Автор: Шевченко Дмитрий Юрьевич
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Администрация муниципального образования «Тарасовский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Роговская средняя общеобразовательная школа
ПРИНЯТО решением педагогического совета МБОУ Роговской СОШ протокол от 30.08.2024 г. № 1 |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ___________ Шевченко Д.Ю. подпись 30.08.2024 г. |
УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ Роговской СОШ ____________ Шевцова И.А. Приказ от 31.08.2024 г. № 113 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«МЫ В МИРЕ ИНФОРМАТИКИ»
Уровень программы: стартовый
Вид программы: типовая
Возраст детей: от 11 до 14 лет
Срок реализации: 1 год (34 ч.)
Разработчик: учитель информатики
Шевченко Д.Ю.
х. Можаевка, 2024
ОГЛАВЛЕНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК. 6
2.1 Учебный план. 6
2.2 Календарный учебный график. 9
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.. 12
3.1 Условия реализации программы.. 12
3.2 Формы контроля и аттестации. 12
3.3 Планируемые результаты.. 13
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. 15
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ.. 17
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 18
I. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мы в мире информатики» составлена на основе:
· Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства Образования и науки РФ от 31 мая 2021 г. № 287;
· Приказа Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 27 июля 2022 г № 629.
· СанПин 1.2.3.3685-21: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
· Федеральной программе основного общего образования по информатике и информационным технологиям для 7-9 классов образовательных организаций (базовый уровень), 2023 г;
· Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Роговской СОШ, утвержденной приказом № 111 от 31.08.2023 года;
· Годового учебно-календарного графика МБОУ Роговской СОШ на текущий год приказ № 110 от 31.08.2024 года;
· Учебного плана МБОУ Роговской СОШ на 2024-2025 учебный год – приказ № 112 от 31.09.2024 года;
· Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах (приказ № 858 от 21.09.2022 года) с изменениями № 119 от 24.02.2024 г.
Актуальность программы. Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе. Ни для кого не секрет, что современные школьники отдают предпочтение работе с компьютером. Специально разработанные обучающие программы привлекают красочным интерфейсом, динамичной сюжетной основой, возможностью самостоятельного выбора путей решения. Компьютерная техника и информационные технологии стали неотъемлемой частью жизни большинства людей. В настоящее время уже неактуально считать целью обучения знакомство с компьютерными технологиями, т.к. сегодняшнее поколение детей уже в младших классах нередко владеет компьютерной техникой на уровне пользователя. Однако, часто эти знания отрывочны, не систематизированы, не имеют под собой теоретических основ. Задача обучения информатике в целом – внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках. Программа направлена на подготовку творческой, технически грамотной, гармонично развитой личности, обладающей логическим мышлением, способной анализировать и решать поставленные задачи. В связи с этим, программа «Мы в мире информатики» является актуальной.
Отличительные особенности программы, новизна. Программа предусматривает получение теоретических знаний и практического навыка работы на компьютере. Обучение по программе не требует базовых знаний по информационным технологиям. В основе программы используется такой тип воспитательной системы, как индивидуально-личностной ориентации обучающихся. Видом воспитательной системы является развитие индивидуальности и самореализация при создании информационных ресурсов. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Обучение строится таким образом, чтобы обучающиеся хорошо усвоили приемы работы на компьютере. Таким образом, постепенно образуется система специальных навыков и умений, формируется интерес к творчеству, что является одной из главных задач руководителя кружка.
Цель: формирование у обучающихся умения владеть компьютерными технологиями, подготовить учеников к активной работе в условиях современного информационного пространства.
Задачи:
обучающие:
ü обучение основам работы на компьютере;
ü отработка практических навыков работы с разнообразными компьютерными программами;
ü освоение первоначальных навыков работы в текстовом и графическом редакторах;
ü знакомство с принципами организации компьютерной техники, с популярными прикладными программами;
ü приобщение к проектно-творческой деятельности;
воспитательные:
ü воспитание интереса к информационной и коммуникационной сфере человеческой деятельности;
ü выделение и раскрытие роли информационных технологий и компьютеров в развитии современного общества;
ü воспитание потребности соблюдать этические и правовые нормы работы с информацией;
ü воспитание бережного отношения к техническим устройствам;
развивающие:
ü развитие творческого воображения, алгоритмического мышления обучающихся;
ü умение применять теоретические знания к решению практических задач программирования;
ü развитие навыков планирования проекта, умения работать в группе;
ü развитие навыков ориентации в информационных потоках окружающего мира и применения точной и понятной инструкции для решения учебных задач и в повседневной жизни.
