Автор: Харалампиди Анна Константиновна
Инициатива- первый шаг к творчеству.
Формирование у детей самостоятельности и инициативы в таких видах деятельности как познавательная, художественно — эстетическая, нам понятны, формирование у детей самостоятельности и инициативы в процессе образовательной деятельности по физической культуре представляется для многих педагогов затруднительным.
ЗАДАЧИ:
- создание условий для повышения детской инициативы и познавательной активности в игровой деятельности дошкольников;
- создание условий для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам ;
- создание ситуаций, позволяющих ребёнку реализовать свою компетентность;
- презентация продуктов детского творчества другим детям, родителям (законным представителям) и педагогам.
Инициатива – это…
активность в начинании, активность продвигать начинания,
запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Для поддержки инициативы необходимо:
Давать задания интересные
Давать простые задания
Снимать Страх
«не справлюсь»
Учитывать личный интерес ребенка
Инициативность детей
Научить грамотно реагировать на собственные ошибки
Поддерживать инициативу, даже если она сопровождается ошибками
Ритуалы начала и конца образовательной деятельности
Начало образовательной деятельности должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали образовательную деятельность от других занятий. Ритуал можно менять, но не слишком часто. Предлагаю вам несколько вариантов начала образовательной деятельности, вы можете использовать и другие.
Начало образовательной деятельности будет своеобраз¬ным ритуалом. Это может быть маленькое четверостишие о дружбе, любви. Дети могут взять друг друга за руки и улыбнуться, поже¬лать друг другу что-то приятное и т.п.
Какими способами можно поддержать детскую инициативу на занятиях?
Развитию инициативы детей дошкольного возраста на занятиях очень способствуют подвижные игры. Подвижные игры – самый популярный у детей, самый востребованный вид физической нагрузки и необъятный простор для фантазий.
Они будят мышление и дух ребенка, активизируют его ресурсы и потенциалы. Кроме того, очень важным является тот момент, когда ребенок сам инициирует игру – со взрослым или с другими детьми.
Педагогическая ценность режиссёрских игр:
— способствует социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;
— помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм;
— развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации;
— помогают приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности;
— являются средством формирования у ребенка адекватной самооценки — необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;
— помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость. Это основной доступный вид игр для детей, воспитывающихся в семье, детей-инвалидов; детей, тяжело адаптирующихся к общественным формам воспитания;
На каждом физкультурном занятии нахожу место для творческих заданий, для самовыражения каждого ребенка, для проявления инициативы, выдумки, импровизации.
Например, даю такие задания:
§ представьте, что вы идете по горячему песку босиком, покажите, как можно идти, чтобы песок не сильно обжигал ноги;
§ подумайте и постройте с помощью своего тела высокий и низкий мостики;
§ посмотрите вокруг и выберите предметы, из которых можно построить тоннель, сквозь него мы будем проползать на четвереньках.
Во время общеразвивающих упражнений дети могут проявлять инициативу в составлении комплекса и проведении утренней гимнастики.
Во время общеразвивающих упражнений применяю такой прием: называю знакомое упражнение, даю детям возможность вспомнить его и затем показать его другим. Ещё ребятам нравится, когда им предлагаю самим придумывать упражнения (однако, надо подсказать, для какой части тела они должны быть).
Практическая часть
1. Создание образов с помощью движений
Посмотрите, у меня в руках скакалка. Давайте покажем длинную «неживую веревку»: лежа на животе, выпрямить руки и ноги. А сейчас скакалка крутится на месте. Покажите, как: тело выпрямлено, волнообразные движения всем туловищем. Скакалка делает круг: лежа на боку руками захватить носки ног. Скакалка поднимается и держится прямо, а потом медленно кружится: встать, руки поднять вверх, медленно кружиться. Скакалка падает, а потом снова поднимается: медленное приседание, а затем медленное выпрямление. Покажите, что еще может делать веревка?
Поиск вариантов демонстрируемому движению.
Игра «цепочка движений»
Педагог или один из детей показывает движениями какого-либо зверя, например, зайчика. Следующий ребенок повторяет движения зайчика и от себя прибавляет новые элементы. И так каждый следующий ребенок, выполнив все показанные ранее движения, прибавляет от себя еще одно, новое. «Список» движений растет. Побеждает тот, у кого лучшая память и воображение.
Также можно прибегнуть к таким приемам:
§ придумывание названия комплексу;
§ выбор музыки из предложенной;
§ выбор предмета для выполнения комплекса.
