Автор: Тисняк Марина Николаевна
Учитель Тисняк М.Н.
«Индивидуальный учебный проект в школе»
Нормативные требования
В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования проектная и исследовательская деятельность становится обязательной для выполнения всеми школьниками, особенно в 9, 10—11 классах. Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы». Метапредметные результаты освоения учащимися образовательной программы должны, в частности, отражать «умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы».
ФГОС среднего общего образования предусматривает выполнение учащимися индивидуального проекта, который «представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной)». При этом ФГОС определяет следующие виды проектов: исследовательский, информационный, творческий, социальный, прикладной, инновационный, конструкторский, инженерный.
Это означает, что:
— исследования и проекты будут выполнять все школьники, без исключения;
— эти работы на старшей ступени являются индивидуальными, поэтому каждый учащийся будет иметь свою тему;
— учителя будут руководителями проектов и исследований своих обучающихся;
— аттестация обучающихся, по результатам выполнения ими исследовательских и проектных работ, будет проводиться по единой методике аттестации.
На основании диагностики успешности в осуществлении исследовательской и проектной деятельности может оцениваться уровень метапредметных и личностных результатов обучения. В требованиях ФГОС эти типы образовательных результатов отражены наряду с предметными результатами. При этом на практике качество образования определяется, в основном, предметными результатами (по результатам ЕГЭ, ОГЭ, предметных олимпиад и др.). Поэтому показатели успешности в исследовательской и проектной деятельности должны быть заложены в показатели качества работы каждой (в том числе вашей) школы, что позволит учесть достижения школьников, не склонных к академической учёбе и интеллектуальным соревнованиям, но имеющих высокий творческий потенциал.
Важные понятия
Обсудим понятия, используемые при организации исследовательской и проектной деятельности учащихся. Если исследовательская деятельность разными источниками трактуется сходным образом, то в случае проектов существует большой спектр различных определений. Приведём некоторые из них.
Проект: 1) совокупность документов (расчётов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия; 2) предварительный текст какого-либо документа; 3) замысел, план (Большой энциклопедический словарь).
Проект — целостная совокупность моделей, свойств или характеристик, описанных в форме, пригодной для реализации системы.
Инженерный проект — изобретение, разработка, создание, внедрение, ремонт, обслуживание и (или) улучшение техники, материалов или процессов.
Проект в управленческой деятельности (от — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — временное пред приятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата.
Социально-педагогическое и психолого-педагогическое проектирование — методология и технология целенаправленного построения инновационных развивающих практик образования, жизненных ситуаций, в которых становится возможным и подлинно личностное самоопределение, и обретение субъектности, и становление авторства собственных осмысленных действий1.
Жизненный проект учащегося — замысел построения профессиональной и социальной траектории развития человека в соответствии с собственным потенциалом, ценностями, целями и способами их достижения с учётом социально-экономического контекста (концепция образовательного комплекса «Умная школа»).
Мы будем придерживаться следующего понятийного ряда.
Проектирование — деятельность, направленная на выявление необходимости и создание новых объектов и явлений окружающего мира, отличных по своим характеристикам и свойствам от известных.
Исследование — деятельность, связанная с получением новых знаний, основанная на свойственном человеку исследовательском поведении и сопровождающаяся применением определённых средств (в науке они известны как методы и методики), связанных с наблюдением, экспериментированием, анализом и т. д.
Исследовательское поведение — одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание, являющаяся сущностной характеристикой деятельности человека.
Исследовательские способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности3.
Исследовательская позиция — значимое личностное основание, исходя из которого человек не просто активно реагирует на изменения, происходящие в мире, ему также необходимо искать и находить ранее им неизведанное. Исследовательская позиция проявляется и развивается в ходе реализации исследовательской деятельности.
Метод проектов — способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности. Это метод, позволяющий спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т. д. так, чтобы достичь результата оптимальным способом. В этом смысле любая сознательная деятельность является проектом, поскольку предполагает достижение какого-то результата и работу по организации и планированию движения к нему. При этом проект реализации исследования не является проектом, а остаётся исследованием, организованным проектным методом.
Проектная деятельность учащихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Проектная деятельность поддерживает инициативность и активность ребёнка, развивает умение самостоятельно выстраивать маршрут для решения поставленной задачи, учит нести личную ответственность за результат. В ходе реализации проектного замысла обучающиеся учатся выбирать средства, адекватные стоящей задаче, принимать наиболее эффективное решение из множества возможных, в том числе в ситуациях неопределённости. Проектирование является решающим в развитии способности идти от замысла к результату, становлении веры в себя и собственные силы.