Характеристика программы.
Направленность: техническая.
Тип программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.
Вид программы: типовая.
Уровень освоения: стартовый.
Объём и срок освоения программы. Программа рассчитана на 34 учебных часа, запланированных на весь период обучения. Срок освоения программы – 1 год.
Режим занятий. Общее количество часов в год – 34 часа. Периодичность занятий – 1 час в неделю. Продолжительность одного занятия – 40 минут.
Тип занятий: комбинированный.
Формы обучения. Очная и очно-заочная формы реализации программы. Основная форма – очная: объяснение и показ новых приёмов и инструментов работы на компьютере, практическое выполнение проектов. Формы занятий – фронтальные, индивидуальные, групповые. Предусматривается и применение заочной формы на некоторых занятиях.
Адресат программы: программа предназначена для обучающихся 5-7 классов (11-14 лет). Возрастные и психологические особенности детей и их учёт в программе: в кружок принимаются все желающие, без ограничения и предварительного отбора.
Наполняемость группы. В соответствии с учебным планом программы формируются разновозрастные группы по 8-10 человек, являющиеся кружком. Состав группы постоянный.
II. Учебный план. Календарный учебный график
2.1 Учебный план.
Таблица 1.
№ п/п |
Содержание модуля |
Количество часов |
Форма контроля |
||
Теория |
Практика |
Всего |
|||
Модуль 1. Компьютерная безопасность 6/2 |
|||||
1.1 |
Т/Б при работе за компьютером. Информация вокруг нас. |
1 |
0 |
1 |
Устный опрос |
1.2 |
Безопасный интернет. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Устный опрос |
1.3 |
Практическая работа № 1. «Поиск информации в сети Интернет». |
0 |
1 |
1 |
Практическая работа |
1.4 |
Общение в интернете. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Устный опрос |
1.5 |
Практическая работа № 2. «Создание электронной почты и работа с ней». |
0 |
1 |
1 |
Практическая работа |
1.6 |
Понятие о кибербезопасности. |
1 |
0 |
1 |
Устный опрос |
Модуль 2. Информация и информационные процессы 6/2 |
|||||
2.1 |
Информационные процессы. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Устный опрос
|
2.2 |
Информационное общество. Информационная культура |
1 |
0 |
1 |
Устный опрос |
2.3 |
Измерение информации. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Устный опрос |
2.4 |
Практическая работа № 3. «Измерение информации». |
0 |
1 |
1 |
Практическая работа |
2.5 |
Кодирование информации |
0,5 |
0,5 |
1 |
Устный опрос |
2.6 |
Практическая работа № 4. «Кодирование информации». |
0 |
1 |
1 |
Практическая работа |
Модуль 3. Обработка текстовой информации 10/4 |
|||||
3.1 |
Знакомство пакетом приложений Microsoft Office. |
1 |
0 |
1 |
Устный опрос |
3.2 |
Текстовый редактор MS Word и его возможности. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Устный опрос |
3.3 |
Практическая работа № 5. «Набор текста». |
0 |
1 |
1 |
Практическая работа |
3.4 |
Практическая работа № 6. «Форматирование текста». |
0 |
1 |
1 |
Практическая работа |
3.5 |
Нумерация и маркирование. Исправление ошибок. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Устный опрос |
3.6 |
Практическая работа № 7. «Редактирование текста: вставка, удаление и замена объекта». |
0 |
1 |
1 |
Практическая работа |
3.7 |
Вставка и форматирование таблиц. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Устный опрос |
3.8 |