Как правило, усвоенные двигательные умения и навыки дети могут воспроизвести по своей инициативе в свободной игровой деятельности, например, на прогулке или дома.
Развитие детской самостоятельности осуществляется через:
1. Поручения детям-дежурным.
Развивать самостоятельность можно в подготовке спортивного инвентаря к занятиям. Так называемое дежурство. Уже со средней группы привлекаю детей к подбору и размещению оборудования: например, отобрать в корзину мячики определенного цвета для катания друг другу, расставить инвентарь для ползания.
А старшие дошкольники уже расставляют спортивный инвентарь по более сложной инструкции взрослого. Например, расставить инвентарь на определенном расстоянии, для перешагивания, а также отсчитать предметы в необходимом количестве или расставить спортивное оборудование по схеме.
2. Во время выполнения основные виды движений.
В основной части занятия заинтересовываю детей интригующими задачами, зрелищностью, возможностью по-разному манипулировать предметами, оборудованием.
Например:
§ кто дальше бросит мешочек через голову назад;
§ кто устоит на одой ноге после кружения с закрытыми глазами;
§ попадите в катящийся обруч мячом;
§ доберитесь до лесенки любым возможным способом, но не шагом и не прыжками;
§ выберите любой предмет, который можно забросить в корзину, но сделать это безопасным способом и так далее.
Сразу после занятия подвожу с детьми итог. Нужно выяснить, как еще можно было выполнить задания другими способами.
3. Карточки-схемы
Работа с карточками позволяет детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам.
Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга является их умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на специальных карточках.
Проявлять самостоятельность дети могу на закрепляющих или итоговых занятиях, так как для этого у них должны быть сформированы двигательные умения и навыки, которые они получают на обучающих занятиях. Можно использовать карты-схемы на занятиях по принципу круговой тренировки, но и как прием в сюжетных, игровых занятиях, соревнованиях.
Для средних групп использую следующий способ: беговую дорожку вокруг здания детского сада или в зале; разделяю на несколько этапов. На каждом этапе дорожки нужно поставить картинки-подсказки с изображением животных, выполняющих определённые движения
Для старших групп использую карточки-схемы после проведения типовой зарядки для развития физических качеств.
Ребёнок выбирает карточку с изображением одного или двух снарядов или пособий. Например: ходьба по гимнастическому бревну; лазание по гимнастической лестнице; приседания; прыжки в длину, и самостоятельно выполняют упражнения.
Основная задача взрослого в этой ситуации — показать детям, что их выбор ценен, что деятельность, выбранная ими самостоятельно так же важна, как и та, которую предлагает выполнить взрослый.
Роль взрослого во время любой самостоятельно выбранной ребенком деятельности включает в себя не только создание развивающей предметной среды, но и наблюдение за детьми, общение с ними, оказание помощи в выборе деятельности и ее осуществлении, обеспечение поддержки, если ребенок просит об этом.
Вторым блоком игровой деятельности, направленной на формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов, выступает моделирование проблемных ситуаций. Игра может стать вспомогательным средством в развитии у ребенка умения разрешать проблемные ситуации,для упражнения ходьбы по наклонной доске называется «Подъем в гору», спрыгивание со скамейки «Спасение утопающих». Моя задача как педагога — поддержать детей, помочь им осмыслить свои действия, научиться рефлексировать и оценивать свою деятельность, свое поведение.
При проведении подвижной игры также можно использовать карточки – схемы с уже знакомыми детям подвижными играми. Дети договариваются друг с другом и самостоятельно выбирают игру.
Ритуалы начала и конца образовательной деятельности.
Начало образовательной деятельности должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали образовательную деятельность от других занятий. Ритуал можно менять, но не слишком часто. Предлагаю вам несколько вариантов начала образовательной деятельности, вы можете использовать и другие.
Начало образовательной деятельности будет своеобразным ритуалом. Это может быть маленькое четверостишие о дружбе, любви. Дети могут взять друг друга за руки и улыбнуться, поже¬лать друг другу что-то приятное и т.п.
Такие черты личности ребёнка как самостоятельность, инициатива необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста. Поэтому очень важно создавать в детском саду условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей.
В заключение можно сделать вывод: каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что заставит задуматься и дети будут помнить долго. Представленные выше методы и приемы являются мощными активизаторами детского внимания, стимулируют у ребенка желание узнать, догадаться, найти решение, придумать. Нужно помнить изречение «Познание начинается с удивления». Такой подход к организации образовательного процесса способствует развитию познавательного интереса и активности, созданию эмоционально-благоприятной обстановки и сохранению психологического здоровья воспитанников детского сада.