Исследовательская деятельность учащихся (или учебно-исследовательская деятельность) предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с целью получения ими субъективно нового знания (т. е. нового для конкретного учащегося), направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста — руководителя исследовательской работы. В процессе исследовательской деятельности реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования), характерные для исследований в научной сфере: постановка проблемы (или выделение основополагающего во проса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Исследование является ключевым для становления способности превращать опыт в ресурс для развития, способности к самоопределению, конструктивному взаимодействию с другими.
Учебное исследование — образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности. Основные характеристики:
— выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала;
— развитие навыка формулирования или выделения нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развития процесса и др.) в рамках избранной проблемы;
— освоение навыков практической (экспериментальной) работы с первоисточниками и свидетельствами (самостоятельно собранным материалом: пробами, образцами, фрагментами текста, опросными данными и др.);
— развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников;
— развитие навыков оформления и публичной презентации проведённой работы.
— Авторская позиция учащегося. Развитие способности учащихся занимать исследовательскую позицию достигается наилучшим образом тогда, когда учащимся создаются условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, попыток анализа, выдвижения версий (гипотез) развития исследуемого явления. При этом учащийся действует в соответствии со своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, т. е. самостоятельно ставит цели своей деятельности. Из этого следует, что на каждом этапе исследований нужно дать учащемуся определённую свободу в работе, иногда даже в ущерб методике, иначе исследование может постепенно превратиться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов.
— Функции исследовательской и проектной деятельности в образовательном процессе:
— повышение эффективности усвоения учащимися знаний, умений, навыков, освоения государственных образовательных программ общего образования и достижения соответствующих образовательных стандартов;
— инструмент становления и развития психических функции, общих и специальных способностей, мотивационных установок учащихся;
— способ профориентации и начальной профессиональной подготовки. Этот контекст задаёт задачу построения непрерывного образования «школа — вуз», отбора талантливых и мотивированных детей с последующей профилизацией их образования;
— средство обретения молодым поколением культурных ценно
— вхождение в мир культуры через культуру и традиции научного сообщества.
Исследовательская и проектная деятельность в школе
Занятия в школе могут быть организованы по-разному. Традиционный путь — изложение учителем материала, а затем контроль его усвоения учениками. Но сейчас набирает популярность другой путь, когда ученики и учитель ставят перед собой вопросы — те, которые ставили первооткрыватели законов в физике, химии, биологии, географии, экономике. И вместе ищут ответы на них. Такой путь больше захватывает учеников; материал, полученный своим трудом, запоминается гораздо лучше. Различные вариации подобного способа ведения занятий известны в образовании давно, разные авторы называют этот способ образования проблемным, или эвристическим, или выработкой критического мышления, или исследовательским.
Критическое мышление — когнитивная стратегия, состоящая в значительной степени из непрерывной проверки и испытания возможных решений относительно того, как выполнять определённую работу. Критическое мышление часто противопоставляется творческому мышлению. Различие заключается в том, что последнее ведёт к новым инсайтам и решениям, в то время как первое выполняет функцию проверки существующих идей и решений на наличие недостатков или ошибок.
Эвристический метод (от греч. — нахожу) применяется при обучении; он состоит в том, что ученика путём ряда вопросов наводят на решение проблемы, подлежащей рассмотрению.
Проблемное обучение — организованный педагогом способ активного взаимодействия субъектов образовательного процесса с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям науки, социальной и профессиональной практики и способам их разрешения, учатся мыслить, вступать в отношения продуктивного общения, творчески усваивать знания. Стержневым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, с помощью которой моделируются условия исследовательской деятельности и развития мышления обучающихся.
В качестве примера исследовательского, или проблемного, обучения можно привести деятельность Сократа. Вот как она описывается в словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона: «Сократ ничего не писал, он вёл беседы с людьми самого различного социального положения, стараясь вызвать в уме собеседника правильное понимание того дела, которого касалась беседа. Эти беседы и искусство направлять их к определённой цели Сократ называл меэвтикой или родовспомогательным искусством, так как оно помогало собеседнику родить правильное понимание. Беседы Сократа касались всевозможных житейских случаев, которые служили ему для выяснения нравственных понятий; он беседовал с полководцами, но не гнушался и беседой с куртизанкой, которой старался внушить правильное понимание искусства нравиться».
Оставив в стороне методику организации исследовательского обучения на, обратимся к методике выполнения индивидуальных исследовательских работ школьников.