Практическая работа № 8. «Работа с таблицами». |
0 |
1 |
1 |
Практическая работа |
3.9 |
Работа с векторными фигурами. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Устный опрос |
3.10 |
Обобщение по модулю «Обработка текстовой информации». |
0,5 |
0,5 |
1 |
Устный опрос |
Модуль 3. Обработка графической информации 5/3 |
|||||
4.1 |
Компьютерная графика. Растровые и векторные изображения. |
1 |
0 |
1 |
Устный опрос |
4.2 |
Создание графических изображений. Знакомство с редактором Paint. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Устный опрос |
4.3 |
Практическая работа № 9. «Работа с фрагментами изображения». |
0 |
1 |
1 |
Практическая работа |
4.4 |
Практическая работа № 10. «Создание графических изображений». |
0 |
1 |
1 |
Практическая работа |
4.5 |
Практическая работа № 11. «Художественная обработка изображений». |
0 |
1 |
1 |
Практическая работа |
Модуль 4. Компьютерные презентации 5/3 |
|||||
5.1 |
Знакомство редактором «PowerPoint» и его возможностями. |
1 |
0 |
1 |
Устный опрос |
5.2 |
Практическая работа № 12 «Создание компьютерных презентаций». |
0 |
1 |
1 |
Устный опрос |
5.3 |
Практическая работа № 13. «Гиперссылки в компьютерных презентациях». |
0 |
1 |
1 |
Практическая работа |
5.4 |
Анимация, звук и видео как составляющие презентации. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Устный опрос |
5.5 |
Практическая работа № 14. «Анимация, звук и видео в презентациях». |
0 |
1 |
1 |
Практическая работа |
Модуль 7. Итоговое повторение 2/1 |
|||||
7.1 |
Обобщение и систематизация знаний по курсу. |
1 |
0 |
1 |
Устный опрос |
7.2 |
Обобщение и систематизация знаний по курсу. |
0 |
1 |
1 |
Практическая работа |
Итого: |
13 |
21 |
34 |
|
Содержание учебного плана.
Модуль 1. Компьютерная безопасность (6 ч.)
Компьютерная безопасность. Поиск информации в интернете. Общение в реальном времени. Кибербезопасность. Полезные сайты. Всемирная паутина. Браузеры. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.
Модуль 2. Информация и информационные процессы (6 ч.)
Информация и информатика. Информационные процессы. IT-общество. Информационная культура. Измерение информации. Перевод единиц измерения информации. Изменение формы представления информации. Метод координат. Азбука Морзе. Другие способы кодирования.
Модуль 3. Обработка текстовой информации (10 ч.)
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приемы редактирования (вставка, удаление, замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Модуль 4. Обработка графической информации (5 ч.)
Различные графические редакторы. Знакомство с редактором Paint. Рабочее окно. Особенности меню. Рабочее поле. Сохранение выполненной работы. Основы работы с объектами. Цвета. Меню «Палитра». Графические примитивы. Создание и редактирование графических объектов. Меню Paint. Использование различных инструментов. Заливка. Рисование геометрических объектов. Работа с шаблонами. Знакомство с областью. Выделение области на экране в редакторе Paint. Очистка части экрана. Копирование объектов в редакторе Paint. Использование копирования в рисунках. Создание узоров, художественная обработка изображений.
Тема 5. Компьютерные презентации (5 ч.)
Мультимедийная презентация. Создание презентации, работа с графикой, звуком и видеофайлами, настройка анимации. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Тема 7. Итоговое повторение (2 ч.)
2.2 Календарный учебный график
Таблица 2.
Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной программы
«Мы в мире информатики»
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1. |
03.09 |
Т/Б при работе за компьютером. Информация вокруг нас. |
1 |
15-10 (40 мин.) |
Беседа |
Кабинет информатики |
Устный опрос |
2. |
10.09 |
Безопасный интернет. |
1 |
15-10 (40 мин.) |
Беседа |
Кабинет информатики |
Устный опрос |
3. |
17.09 |
Практическая работа № 1. «Поиск информации в сети Интернет». |
1 |
15-10 (40 мин.) |
ПР |
Кабинет информатики |
Практическое задание |
4. |
24.09 |
Общение в интернете. |
1 |
15-10 (40 мин.) |
Беседа |
Кабинет информатики |
Устный опрос |
5. |
01.10 |
Практическая работа № 2. «Создание электронной почты и работа с ней». |
1 |
15-10 (40 мин.) |
ПР |
Кабинет информатики |
Практическое задание |
6. |
08.10 |
Понятие о кибербезопасности. |
1 |
15-10 (40 мин.) |
Беседа |
Кабинет информатики |
Устный опрос |
7. |
15.10 |
Информационные процессы. |
1 |
15-10 (40 мин.) |
Беседа |
Кабинет информатики |
Практическое задание |
8. |
22.10 |
Информационное общество. Информационная культура |
1 |
15-10 (40 мин.) |
Беседа |
Кабинет информатики |
Устный опрос |
9. |
05.11 |
Измерение информации. |
1 |
15-10 (40 мин.) |
Беседа |
Кабинет информатики |
Устный опрос |
10. |
12.11 |
Практическая работа № 3. «Измерение информации». |
1 |
15-10 (40 мин.) |
ПР |
Кабинет информатики |
Практическое задание |
11. |
19.11 |
Кодирование информации |
1 |
15-10 (40 мин.) |
Беседа |
Кабинет информатики |
Устный опрос |
12. |
26.11 |
Практическая работа № 4. «Кодирование информации». |
1 |
15-10 (40 мин.) |
ПР |
Кабинет информатики |
Практическое задание |
13. |
03.12 |
Знакомство пакетом приложений Microsoft Office. |
1 |
15-10 (40 мин.) |
Беседа |
Кабинет информатики |
Устный опрос |
14. |
10.12 |
Текстовый редактор MS Word и его возможности. |
1 |
15-10 (40 мин.) |
Беседа |
Кабинет информатики |
Устный опрос |
15. |
17.12 |
Практическая работа № 5. «Набор текста». |
1 |
15-10 (40 мин.) |
ПР |
Кабинет информатики |
Практическое задание |
16. |
24.12 |
Практическая работа № 6. «Форматирование текста». |
1 |
15-10 (40 мин.) |
ПР |
Кабинет информатики |
Практическое задание |
17. |
14.01 |
Нумерация и маркирование. Исправление ошибок. |
1 |
15-10 (40 мин.) |
Беседа |
Кабинет информатики |
Устный опрос |
18. |
21.01 |
Практическая работа № 7. «Редактирование текста: вставка, удаление и замена объекта». |
1 |
15-10 (40 мин.) |
ПР |
Кабинет информатики |
Практическое задание |
19. |
28.01 |
Вставка и форматирование таблиц. |
1 |
15-10 (40 мин.) |
Беседа |
Кабинет информатики |
Устный опрос |
20. |
04.02 |
Практическая работа № 8. «Работа с таблицами». |
1 |
15-10 (40 мин.) |
ПР |
Кабинет информатики |
Практическое задание |
21. |
11.02 |
Работа с векторными фигурами. |
1 |
15-10 (40 мин.) |
Беседа |
Кабинет информатики |
Устный опрос |
22. |
18.02 |
Обобщение по модулю «Обработка текстовой информации». |
1 |
15-10 (40 мин.) |
Беседа |
Кабинет информатики |
Устный опрос, Практическое задание |
23. |
25.02 |
Компьютерная графика. Растровые и векторные изображения. |
1 |
15-10 (40 мин.) |
Беседа |
Кабинет информатики |
Устный опрос |
24. |
04.03 |
Создание графических изображений. Знакомство с редактором Paint. |
1 |
15-10 (40 мин.) |
Беседа |
Кабинет информатики |
Устный опрос |
25. |
11.03 |
Практическая работа № 9. «Работа с фрагментами изображения». |
1 |
15-10 (40 мин.) |
Лекция, беседа |
Кабинет информатики |
Устный опрос |
26. |
18.03 |
Практическая работа № 10. «Создание графических изображений». |
1 |
15-10 (40 мин.) |
ПР |
Кабинет информатики |
Практическое задание |
27. |
01.04 |
Практическая работа № 11. «Художественная обработка изображений». |
1 |
15-10 (40 мин.) |
ПР |
Кабинет информатики |
Практическое задание |
28. |
