Информационные (мультимедиа) технологии в пространстве художественного воспитания учащихся

Автор: Андрей Германович Селевко

Информационные (мультимедиа) технологии в пространстве художественного воспитания учащихся

Селевко А.Г.

Информационные технологии представляют собой совокуп­ность систематических и массовых способов и приемов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использо­ванием современных средств связи, полиграфии, вычислительной техники и программного обеспечения.

В практике информационными технологиями обучения на­зывают все технологии, использующие специальные техниче­ские информационные средства (ПЭВМ, аудио, кино, видео).

Появление мультимедиа технологий вывело взаимодейст­вие компьютера и человека на новый уровень Сегодня ученик на своем рабочем месте может просмотреть видео-сюжет доку­ментальной или художественной кинохроники, прослушать го­лоса природы, наблюдать социальные и физические явления в высококачественной анимации, пройти аудио-тренинг по ино­странному языку, стать участником общественного мероприя­тия, и т.д.

Компьютер значительно раздвигает возрастные возможно­сти обучения. Используя возможности компьютера, можно нау­чить ребенка многому из того, что недавно было доступно лишь специалистам.

Компьютер практически решает проблему индивидуали­зации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, часто стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея в качестве партнера компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения.

Компьютерные средства обучения называют интерак­тивными, они обладают способностью «откликаться» на дейст­вия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и со­ставляет главную особенность методик компьютерного обуче­ния.

Помимо развития индивидуальных форм обучения появ­ляются и новые многообещающие формы совместного компь­ютерного обучения В перспективе создание компьютерных се­тей позволит ученикам различных школ, и даже регионов, рабо­тать совместно, не выходя из своего дома, класса.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреп­лении, повторении, контроле. При этом для ребенка он выпол­няет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объ­екта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игро­вой) среды.

Компьютер значительно расширил возможности пред­ставления информации. Главная методическая проблема пре­подавания сместилась от «как лучше рассказать материал» к то­му, «как лучше его показать». Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехни­ки позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности (на­пример, позволяет «погрузить» учащегося в конкретную исто­рическую эпоху, поставив его в положение участника истори­ческих событии, первооткрывателя земель) и т.д.

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления иг­рают исключительно важную роль в жизни человека, то исполь­зование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективными; компьютерная трафика помогает детям эффективно, с интересом усваивать материал. Интерес создается разнообразием и красоч­ностью информации (текст + звук + видео + цвет). Этому спо­собствует не только новизна работы с компьютером, но и воз­можность регулировать предъявление учебных задач по трудно­сти, поощрение правильных ответов, решений.

Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, рас­крывая практическую значимость изучаемого материала, пре­доставляя им возможность испробовать умственные силы и про­явить оригинальность, поставив интересную задачу, задавать любые вопросы и предлагать любые решения без риска полу­чить за это низкий балл, — все это способствует формированию положительного отношения к учебе.

Программное обеспечение компьютера вообще создает общий игровой фон общения человека с машиной. Эта особен­ность не ограничивается сугубо игровыми моделями компьюте­ра. Предлагая интерфейс, имеющий иронически-шутливую ок­раску, компьютер привносит положительный эмоциональный характер в мыслительный и творческий процесс.

Наконец, достоинством компьютера, неоценимым в процессе обучения являются его «выдержка» и «спокойст­вие», «дружественность» по отношению к ученику.

Весьма эффективно и перспективно использование ин­формационных (мультимедиа) технологий в области художест- венно-эстетического воспитания и обучения. О гигантском мно­гообразии культурной информации, которое предоставляет муль­тимедиа библиотеки и всемирная сеть ИНТЕРНЕТ, нет смысла го­ворить. Кроме того, компьютерное рисование в программных средах Pain—brash, Corel Draw, чертежи, дизайн на компьютере и др.

В музыке, звучание нот, обучение сольфеджио. Програм­мы «Музыкальные инструменты», «Великие композиторы». Простые мелодии, композиция, аранжировка.

В образовательной области «Технология»: программы практического обучения по дисциплинам художественно-эсте­тической области.

Компьютер не может заменить преподавателя, но компью­тер обладает практически неограниченной памятью. В него и на его емкие носители информации можно заложить всю имею­щуюся литературу по изобразительному искусству вместе с ил­люстрациями. При этом надо иметь в виду, что физиологические возможности человеческого организма таковы, что ученик мо­жет без вреда для здоровья работать непрерывно у экрана дис­плея 20-30 минут. Этого времени мало для вдумчивого прочте­ния объемного текста, но вполне достаточно для знакомства с небольшими комментариями к художественным репродукциям.