Современный учитель, поставивший себе задачи идти вместе с учеником по тропе познания, выполнить и представить индивидуальную творческую работу, как и Сократ, должен использовать групповые формы работы, когда он может уделить внимание каждому ученику, обсуждая с ним интересующий его вопрос. Эти формы свойственны дополнительному образованию; наибольшим спросом среди родителей пользуются школы, где организованы многочисленные внеурочные формы работы. Ещё большие возможности у учреждений дополнительного образования — центров, домов и дворцов творчества, — суть работы которых — организация продуктивных занятий после школы. Среди образовательных программ, реализуемых во внеурочное время, особое место занимают программы с элементами исследовательской деятельности, в рамках которых ребята выполняют маленькие исследования. Конечно, они гораздо проще, чем работы взрослых учёных; но по своей структуре и методологии это настоящие исследования, по духу и букве соответствующие большой науке.
В результате такого подхода к образованию у ребят развивается способность действовать самостоятельно, творчески. Это особый тип мышления — исследовательский (похожие, но не тождественные наименования — эвристический, критический и т. д.). Когда у человека сформирован такой тип мышления, он способен задавать себе вопросы по поводу, как иногда кажется, обыденных вещей. Человек, обладающий таким навыком, приобретает способность критически анализировать информацию и разбираться в самых разных явлениях, например насколько достоверна реклама, показанная по телевизору, перспективна ли фирма, в которой он собирается работать, и т. д.
Исследовательский тип мышления можно развивать у детей, начиная с самого раннего возраста, поэтому и исследовательская деятельность может быть организована со школьниками всех возрастов и даже с дошкольниками.
Главные функции учебно-исследовательской деятельности:
— в начальной школе — сохранение исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности;
— в основной школе — развитие способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить цели и достигать их в учебной деятельности на основе применения элементов исследовательской деятельности в рамках предметов учебного плана и системы дополнительного образования;
— в средней школе — развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения.
На каждой из ступеней исследовательская деятельность является одним из главных средств достижения высоких метапредметных и личностных результатов обучения.
Навыки исследования нужны решительно всем. Работник любой профессии, будь он физик или дворник, сделает свою работу лучше, если будет анализировать её условия и искать наиболее эффективные пути её выполнения (конечно, оставаясь в рамках своей служебной задачи). Этим определяется творческий подход в профессии. Поэтому и исследования можно организовывать как в ведущих лицеях, так и в обычных районных школах, будет различаться только уровень и сложность проводимой работы. Не только в работе, но и в быту, в семье, в дружеском общении способность исследовать очень полезна. Например, подмечая психологические особенности собеседника и его реакцию на те или иные слова, можно грамотно выстроить беседу и добиться желаемого результата. Современная школа должна обеспечивать школьникам возможность выполнения разнообразных исследовательских работ, это повышает качество образования и позволяет ребятам лучше подготовиться к продолжению образования в вузе и реализовать себя в повседневной жизни.
Для организации исследований в школе нужны специальные программы; необходим совсем другой тип взаимодействия между учителем и учеником. Значительная часть времени должна проходить в форме групповых и индивидуальных занятий, когда обсуждаются темы, структура каждой работы, составляется план. При этом проявляется так называемый феномен научной школы, когда возникает личностный контакт детей и взрослого, который становится для них авторитетом не только в школе, но и в жизни. Если мы организуем исследовательскую деятельность, то впоследствии она организует нас — воспроизводит ситуацию личностного контакта педагога и ребёнка. При этом создаётся возможность индивидуальной диагностики потребностей и способностей каждого учащегося, включённого педагогического наблюдения и т. д. Учебные исследования создают среду совместной образовательной деятельности для учащегося и педагога, тем самым решая характерную для современного образования проблему, когда ученик занимается своей деятельностью, учитель — своей, а образовательный процесс, в рамках которого происходит развитие как учащегося, так и педагога, иногда связан с ними весьма опосредованно.
И проектирование, и исследование являются главными средствами производства в науке, технике, социальной жизни, изначально не очень приспособленными к задачам образовательной практики. Именно поэтому любые методики в этой области при переносе в образовательные учреждения должны быть кардинальным образом переработаны, адаптированы для работы с учащимися конкретного возраста и уровня способностей.
Вместе с тем эти технологии позволяют открыть для школьников «окно в большую жизнь», ознакомить с главными приёмами, которыми пользуются в своей профессиональной деятельности специалисты, а для последних создают возможность передачи своих знаний и опыта молодому поколению, что делает образование более открытым.
Как мы указывали выше, исследование не ставит целью изменение окружающего мира, а сосредоточивается на его познании.