08.04 |
Знакомство редактором «PowerPoint» и его возможностями. |
1 |
15-10 (40 мин.) |
Беседа |
Кабинет информатики |
Устный опрос |
29. |
15.04 |
Практическая работа № 12 «Создание компьютерных презентаций». |
1 |
15-10 (40 мин.) |
ПР |
Кабинет информатики |
Практическое задание |
30. |
22.04 |
Практическая работа № 13. «Гиперссылки в компьютерных презентациях». |
1 |
15-10 (40 мин.) |
ПР |
Кабинет информатики |
Практическое задание |
31. |
29.04 |
Анимация, звук и видео как составляющие презентации. |
1 |
15-10 (40 мин.) |
Беседа |
Кабинет информатики |
Устный опрос |
32. |
06.05 |
Практическая работа № 14. «Анимация, звук и видео в презентациях». |
1 |
15-10 (40 мин.) |
ПР |
Кабинет информатики |
Практическое задание |
33. |
13.05 |
Обобщение и систематизация знаний по курсу. |
1 |
15-10 (40 мин.) |
Беседа |
Кабинет информатики |
Устный опрос |
34. |
20.05 |
Обобщение и систематизация знаний по курсу. |
1 |
15-10 (40 мин.) |
ПР |
Кабинет информатики |
Устный опрос, практическое задание |
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1 Условия реализации программы.
Материально-техническое оснащение.
Кабинет для занятий должен быть оборудован необходимыми приспособлениями (столами, стульями, шкафами для хранения материалов), проведено хорошее освещение, мультимедийное оборудование, компьютерное обеспечение, Рабочее место каждый обучающийся организует самостоятельно.
Программное обеспечение:
— Операционная система Windows 10 (11) or Linux.
— персональный компьютер (ноутбук) – 11 шт.
— принтер – 1 шт.
— мультимедийный проектор – 1 шт.
— Пакет офисных программ Microsoft Office – 2016 или выше.
— Видео-уроки и пошаговые инструкции.
— Подборка текстового материала, задания по темам.
— Задания для самостоятельной, практической, творческой работы.
— Комплекс упражнений для снятия позо-статического и зрительного напряжения.
— Инструктаж по технике безопасности.
В процессе работы с компьютерной техникой педагог должен постоянно напоминать детям о правилах пользования им и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности. А также проверять готовность детей к занятию. Рабочее место каждый ребенок организует самостоятельно. Постепенно дети привыкают к тому, что на рабочем месте должны находиться только те материалы и приспособления, которые необходимы для работы. Таким образом, обучающиеся приучаются к порядку и аккуратности.
Кадровое обеспечение.
Программу реализует учитель информатики и ИКТ – Шевченко Д.Ю.
3.2 Формы контроля и аттестации.
Основными видами контроля результатов освоения обучающимися дополнительных общеобразовательной общеразвивающей программы «Мы в мире информатики» являются: входной, текущий и итоговый. Входной контроль проводится в начале учебного года с целью выявления первоначального уровня знаний и умений, возможностей детей и определения природных способностей. Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года для отслеживания уровня освоения учебного материала программы и развития личностных качеств учащихся. Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Промежуточный и итоговый контроль предполагает участие общественности (родителей обучающихся, представителей средних и высших учебных заведений, представителей иных организаций по направленности программы), администрации школы. Формы проведения промежуточного и итогового контроля:
1. Педагогическое наблюдение;
2. Выполнение практических заданий;
3. Выполнение тестовых заданий;
4. Представление продуктов (текстовых документов, графических изображений, презентаций).
Аттестация по программе не предусмотрена.
3.3. Планируемые результаты освоения программы.
Основным результатом обучения является формирование вектора развития обучающихся с упором на формирование у них алгоритмического мышления.