Компьютер помогает педагогу в управлении учебным про­цессом, выдает результаты выполнения учащимися контроль­ных задании с учетом допущенных в теме ошибок и затраченно­го времени; сравнивать показатели различных учащихся по ре­шению одних и тех же задач или показатели одного учащегося за определенный промежуток времени.

При наличии новых «компьютерных» инструментов меня­ется вся существующая в традиции педагогическая ситуация: учитель перестает быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнером:

·         Компьютер — это средство, а не субъект обучающей дея­тельности, он помощник педагогу, а не его замена.

·         Диалоговый характер обучения: компьютерное обуче­ние — это общение ребенка с компьютером.

·         Взаимодействие ребенка с компьютером происходит по всем типам, субъект — объект, субъект — субъект, объект — субъект

·         Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.

·         Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.

·         Оптимальность в применении компьютера: нельзя недо­оценивать возможности компьютера как средства наглядности, самостоятельной работы учащихся, но нельзя и считать компь­ютер идеальным учителем, который всегда лучше, чем нату­ральный.

·         Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

·         Психологический комфорт ученика при общении с ком­пьютером.

·         Неограниченное обучение: расширение и углубление содержания и его приложений как угодно велики.

 

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие действия.

·         Организация учебного процесса на уровне класса в це­лом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя ди­агностика, итоговый контроль).

·         Организация внутриклассной активизации и координа­ции, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутри- классной сетью и т.п.).

·         Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» кон­такт с ребенком С помощью компьютера достигаются идеаль­ные варианты индивидуального обучения, использующие визу­альные и слуховые образы.

·         Подготовка компонентов информационной среды (раз­личные виды учебного, демонстрационного оборудования, со­прягаемого с персональным компьютером, программные сред­ства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

Современные компьютерные классы сегодня поступают в школы вместе с комплектами компакт-дисков различного назна­чения: справочники, энциклопедии, программные средства про­ектирования методических материалов, инструментальные сред­ства и, наконец, средства поддержки отдельных предметов в от­дельных классах. К сожалению, они не являются программно- методическими комплексами, т.е., не содержат методического сопровождения, помогающего учителю найти место применения данного программного средства на конкретных уроках, либо указаний на виды учебной деятельности, которые можно с его помощью организовать при изучении соответствующих тем курса.

В электронных учебных пособиях, содержащих система­тизированный материал в рамках программы учебной дисцип­лины, информация, как правило, подается в мультимедиа-среде, содержащей фото, видео, графику, анимацию, речь, музыку и некоторое количество текста. В некоторые пособия включается также упражнения или практикум, который может быть органи­зован на базе моделирования предметной области и система ат­тестации (тесты, контрольные задания).

Такие издания ставят своей педагогической целью под­держку учебной работы в направлении расширения возможно­стей учителя в классе. Учитель, используя проекционное обору­дование, включает в свое объяснение эффектные аудиовизу­альные фрагменты для иллюстрации учебного материала. Несо­мненно, с использованием таких фрагментов можно успешно формировать и развивать образное мышление за счет визуализа­ции материала, однако при этом не активизируется деятельность самих учащихся, они остаются пассивными участниками про­цесса обучения.

Одним из способов активизации деятельности учащихся может быть создание ситуации, требующей поиска информа­ции на заданную тему. Для этого учителю следует продумать заранее ряд вопросов и предложить учащимся найти на них от­веты, используя материал электронного пособия.

К информационно-справочным источникам относятся энциклопедии, справочники, словари, хрестоматии, атласы и т.д. Они не привязаны к определенному курсу, программе, дидакти­ческой схеме и предназначены для индивидуализированного, вариативного образования, формирования общекультурной компетентности ; эти источники используются для индивиду­альной работы учащихся во внеурочное время в процессе твор­ческой работы.

Издания общекультурного характера предназначены для создания культурной среды. Это виртуальные экскурсии по му­зеям мира, путешествия по городам, странам и континентам, из­дания, посвященные классикам мировой культуры, шедеврам архитектуры, живописи, музыки. Цель — предоставить равные возможности воспитания общей культуры, широты мировоззре­ния всем учащимся.

При подготовке учителя к уроку встречаются следующие задачи:

Просмотр всех программных продуктов. Некоторое количество текста. В некоторые пособия включается также упражнения или практикум, который может быть органи­зован на базе моделирования предметной области и система ат­тестации (тесты, контрольные задания).

