Автор: Сарапулова Надя
«Инновации в образование»
Под этим термином подразумевается процесс улучшения педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения.
Сам смысл инноваций в образовании заключается в поиске и применении свежих подходов к обучению подрастающего поколения. Все нововведения должны соответствовать требованиям современного общества и информационных технологий.
Инновации в образовании позволяют координировать обучение, обращать его в нужное русло. Людей всегда пугало все новое, они отрицательно относились к любым изменениям. Стереотипы, живущие в нашем сознании, затрагивающие обычный характер жизни, приводят к болезненным явлениям, препятствуют обновлению всех вариантов обучения. Причина нежелания людей воспринимать инновации в современном образовании кроется в блокировке жизненных потребностей в комфорте, безопасности, самоутверждении. Не все готовы к тому, что понадобиться вновь учить теорию, сдавать экзамены, изменять свое сознание, расходовать на это собственное время и средства.
Как нам принять современные образовательные инновации?
Это конечно очень сложный процесс, однако мы должны понять, что инновационное образование – это образ обучения гармоничной личности. Для него не подходят «готовые шаблоны», важно постоянно повышать свой собственный интеллектуальный уровень. Учитель, избавившийся от «комплексов», психологических барьеров, готов стать полноценным участником инновационных преобразований.
В нашем современном мире, не везде вводятся нововведения, но что же является причиной торможения этого процесса?
Конечно, самая главная причина и самая распространённая – это нехватка компьютеров и электронных средств в образовательном учреждении (отсутствие интернета, методических пособий для осуществления практической деятельности),
Также причиной является и недостаточная компетентность преподавателей в сфере информационно-коммуникационных технологий. Иногда бывает и такое, что само руководство в образовательном учреждении не желает работать с нововведениями.
Чтобы исключить подобные проблемы, необходимо проводить определенную работу по повышению квалификации преподавательского состава (семинары, конференции, переподготовку), а также важно проводить работу среди обучающихся по применению новых компьютерных технологий.
В современное время рассматривают следующие инновационные образовательные технологии:
• Здоровьесберегающие технологии
• Игровые технологии
• Технологии проектной деятельности
• Развивающие технологии
• Коррекционные технологии
• Информационно-коммуникационные технологии
• Технологии исследовательской деятельности
• Личностно-ориентированные технологии
• Технологии портфолио педагога
В этой статье мы разберём более подробно технологию проектной деятельности.
По определению, проект — это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Проектным обучением называют образовательную технологию, центр которой — сам учащийся, а цель — выработка у него самостоятельности, предприимчивости и креативности. Эти качества формируются вследствие его действий в процессе познания увлекательных и необходимых тем.
В чем же суть этой технологии?
Технология проектной деятельности появилась в 20-е годы в США и была связана с гуманистическим течением в образовании, которое уделяло повышенное внимание личности и индивидуальности человека. Считалось, что обучение должно быть объединено с темами, которые интересуют любого учащегося по отдельности или в группе. Ребенок вовлекается в реальные и близкие ему ситуации, проживает их на собственном опыте, отыскивает способы решения проблем и так осваивает навыки и компетенции, новые методы взаимодействия в социокультурной среде. Обучение переходит от теории к практике, абстрактные познания объединяются с эмпирическими.
Основные принципы технологии проектной деятельности: диалогичность, проблемность, интегративность и контекстность.
Диалогичность подразумевает введение обучающегося в диалог с собственным «Я» и с другими участниками проекта — так выявляются особенности личности.
Проблемность знаменует возникновение инициативной мыслительной работы, связанной с потребностью решения установленной ситуации.
Интегративность обусловливается оптимальным составлением давно выработавшихся систем изучения знаний и правил обучения.
Контекстность предполагает разработку проектов, недалёких к жизни учащихся, и осознание их важности для общества.
Основной цель данной технологии: научить детей находить решения без вмешательства взрослого.
Преподаватель только мотивирует и направляет ребенка, в случае надобности подсказывает, где найти необходимую информацию.