Любой проект всегда направлен на решение конкретных технических, идеологических и других задач (создание сайта, разработка модели технического устройства, выработка определённого общественного мнения и т. д.): создание определённого продукта. Поэтому главным критерием оценки эффективности проектирования является практическая значимость. Как и в учебном исследовании, результатом учебного проектирования может быть субъективная практическая значимость для автора работы, возможность самостоятельно получить значимый результат.
Ни одна исследовательская задача не может быть до конца решена без применения технологии проектирования, т. е. метода последовательного движения к поставленной цели. Структура исследования включает в себя все типично проектные этапы: актуализацию (выделение нерешённой проблемы, актуализацию недостающего знания); целеполагание (определение целей и задач исследовательской работы, при этом функцию проектного замысла выполняет гипотеза исследования); подбор методов и средств достижения поставленных целей (разработку экспериментов, плана сбора информации, отбора проб и т. д.); планирование хода работы; оценку результатов и соотнесение их с гипотезой (обсуждение и анализ результатов); окончательные выводы и их интерпретацию. Поэтому исследовательскую работу часто справедливо называют исследовательским проектом.
Уровни проектной и исследовательской деятельности в школе
Следующим важным вопросом является понимание разница между тем, что делает школьник, и тем, что делает учитель (руководитель работы) в процессе выполнения исследования или проекта, а также роль в этом педагогического коллектива школы в целом.
Рассмотрим эту ситуацию на примере исследовательской работы. В каждой школе или центре творчества, системно выстраивающих свою работу на основе исследовательской или проектной деятельности, реализуется три типа проектов, которые имеют разный смысл для разных субъектов — участников этой деятельности.
Для ученика учебное исследование является «просто исследованием», его цель — получение нового знания на основе самостоятельно собранных с помощью определённой методики данных и их представление в виде статьи, презентации, доклада. Исследовательский проект учащегося — проект по выполнению им исследовательской работы, который разрабатывается совместно с руководителем в соответствии с этапами исследовательской деятельности. При проектировании исследовательской деятельности в качестве основы берутся модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учётом специфики учебного исследования. Главной целью исследовательского проекта учащегося является получение представлений о том или ином явлении. Важно, чтобы на каждом этапе исследования учащийся вместе с руководителем анализировали возможные варианты ведения работы.
Этапы исследовательской работы учащегося
Область исследования — к чему душа лежит?
Объект — что реально существующее выбираем?
Предмет — какое свойство объекта выбираем?
Цель — к чему стремимся?
Задачи — какие шаги по достижению цели?
Гипотеза — какой результат прогнозируем?
Область исследования — к чему душа лежит?
Методы — как получаем результат?
Данные — что получаем?
Анализ — какие данные получили?
Результат — что получили?
Подтвердилась ли гипотеза?
Этапы педагогического проекта руководителя
исследовательской работы
Диагностика возможностей учащегося — область интересов, уровень подготовки, личностные качества (целеустремлённость, работоспособность).
Определение доступных ресурсов — возможности внеурочной деятельности и дополнительного образования, оборудование, расходные материалы.
Адаптация методик к возможностям учащегося.
Совместное с учащимся целеполагание и составление плана работы.
Контроль и корректировка хода выполнения работы.
Совместная подготовка результатов работы к презентации.
Диагностика образовательного результата, обсуждение с учащимся, постановка задач для дальнейшей работы.
При этом учитель, руководитель исследования, занимается совсем другим: его задача не в подтверждении гипотезы или получении нового знания, а в достижении учащимся вполне конкретного запланированного образовательного результата, а исследование является всего лишь средством, условием его достижения. Поэтому для учителя исследовательская работа его ученика является творческим педагогическим проектом, при выполнении которого необходимо не только контролировать содержательную часть исследования, но и адаптировать его методику и объём к возможностям конкретного учащегося. Руководитель разрабатывает средства (образовательную программу, индивидуальный план работы с учеником), подбирает методики исследования и др., которые в итоге дадут требуемый образовательный результат. Важной является мотивация и направленность ожиданий ученика в ходе выполнения работы. На этапе целеполагания, выбора объекта исследования её цель является предметной — исследовать то или иное явление. При этом руководитель обязательно должен обозначить образовательную цель — освоить методику, получить навык исследования. На этом этапе обычно цель является для учащегося достаточно абстрактной. В процессе выполнения работы, освоения конкретных приёмов, корректировки плана работы образовательная цель становится понятной учащемуся. И в конце, на этапе презентации работы, она должна восприниматься учеником как ценность. Очень важно, чтобы на этом этапе была организована совместная со взрослым рефлексия (анализ) хода и результатов выполнения работы, что определяет её образовательную результативность в целом (согласно ФГОС основного общего образования — личностные результаты образования).
