Инклюзия в дополнительном образовании

Автор: Вохмина Екатерина Сергеевна

Инклюзивное обучение — это процесс, направленный на обеспечение равных возможностей для всех детей в образовательной среде.  Инклюлюзивное (включенное) образование предполагает обучение в общеобразовательных школах всех детей, но создает необходимые условия для тех, кто имеет особые образовательные потребности. Причем к детям с особыми образовательными потребностями относятся не только дети с проблемами со здоровьем, но и те, кто, так или иначе, отличается от большинства: говорящие на другом языке, имеющие другой стиль жизни, разные способности к обучению. В основе инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно удовлетворять особые потребности каждого ребенка. Инклюзивное образование должно стать мостиком на пути к созданию инклюзивного общества — общества для всех.

 

Обсуждая вопросы развития инклюзивного образования в России, в печатных изданиях, на телевидении, в Интернете, ученые, государственные и общественные деятели, педагоги, специалисты коррекционного образования, в основном, говорят об организации и предоставлении образовательных услуг, направленных на получение знаний в детских садах и общеобразовательных школах. Развитие же творческого потенциала, формирование коммуникативных умений, социализация и самореализация детей данной категории, остается без должного внимания. Дополнительное образование рассматривается как углубленное изучение предметов и факультативных курсов.

 

А вместе с тем, именно дополнительное образование практически без препятствий дает возможность детям с особыми потребностями попробовать свои силы, развивать свои способности и возможности, занимаясь совместно со здоровыми детьми, художественно-эстетической, технической, физкультурно-спортивной, культурно-досуговой и другими видами деятельности.

 

Дополнительное образование, не ограниченное рамками классно-урочной системы и обязательными стандартами, располагает большим потенциалом в организации социально-значимой деятельности и досуга детей и подростков, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями.

 

Дополнительное образование — образование через успех. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности переживания каждым ребенком ситуации успеха, что благотворно сказывается на повышении его самооценки, укреплении его личностного достоинства. Особенно важно это для детей, испытывающих трудности в процессе обучения.

Кроме того, дополнительное образование позволяет не только дать возможность «особым» детям почувствовать себя полноценными членами общества, но и учит обычных детей сочувствовать, думать о другом человеке, помогать ему, видеть в нем равноценного и равноправного партнёра.

 

Дополнительное образование в лицее, реализующее инклюзивный подход, учитывает интересы, потребности и трудности, возникающие у детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

Педагоги проходят КПК «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)», посещают обучающие семинары, консультации специалистов по организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

В лицее работают педагоги-психологи, социальные педагоги, сопровождающие детей с особыми образовательными потребностями. Также ведётся разъяснительная деятельность со остальными участниками образовательного процесса по взаимодействию с ребятами, имеющими проблемы здоровья. Социальные педагоги включают в свой план работы систему мероприятий, формирующую толерантное отношение к «особым» детям, развивающую лучшие человеческие качества (ответственность, сострадание, потребность помогать и уважать достоинство другого). Это возможно через беседы, диспуты, обсуждение совместно просмотренных видеосюжетов, фильмов, передач на заданную тему, тренинги, ролевые игры и совместную проектную деятельность, культурно-досуговые мероприятия.

На непрерывной основе выстроена система работы с родителями детей с особыми образовательными потребностями. Кроме консультационных услуг, которые уже существуют, проведятся беседы, обучающие семинары, круглые столы, осуществляется информационная поддержка, организовываются встречи с представителями общественных и социальных организаций, способных оказывать помощь и поддержку семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с проблемами здоровья. Заключён договор на методическое сопровождение с ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 26» .

При организации дополнительного образования использются следующие принципы инклюзивного образования:

1. ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. каждый человек способен чувствовать и думать; 

3. каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. все люди нуждаются друг в друге, в дружбе и в поддрежке среди ровесников и взрослых;

5. подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Для беспрепятственного доступа в МБОУ «Губернаторский лицей № 101 имени Ю.И. Латышева»  оборудован пандус с поручнями на боковом входе в лицей. Имеется кнопка вызова для инвалидов. Внутри здания имеются лифты. При необходимости, инвалиду или лицу с ОВЗ, для обеспечения доступа в здание МБОУ «Губернаторский лицей № 101 имени Ю.И. Латышева», предоставляется сопровождающее лицо. Библиотека, медиатека, читальный зал, учебные кабинеты укомплектованы:

— печатными изданиями (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, художественная литература, словари);

— аудиальные (слуховые): музыкальный центр, колонки;

— аудиовизуальные (зрительно-слуховые): звуковые фильмы;

— средства, автоматизирующие процесс обучения: ноутбуки, интерактивная доска.

 

Для занятий в объединениях физкультурно-спортивной направленности используются спортивные помещения и объекты лицея:

— 2 спортивных зала (малый и большой);

— бассейн, оборудованный откидным сиденьем для инвалидов.

 

На территории лицея имеются:

— тренажёрная площадка и гимнастический комплекс с прорезиненным покрытием;

— беговые дорожки с прорезиненным покрытием;

— баскетбольная площадка с двумя кольцами прорезиненным покрытием;

— волейбольная площадка с сеткой с прорезиненным покрытием;

— футбольное поле.

 

Инклюзия в дополнительном образовании лицея — это часть процесса общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

 

Через инклюзию развивается методология, направленная на детей и признающая, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Используя инклюзивное образование разрабатываютя новые подходы к преподаванию и обучению, которые становятся более гибкими для удовлетворения различных потребностей в обучении.

 

×
×