Также у этой технологии есть и другие не менее важные цели:
• Организовывать мотивацию к обучению;
• Завлекать каждого члена группы к самостоятельной работе;
• Развивать познавательные, организаторские, профессиональные и другие способности учащихся;
• Повышать самооценку детей;
• Совершенствовать системное, критическое и аналитическое мышление;
• Обучать пользоваться приобретенными знаниями на практике.
Результативность технологии проектной деятельности заключается в том, что учащиеся мотивированы на самостоятельную работу и поиск информации в разных источниках от библиотек до интернета. Они учатся планировать время и работать с полученными данными, образуют работу в группах и приобретают навыки коллективного или индивидуального принятия решений.
Созданные проекты по этой технологии по-своему уникальные и познавательные, а также их можно разделить по следующим критериям:
1. По содержанию:
• Монопредметные — на базе одного предмета.
• Межпредметные — в них объединяются знания разных предметов.
• Надпредметные — основаны на изучении информации, не входящей в школьную программу.
2. По основному методу:
• Игровые, приключенческие — основой является ролевая игра по художественным произведениям или историческим событиям. Также это может быть имитация археологической или морской экспедиции. Финал, как правило, не запланирован.
• Исследовательские, творческие — обладают четко поставленной целью и понятной структурой. Имеют много общего с научными исследованиями. Например, социологические опросы небольшой группы людей на важную для учеников тему.
• Информационные, ориентированные на практический результат — обычно затрагивают темы, интересные участникам проекта. Примером может служить создание альбома или справочного материала, организация театральной постановки, очистка природных зон. Популярны международные проекты, поучаствовать в которых можно через интернет.
3. По характеру координирования проекта:
• С явной координацией — учитель активно включается в работу.
• Со скрытой координацией — учитель лишь направляет и дает подсказки.
• По включенности проектов в учебные планы:
• Текущие — затрагивают учебное время.
• Итоговые — помогают оценить, как материал усвоен учащимися.
4. По продолжительности выполнения:
• Мини-проекты — занимают один-два урока.
• Средние проекты — от нескольких уроков до двух недель.
• Долгосрочные проекты — от нескольких недель до нескольких месяцев. Обычно работа над ними проводится в свободные от занятий часы.
5. По количеству участников:
• Индивидуальные — работает один ребенок.
• Групповые — вовлечены несколько учеников.
• Коллективные — затрагивает учащихся нескольких классов или всей школы.
Выделяют 5 главных этапов проектной деятельности:
Определение проблемы.
Здесь существенно установить актуальную проблему для исследования, которая подходила бы возрасту, возможностям и знаниям учеников, была для них интересна.
Определение цели и задач.
Преподаватель помогает учащимся установить цели исследования, сосредоточить их на достижение результата.
Подготовка и планирование.
Здесь важно посодействовать ученикам подобрать форму выполнения проекта в соответствии с тематикой, а также определить средства и методы организации деятельности. Необходимо определить, в течение какого времени будет воплощаться проект. Если это проект групповой, то учитель должен составить активные группы учеников, которые будут сообща работать над проектом. Важно направить учащихся в поиске нужных материалов, помочь в обработке информации.
Реализация проекта.
Работа над проектом всегда начинается со сбора информации, анализа, выдвижения идей. Как только необходимая информация будет составлена и проведены все экспериментальные работы, осуществляется оформление проекта. На этом этапе преподаватель должен:
• оказывать консультационную помощь ученикам
• учить их анализировать и обобщать факты
• учить оформлению и презентации
• искать способы стимулирования их интереса к творческому процессу
• развивать интеллектуальные способности
• проверять промежуточные результаты проектной работы.
Подведение итогов.
Результатом проекта является презентация. Она может проходить в виде оформления стенгазет или стендов, выступления с докладом, подготовки защиты проекта. Желательно — обсуждение, что вышло, а что нет, какие трудности появились при работе над проектом.
Критерии оценки проектов:
• осознанность в определении проблемы, подборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы
• обоснованность предлагаемых решений, подходов и заключений
• выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, завершенность
• качество изделия, его оригинальность, уровень творчества,
• качество и полнота в оформлении записей
• свободное владение материалом во время защиты проекта