Такие издания ставят своей педагогической целью под­держку учебной работы в направлении расширения возможно­стей учителя в классе. Учитель, используя проекционное обору­дование, включает в свое объяснение эффектные аудиовизу­альные фрагменты для иллюстрации учебного материала. Несо­мненно, с использованием таких фрагментов можно успешно формировать и развивать образное мышление за счет визуализа­ции материала, однако при этом не активизируется деятельность самих учащихся, они остаются пассивными участниками про­цесса обучения.

Одним из способов активизации деятельности учащихся может быть создание ситуации, требующей поиска информа­ции на заданную тему. Для этого учителю следует продумать заранее ряд вопросов и предложить учащимся найти на них от­веты, используя материал электронного пособия.

К информационно-справочным источникам относятся энциклопедии, справочники, словари, хрестоматии, атласы и т.д. Они не привязаны к определенному курсу, программе, дидакти­ческой схеме и предназначены для индивидуализированного, вариативного образования, формирования общекультурной компетентности ; эти источники используются для индивиду­альной работы учащихся во внеурочное время в процессе твор­ческой работы.

Издания общекультурного характера предназначены для создания культурной среды. Это виртуальные экскурсии по му­зеям мира, путешествия по городам, странам и континентам, из­дания, посвященные классикам мировой культуры, шедеврам архитектуры, живописи, музыки. Цель — предоставить равные возможности воспитания общей культуры, широты мировоззре­ния всем учащимся.

При подготовке учителя к уроку встречаются следующие задачи:

1. Просмотр всего программных продуктов.

2.  Составление выборки (презентации) из программного продукта.

3.  Создание авторской обучающей программы:

а) с дикторским текстом;

б) с музыкальным сопоовождением;

в) со статическими иллюстрациями;

г) с видеовставками;

д) с интерактивным взаимодействием учащийся — ком­пьютер;

е) с включением Internet.

Носители программных продуктов — компьютерные (обучающие) диски:

CD — постоянная память, реализованная на компакт-дисках и предназначенная для хранения значительных объемов инфор­мации (550 Мбайт и более).

CDRWперезаписываемый компакт-диск.

DVD — универсальный диск для лазерной записи и воспро­изведения цифровой аудио и видеоинформации.

Структура диска (обучающей программы).

   В диске имеется перечень и краткая аннотация разде­лов диска.

  Тексты для обучения.

  Тексты для контроля.

  В диске заложены способы получения информации

    практических занятий

    проверки знаний

  В диске заложены способы использования диска в учеб­ном процессе — возможности индивидуального обучения

Работа с текстами. Создание и редактирование текста — одно из основных направлений использования компьютера. Ка­ждый доступный учителям компьютер является рабочим местом для создания текста. Для печати текста на бумаге служит прин­тер.

Сохраняют текст либо в компьютере (в виде файла), либо выводят на внешний носитель (CD-диск, дискету), что позволяет легко переносить его на другой компьютер.

Работа со звуком Звук воспроизводится с носителей (дискет, компакт-дисков) помощью встроенных программ.

нообразно использовать обучающий продукт, но в заданных им самим режимах — сценариях (например, просмотр содержания электронного учебника в соответствии с заданной схемой нави­гации «назад — вперед»).

Имеется ряд программ, которые, будучи установлены на данном компьютере, позволяют выполнять более качественно и более широкий спектр функций (например, просмотр только ил­люстраций, поиск и др.).

FineReader (Файнридер) — программа для распознавания отсканированного текста

Fotoshop (Фотошоп) — просмотр и редактирование и созда­ние иллюстраций

Corel Draw (Корел Дро) — рисование (дорисовка иллюстра­ций)

Sound Foyge (Саунд фодж) — просмотр и редактирование звуковых файлов

WINDVD — просмотр DVD

LA — просмотр видеофайлов

ACDSee, — просмотр графических файлов и иллюстраций!

Для изобразительного творчества нужны специальные программы — графические редакторы (самый простой — Paint brush, PHOTSHOP, Coreldraw), при этом на рабочем месте очень полезен сканер и цветной принтер. Для музыкального творче­ства к компьютеру с хорошей звуковой картой должна быть подключена музыкальная клавиатура, а на компьютере установ­лена специальная программа — музыкальный редактор. Компью­тер с подключенной музыкальной клавиатурой и установленным специальным программным обеспечением будет хорошим син­тезатором.