Что мы делаем в школе, прежде всего имеет образовательный смысл и должно оцениваться по критериям результативности и эффективности развития учащихся. Поэтому научная новизна и практическая значимость не могут быть критериями результативности учебного исследования — ими является уровень освоения навыков исследовательской деятельности и новых знаний в этой области. Но при этом исследование проходит в рамках норм культуры научного исследования, где главными требованиями являются объективность рассмотрения, введение чёткого понятийного аппарата, в терминах которого можно однозначно описать исследуемое явление; использование экспериментальной методики, известной в науке и адаптированной для учебной задачи. В учебном исследовании используются типично образовательные средства: методики проведения индивидуально-групповых форм обучения, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности учащихся, включённое педагогическое наблюдение, осуществляемое в целях текущей коррекции хода исследования, и др. Главной формальной целью и результатом работы становится выполненная и оформленная в соответствии с принятыми нормами исследовательская работа, в которой ясно выражен и подразумевается в качестве главного смысла шаг личностного развития учащегося Классификация творческих работ школьников в области науки и техники
Традиционно в школах, домах детского творчества используются разные формы индивидуальной творческой работы с учащимися в области науки и техники. Ниже приведены наиболее часто используемые формы (хотя эта классификация условна, она позволяет выделить главные различия приведённых типов работ по целям, задачам и характеру).
Типы творческой работы и основные характерные элементы:
Реферативные — творческие работы, написанные на основе изложения материала, взятого из литературных источников, Интернета и т. п. Реферативные работы широко используются в образовании для обучения самостоятельным навыкам сбора и анализа информации. Реферативные работы могут быть начальным этапом проектных или исследовательских работ. Критериями качества реферативных работ являются полнота сбора информации, а также объективность изложения материала. Типичным недостатком реферативных работ является их перегруженность информацией, мало помогающей в раскрытии поставленной темы. Примеры названий реферативных работ: «Современные представления о проблеме глобального потепления климата», «Теория толпы и её проявление в современном мире», «Книги — корабли мысли. Проблемы чтения в современном обществе».
Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, иллюстрирующего известные в науке законы и закономерности. Конкретный результат эксперимента, как правило, зависит от исходных условий. Экспериментальные работы могут включать этап конструирования, анализа технических схем, трактовку результата эксперимента. Экспериментальные работы часто являются творческим развитием лабораторных работ. Хорошие экспериментальные работы, как правило, содержат элементы исследования. Пример названия: «Исследование яркости свечения вольфрамовой проволоки в зависимости от её температуры».
Натуралистические (описательные) — творческие работы, направленные на наблюдение и объективное описание какого-либо явления по определённой, как правило неизменной, методике. Чаще всего выполняются на природных объектах. Критериями качества натуралистических работ являются достоверность и объективность полученных результатов, максимальная полнота выявления необходимых сведений, при этом лаконичность в изложении второстепенных деталей. Натуралистические работы обычно включают диагностику натурного материала. Пример названия: «Видовой состав эпифитных лишайников Адского урочища».
Проектные — творческие работы, связанные с планированием, достижением и описанием конкретного материального результата (разработкой робота, выращиванием растения и т. д.). В процессе работы над проектом осуществляется коррекция исходной программы, необходимой для повышения эффективности достижения цели. Критериями качества проектных работ являются их актуальность и практическая значимость. Проектные работы могут включать в себя этап исследования. Одной из разновидностей проектных работ являются работы социальной и общественно-экологической направленности, результат которых — формирование общественного мнения по поводу социальных или природоохранных проблем.
Исследовательские — творческие работы, выполненные в результате анализа наблюдений, сбора материала, сведений, экспериментов ит. д. Исследовательские работы выполняются с помощью корректной с научной точки зрения методики. Точный результат исследовательских работ неизвестен заранее, хотя общие тенденции следуют из известных законов и правил. Важным элементом учебного исследования является гипотеза — предположение, которое необходимо доказать или опровергнуть в процессе выполнения исследования. Критерием качества исследовательских работ является логическая стройность структурных элементов — постановки цели, выбора методов решения, проведения опытных и контрольных экспериментов, анализа результатов и обоснования выводов.
С точки зрения педагогической эффективности их сложно сравнивать: добросовестно выполненная школьником работа будет иметь безусловный положительный эффект, какого бы типа она ни была. Необходимо разделять творческие работы в области науки и техники и творческие работы в области журналистики, публицистики, литературы и др. Исследовательские, проектные, экспериментальные, реферативные работы всегда строятся в соответствии с логикой науки и научного метода. К сожалению, эта логика в значительной мере ушла из нашей повседневной жизни.