

Контроль и корректировка хода выполнения работы.

Совместная подготовка результатов работы к презентации.

Диагностика образовательного результата, обсуждение с учащимся, постановка задач для дальнейшей работы.

При этом учитель, руководитель исследования, занимается совсем другим: его задача не в подтверждении гипотезы или получении но­вого знания, а в достижении учащимся вполне конкретного заплани­рованного образовательного результата, а исследование является всего лишь средством, условием его достижения. Поэтому для учителя ис­следовательская работа его ученика является творческим педагоги­ческим проектом, при выполнении которого необходимо не только контролировать содержательную часть исследования, но и адаптиро­вать его методику и объём к возможностям конкретного учащегося. Руководитель разрабатывает средства (образовательную программу, индивидуальный план работы с учеником), подбирает методики ис­следования и др., которые в итоге дадут требуемый образовательный результат. Важной является мотивация и направленность ожиданий ученика в ходе выполнения работы. На этапе целеполагания, выбора объекта исследования её цель является предметной — исследовать то или иное явление. При этом руководитель обязательно должен обо­значить образовательную цель — освоить методику, получить навык исследования. На этом этапе обычно цель является для учащегося до­статочно абстрактной. В процессе выполнения работы, освоения кон­кретных приёмов, корректировки плана работы образовательная цель становится понятной учащемуся. И в конце, на этапе презентации ра­боты, она должна восприниматься учеником как ценность. Очень важ­но, чтобы на этом этапе была организована совместная со взрослым рефлексия (анализ) хода и результатов выполнения работы, что опре­деляет её образовательную результативность в целом (согласно ФГОС основного общего образования — личностные результаты образования).

Что мы делаем в школе, прежде всего имеет образовательный смысл и должно оцениваться по критериям результативности и эффектив­ности развития учащихся. Поэтому научная новизна и практическая значимость не могут быть критериями результативности учебного исследования — ими является уровень освоения навыков исследова­тельской деятельности и новых знаний в этой области. Но при этом исследование проходит в рамках норм культуры научного исследова­ния, где главными требованиями являются объективность рассмотре­ния, введение чёткого понятийного аппарата, в терминах которого можно однозначно описать исследуемое явление; использование экс­периментальной методики, известной в науке и адаптированной для учебной задачи. В учебном исследовании используются типично об­разовательные средства: методики проведения индивидуально-груп­повых форм обучения, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности учащихся, включённое педагогическое наблюдение, осу­ществляемое в целях текущей коррекции хода исследования, и др. Главной формальной целью и результатом работы становится вы­полненная и оформленная в соответствии с принятыми нормами ис­следовательская работа, в которой ясно выражен и подразумевается в качестве главного смысла шаг личностного развития учащегося Классификация творческих работ школьников в области науки и техники

Традиционно в школах, домах детского творчества используются разные формы индивидуальной творческой работы с учащимися в области науки и техники. Ниже приведены наиболее часто использу­емые формы (хотя эта классификация условна, она позволяет выде­лить главные различия приведённых типов работ по целям, задачам и характеру).

Типы творческой работы и основные характерные элементы:

Реферативные — творческие работы, написанные на основе из­ложения материала, взятого из литературных источников, Интерне­та и т. п. Реферативные работы широко используются в образовании для обучения самостоятельным навыкам сбора и анализа информа­ции. Реферативные работы могут быть начальным этапом проектных или исследовательских работ. Критериями качества реферативных работ являются полнота сбора информации, а также объективность изложения материала. Типичным недостатком реферативных работ является их перегруженность информацией, мало помогающей в рас­крытии поставленной темы. Примеры названий реферативных работ: «Современные представления о проблеме глобального потепления климата», «Теория толпы и её проявление в современном мире», «Кни­ги — корабли мысли. Проблемы чтения в современном обществе».

Экспериментальные — творческие работы, написанные на ос­нове выполнения эксперимента, иллюстрирующего известные в на­уке законы и закономерности. Конкретный результат эксперимента, как правило, зависит от исходных условий. Экспериментальные ра­боты могут включать этап конструирования, анализа технических схем, трактовку результата эксперимента. Экспериментальные рабо­ты часто являются творческим развитием лабораторных работ. Хо­рошие экспериментальные работы, как правило, содержат элементы исследования. Пример названия: «Исследование яркости свечения вольфрамовой проволоки в зависимости от её температуры».

Натуралистические (описательные) — творческие работы, направленные на наблюдение и объективное описание какого-либо явления по определённой, как правило неизменной, методике. Чаще всего выполняются на природных объектах. Критериями качества натуралистических работ являются достоверность и объективность полученных результатов, максимальная полнота выявления необ­ходимых сведений, при этом лаконичность в изложении второсте­пенных деталей. Натуралистические работы обычно включают диа­гностику натурного материала. Пример названия: «Видовой состав эпифитных лишайников Адского урочища».

Проектные — творческие работы, связанные с планированием, достижением и описанием конкретного материального результата (разработкой робота, выращиванием растения и т. д.). В процессе работы над проектом осуществляется коррекция исходной програм­мы, необходимой для повышения эффективности достижения цели. Критериями качества проектных работ являются их актуальность и практическая значимость. Проектные работы могут включать в себя этап исследования. Одной из разновидностей проектных работ явля­ются работы социальной и общественно-экологической направленно­сти, результат которых — формирование общественного мнения по поводу социальных или природоохранных проблем.

Исследовательские — творческие работы, выполненные в ре­зультате анализа наблюдений, сбора материала, сведений, экспери­ментов ит. д. Исследовательские работы выполняются с помощью корректной с научной точки зрения методики. Точный результат исследовательских работ неизвестен заранее, хотя общие тенденции следуют из известных законов и правил. Важным элементом учебного исследования является гипотеза — предположение, которое необходи­мо доказать или опровергнуть в процессе выполнения исследования. Критерием качества исследовательских работ является логическая стройность структурных элементов — постановки цели, выбора ме­тодов решения, проведения опытных и контрольных экспериментов, анализа результатов и обоснования выводов.

С точки зрения педагогической эффективности их сложно срав­нивать: добросовестно выполненная школьником работа будет иметь безусловный положительный эффект, какого бы типа она ни была. Необходимо разделять творческие работы в области науки и техники и творческие работы в области журналистики, публицистики, лите­ратуры и др. Исследовательские, проектные, экспериментальные, ре­феративные работы всегда строятся в соответствии с логикой науки и научного метода. К сожалению, эта логика в значительной мере ушла из нашей повседневной жизни.

 

×
×