Мультипликация — один из наиболее популярных совре­менных видов изобразительного творчества. Для создания мультфильмов необходимо установить на компьютере специ­альную программу. Простейшие программы — «ЛогоМиры» и «ПервоЛого».

В настоящее время различные центры новых технологий, издательства электронной продукции, например «С-1», «Кирилл и Мефодий», «Просвещение», «Интерсофт» и др. выпускают интерактивные программы энциклопедического характера (словари, справочники, путешествия по экспозициям знамени­тых музеев). Эта мультимедийная продукция, хотя и имеет спрос на рынке услуг, прямо не предназначена к использованию в школе в качестве обучающих программ, но может быть под­спорьем в преподавании художественной культуры и изобрази­тельного искусства.

Например, «Электронная художественная энциклопе­дия «Эрмитаж Искусство Западной Европы» (разработки «Интерсофт») является учебной компьютерной программой, предназначенной для осуществления вспомогательной, допол­няющей и иллюстрирующей функций (информационно- демонстративных функций) по отношению к основному процес­су обучения, построенному на использовании традиционных средств, в том числе «бумажного» учебника. В ней представле­ны 310 работ Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Ти­циана, Эль Греко, Веласкеса, Гойи, Рубенса, Ван Дейка, Рем­брандта, Дюрера, Кранаха, Пуссена, Моне, Ван Гога, Гогена, Матисса, Пикассо и других европейских мастеров, имеющих общемировое значение и составляющих гордость государ­ственного Эрмитажа.

Истории искусства Западной Европы и работы великих мастеров представлены в виде 72 музыкально-литературных ин­терактивных рассказов общей продолжительности более трех часов.

Речевые комментарии к каждому из 310 произведений ис­кусства имеют продолжительность более двух часов. В энцик­лопедии предусмотрены индивидуальная работа с каждым изо­бражением, панорамирование изображений с высоким разреше­нием, а также ведение индивидуального альбома с собственны­ми комментариями.

Компакт-диск «Энциклопедия классической музыки» предназначен для оказания помощи учителям школ в подготовке уроков музыки, МХК, интегрированных уроков с целью повы­шения эффективности урока и использования ТСО в учебном процессе.

В «Главном меню» диска четыре крупных раздела: «Ста­тьи», «Экскурсии», «Викторина», «Хронология».

Раздел «Статьи» содержит большой банк данных, систе­матизированных по разным направлениям:

       биографические справки о композиторах и исполнителях;

       сведения о музыкальных произведениях (сюжет, ис­тория содержания, премьера);

       данные о культурных особенностях той или иной эпохи;

       характеристика музыкальных инструментов с ис­пользованием фрагментов звучания;

                     словарь музыкальных терминов;

       данные о национальной принадлежности того или иного композитора (подраздел «Страны»);

       данные о композиторах и исполнителях, живших в определенное время (подраздел «Время»);

       трехминутные фрагменты музыкальных произведе­ний и одноминутные видеофрагменты опер и балетов, иллюстраций инструментов, портреты композиторов, исполнителей (подраздел «Медиа»);

       подробный рассказ о строении музыкальных инст­рументов, принадлежащих к различным группам сим­фонического оркестра: скрипки, рояля, флейты, трубы с использованием спецэффектов (подраздел «Анима­ция»),

Раздел «Экскурсии» знакомит с историей развития музы­кальной культуры разных стран (Россия, Италия, Испания, Гер­мания, Франция, Польша, Венгрия, Великобритания, США), на­чиная с X—XI веков и до наших дней (время звучания одной экс­курсии — 8-12 мин.)

Раздел «Викторина» дает возможность проверить знания в области классической музыки в трех временных режимах: 10 заданий за три минуты, 50 заданий за 15 минут, 100 заданий за 30 минут. Задания повышенной сложности, рассчитанные на уг­лубленное изучение предметов эстетического цикла, содержат вопросы о фактах биографии композиторов, о выразительных средствах музыки, об элементах музыкального языка, особенно­стях стиля композиторов или эпохи и т.д.

Раздел «Хронология» поможет узнать о важнейших собы­тиях музыкальной культуры с VII века и до наших дней и вклю­чает подобранных в хронологическом порядке перечень истори­ческих событий, фактов, биографических данных композиторов, Кроме того, возможна организация поиска нужной информации через слово или часть фразы (раздел «Статьи», подраздел «По­иск»).

×
×