ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ

Автор: Никифорова Ольга Владимировна

ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ

«Важной частью любого современного общества является инклюзивное образование, как индикатор его демократичности и непременное условие устойчивого развития. Подлинная инклюзия — это равноправное и открытое участие всех и каждого в общественных отношениях, исключающих любую дискриминацию, основанную на равном отношении ко всем людям, создающих особые условия для людей, имеющих специальные потребности«

заместитель председателя Правительства РФ Татьяна Голикова

 

В статье рассматриваются вопросы, посвященные актуальной проблеме такой, как повышение качества образования лиц с ОВЗ.

 

Ключевые слова: инклюзивное образование, ОВЗ.

 

Термин «инклюзивное образование» происходит от французского слова inclusif, что переводится как «включает в себя» и означает совместное обучение людей с особыми потребностями и условно здоровых, то есть, не имеющих ограничений по состоянию здоровья. В этом случае процесс получения образования организуется таким образом, чтобы люди, непохожие между собой, обладающие интеллектуальными, физическими, психическими особенностями, получали необходимые знания и навыки вместе со своими сверстниками, у которых нет особых потребностей.

Гуманизация образования на современном этапе развития российского общества привела к пониманию необходимости создания комфортных условий и доступа к получению образования всех категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В Конвенции ООН 2006 г. закреплена так называемая социальная модель понимания инвалидности, в которой инвалидность осмысляется как результат определенных форм социального взаимодействия человека с нарушениями здоровья и отношенческих и средовых барьеров, которые не позволяют ему активно включаться в жизнь общества наравне с другими людьми. Таким образом, социальная модель предполагает, что причины инвалидности кроются не в самом заболевании, а в существующих в обществе физических, организационных барьерах, стереотипах и предрассудках.

Современная система отношения к людям с ограничениями здоровья стремится обеспечить не просто социальную защиту, а полноценную интеграцию их во все сферы жизни общества. Необходимая часть этого процесса – обеспечение доступа к квалифицированному, высокооплачиваемому и престижному труду, что в свою очередь невозможно без получения качественного профессионального образования. Профессионального образования. Именно образовательная инклюзия максимально отвечает идеологии, которая исключает любые формы дискриминации лиц с ОВЗ и утверждает равное отношение ко всем людям, но создаёт при этом необходимые условия для лиц, имеющих особые образовательные потребности. Внимание к этому вопросу связано с тем, что именно образовательная инклюзия справедливо рассматривается как важнейший механизм инклюзии социальной. Совместное (инклюзивное) обучение признано мировым сообществом наиболее гуманным. Инклюзивное образование является для молодого человека с ОВЗ наилучшей формой установления оптимальных интеракций с окружающими людьми, так как совместное обучение позволяет улучшить качественную сторону ежедневных коммуникативных актов. Именно это направление признано одним из главных в российской образовательной политике на всех ступенях образовательного процесса.

Широкое обсуждение вопросов инклюзии уже приносит плоды. Сегодня в российских образовательных организациях из 17 миллионов учащихся — 840 тысяч это особенные дети. За пять лет число таких учеников в обычных классах увеличилось почти на 46 процентов. Однако наряду с позитивной динамикой эксперты отметили и проблемы.

Задачи инклюзивного образования.

Среди важных задач отмечают расширение возможностей ранней диагностики, организацию медицинского сопровождения в местах учебы, создание маршрутизации для родителей особенных детей, которые часто не знают, куда обратиться за помощью. И фундаментом для решения многих вопросов является формирование массового инклюзивного сознания: принятия и поддержки у общества в целом. Для этого необходимо активнее привлекать СМИ к освещению инклюзивной тематики.

Также одним из новых ключевых запросов инклюзивного образования, по мнению специалистов, стала организация дистанционного обучения для людей с особенностями развития. Эксперты считают, что пандемия особенно обнажила неравенство в этой сфере.

Плюсы и минусы инклюзивного образования.

Как и у других форм обучения, есть у инклюзивного образования достоинства и недостатки. К преимуществам такого типа обучения относятся:

  • Взаимодействие с широким кругом людей, в том числе с теми, у кого нет ограничений по состоянию здоровья, то есть обычными людьми. До появления инклюзивного образования возможность такого общения у людей с особыми потребностями практически отсутствовала. У большей части людей с различными отклонениями круг общения был ограничен ближайшими родственниками и другими посетителями центров реабилитации.
  • Возможность интеграции в общество наравне с другими детьми. Люди с особыми потребностями так же могут посещать культурные мероприятия, например, выставки, музеи, представления в театре. Однако для них должна быть оборудована так называемая доступная безбарьерная среда, адаптированная к их потребностям.
  • Получение коррекционного, психологического, социального сопровождения в период обучения и дальнейшей жизни. Такое сопровождение предоставляют преподаватели, специально обученные для преподавания по инклюзивному типу.
  • Развитие навыков коммуникации и социализации. Взаимодействие с обществом происходит с помощью тьютора: посредника между человеком с особыми потребностями и людьми, не имеющих таковых. На всех этапах образования особенного ученика сопровождает тьютор.

Взвешивая все «за» и «против» инклюзивного обучения, необходимо учесть и недостатки такого типа образования. К минусам относятся:

  • Отсутствие квалифицированного персонала — воспитателей, учителей, психологов, дефектологов, логопедов, обученных для сопровождения детей с особыми потребностями.
  • Преподавательский персонал часто относится снисходительно к ученикам с особыми потребностями, поэтому оценка их знаний оказывается необъективной.
  • Общегосударственный учебный план часто не позволяет некоторым ученикам продолжать образование с определенного этапа.
  • Родители детей, нуждающихся в инклюзивном образовании, часто не обладают достаточным объемом информации. В результате дети получают только среднее образование и не имеют возможности продолжить обучение.
  • Не только инклюзивное, но и обычное школьное образование нуждается в повышении качества обучения.

 

Печально сознавать, что даже пройдя все ступени образования по инклюзивному типу, человек не может применить себя для пользы общества (устроиться на работу). А если удаётся устроиться на оплачиваемую работу, то только после приобретения волонтёрского опыта, которого требуется не менее трёх лет. В тоже время отрадно сознавать, что сейчас государственная политика направлена на то, чтобы ликвидировать имеющиеся минусы в инклюзивном образовании. Сделать процесс получения образования на всех уровнях общедоступным для нуждающихся в нём граждан.

 

Список использованных источников

1. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Просвещение, 2001. – С.24.

2. Берус Е.И., Дулепова Н.В. Модель инклюзивного образования в Новосибирском государственном университете // Международный диалог: инклюзия через всю жизнь: материалы Международного образовательного форума, 28-29 ноября 2013 г., Ростов-на-Дону. – М.: Вузовская книга, 2013 – С. 13-19.

3. Инклюзивное образование: учеб. пособие / Ж.А. Левшунова, Н.В. Басалаева, Т.В. Казакова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017 – 114 с.

4. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса: Рекомендация Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. № АК-44/05вн – URL: http://docs.pravo.ru/ document/ view/56923452/

 

 

Сведения об авторе: Никифорова Ольга Владимировна, педагог-психолог, АУ «Нефтеюганский политехнический колледж», г. Нефтеюганск.

×
×