Предметные, личностные и метапредметные результаты освоения программы. Предметные результаты – освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Предметные результаты изучения программы включают:
• приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
• умение представлять, анализировать и интерпретировать данные;
• использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов, схем решения учебных и практических задач;
• умение работать в текстовом и графическом редакторах;
• выделять свойства объекта, определять, какие из них существенны для решения поставленной задачи (достижения цели);
• представлять одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, диаграммы, числами;
• кодировать и декодировать сообщения по предложенным правилам;
• соблюдать правила техники безопасности при работе с компьютером;
• при работе с программами выделять смысловые зоны экрана (окна);
• набирать текст и исправлять ошибки в пределах строки, определять назначение пиктограмм в программах;
• создавать изображения с использованием графических примитивов и редактировать их;
• создавать мультимедийные презентации.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении программы, являются:
• Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
• Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
• Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.
• Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях.
Основными метапредметными результатами являются:
• Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
• Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.
• Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
• Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
IV. Методическое обеспечение
Основным дидактическим средством обучения программированию является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами являются упражнения, практические работы, выполнение проектов:
— дифференцированное обучение;
— практические методы обучения;
— проектные технологии;
— технология применения средств ИКТ в предметном обучении;
— технология организации самостоятельной работы;
— элементы технологии компьютерного урока.
Формы учебной деятельности:
— Беседа;
— Практическая работа;
— Творческий проект;
— Учебная игра;
— Тематические задания по группам.
Основной тип занятий – практикум. Большинство заданий программы выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Доступ в Интернет желателен, но не обязателен.
Виды учебной деятельности: образовательная, творческая, исследовательская. Материал излагается в виде бесед с использованием видео-уроков, инструкций, по некоторым темам могут использоваться электронные учебники и интерактивные уроки для самостоятельного изучения или для повторения.
Методы обучения: Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей обучающихся. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе следующих элементов данных компетенций:
— социально-практическая значимость компетенции (для чего необходимо уметь создавать программный продукт);
— личностная значимость компетенции (зачем ученику необходимо быть компетентным в области программирования);
— перечень реальных объектов действительности, относящихся к данным компетенциям (компьютерная программа и др.);
— знания, умения и навыки, относящиеся к данным объектам;
— способы деятельности по отношению к данным объектам;
— минимально необходимый опыт деятельности обучающегося в сфере данной компетенции;
— индикаторы – учебные и контрольно-оценочные задания по определению уровня компетентности обучающегося.
Основная методическая установка программы – обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по созданию информационных продуктов.
Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, изложенных на теоретических занятиях. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Кроме индивидуальной, применяется и групповая работа. В задачи педагога дополнительного образования входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности – авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах работы, обучающиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией.
V. Диагностический инструментарий
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мы в мире информатики» подразумевает наличие диагностического инструментария, при помощи которого осуществляется объективная оценка результативности. В него входят: индивидуальные и групповые беседы, тестирование, практические работы педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности.
Результаты образовательной деятельности отслеживаются путём проведения начальной, промежуточной и итоговой диагностики обучающихся.
В конце учебного года проводится проверка уровня знаний по трём уровням освоения программы:
«В» — высокий, освоение программы более 80%;
«С» — средний, освоение программы более 50%;
«Н» — низкий, освоение программы менее 50%.
По результатам деятельности заполняется сводная таблица оценки сформированности продуктивных видов деятельности.
Год обучения |
Общее количество детей |
Количество детей, усвоивших образовательную программу |
|||||
на высоком уровне |
на среднем уровне |
на низком уровне |
|||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
||
2024-2025 |
|
|
|
|
|
|
|
Заключение__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VI. Список литературы
1. Афанасьева Е. Презентации в Power Point. Шпаргалка. /Издательство: НТ Пресс, 2006г – 160 с.
2. Занимательная информатика: пособие для 7-9 классов: / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 472 с.
3. Златопольский, Д.М. Занимательная информатика / Златопольский Дмитрий Михайлович. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2017 г.
4. Информатика: Учебник для 5 класса/Л.Л. Босова. – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2024 г.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)
http://fcior.edu.ru –Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).
http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
http://ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
http://lbz.ru – Сайт издательства БИНОМ.
http://rusedu.ru – Информатика и информационные технологии.
http:// informatika.ru – Информатика.
http://1september.ru – Издательство «Первое сентября».
http:// ug.ru – Учительская газета.
http:// teacher.fio.ru – Учитель – каталог всевозможных учебных и методических материалов по всем аспектам преподавания в школе.