«Инновации в образование»

Автор: Сарапулова Надя

«Инновации в образование»

Под этим термином подразумевается процесс улучшения педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения.

Сам смысл инноваций в образовании заключается в поиске и применении свежих подходов к обучению подрастающего поколения. Все нововведения должны соответствовать требованиям современного общества и информационных технологий.

Инновации в образовании позволяют координировать обучение, обращать его в нужное русло. Людей всегда пугало все новое, они отрицательно относились к любым изменениям. Стереотипы, живущие в нашем сознании, затрагивающие обычный характер жизни, приводят к болезненным явлениям, препятствуют обновлению всех вариантов обучения. Причина нежелания людей воспринимать инновации в современном образовании кроется в блокировке жизненных потребностей в комфорте, безопасности, самоутверждении. Не все готовы к тому, что понадобиться вновь учить теорию, сдавать экзамены, изменять свое сознание, расходовать на это собственное время и средства. 

Как нам принять современные образовательные инновации?

Это конечно очень сложный процесс, однако мы должны понять, что инновационное образование – это образ обучения гармоничной личности. Для него не подходят «готовые шаблоны», важно постоянно повышать свой собственный интеллектуальный уровень. Учитель, избавившийся от «комплексов», психологических барьеров, готов стать полноценным участником инновационных преобразований.

В нашем современном мире, не везде вводятся нововведения, но что же является причиной торможения этого процесса?

Конечно, самая главная причина и самая распространённая – это нехватка компьютеров и электронных средств в образовательном учреждении (отсутствие интернета, методических пособий для осуществления практической деятельности),

Также причиной является и недостаточная компетентность преподавателей в сфере информационно-коммуникационных технологий. Иногда бывает и такое, что само руководство в образовательном учреждении не желает работать с нововведениями.

Чтобы исключить подобные проблемы, необходимо проводить определенную работу по повышению квалификации преподавательского состава (семинары, конференции, переподготовку), а также важно проводить работу среди обучающихся по применению новых компьютерных технологий.

В современное время рассматривают следующие инновационные образовательные технологии: 

• Здоровьесберегающие технологии

• Игровые технологии

• Технологии проектной деятельности

• Развивающие технологии

• Коррекционные технологии

• Информационно-коммуникационные технологии

• Технологии исследовательской деятельности

• Личностно-ориентированные технологии

• Технологии портфолио педагога

В этой статье мы разберём более подробно технологию проектной деятельности.

По определению, проект — это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Проектным обучением называют образовательную технологию, центр которой — сам учащийся, а цель — выработка у него самостоятельности, предприимчивости и креативности. Эти качества формируются вследствие его действий в процессе познания увлекательных и необходимых тем.

В чем же суть этой технологии?

Технология проектной деятельности появилась в 20-е годы в США и была связана с гуманистическим течением в образовании, которое уделяло повышенное внимание личности и индивидуальности человека. Считалось, что обучение должно быть объединено с темами, которые интересуют любого учащегося по отдельности или в группе. Ребенок вовлекается в реальные и близкие ему ситуации, проживает их на собственном опыте, отыскивает способы решения проблем и так осваивает навыки и компетенции, новые методы взаимодействия в социокультурной среде. Обучение переходит от теории к практике, абстрактные познания объединяются с эмпирическими.

Основные принципы технологии проектной деятельности: диалогичность, проблемность, интегративность и контекстность.

Диалогичность подразумевает введение обучающегося в диалог с собственным «Я» и с другими участниками проекта — так выявляются особенности личности.

Проблемность знаменует возникновение инициативной мыслительной работы, связанной с потребностью решения установленной ситуации.

Интегративность обусловливается оптимальным составлением давно выработавшихся систем изучения знаний и правил обучения.

Контекстность предполагает разработку проектов, недалёких к жизни учащихся, и осознание их важности для общества.

Основной цель данной технологии: научить детей находить решения без вмешательства взрослого.

Преподаватель только мотивирует и направляет ребенка, в случае надобности подсказывает, где найти необходимую информацию. 

Также у этой технологии есть и другие не менее важные цели:

• Организовывать мотивацию к обучению;

• Завлекать каждого члена группы к самостоятельной работе;

• Развивать познавательные, организаторские, профессиональные и другие способности учащихся;

• Повышать самооценку детей;

• Совершенствовать системное, критическое и аналитическое мышление;

• Обучать пользоваться приобретенными знаниями на практике.

Результативность технологии проектной деятельности заключается в том, что учащиеся мотивированы на самостоятельную работу и поиск информации в разных источниках от библиотек до интернета. Они учатся планировать время и работать с полученными данными, образуют работу в группах и приобретают навыки коллективного или индивидуального принятия решений.

Созданные проекты по этой технологии по-своему уникальные и познавательные, а также их можно разделить по следующим критериям:

1. По содержанию:

• Монопредметные — на базе одного предмета.

• Межпредметные — в них объединяются знания разных предметов.

• Надпредметные — основаны на изучении информации, не входящей в школьную программу.

2. По основному методу:

• Игровые, приключенческие — основой является ролевая игра по художественным произведениям или историческим событиям. Также это может быть имитация археологической или морской экспедиции. Финал, как правило, не запланирован.

• Исследовательские, творческие — обладают четко поставленной целью и понятной структурой. Имеют много общего с научными исследованиями. Например, социологические опросы небольшой группы людей на важную для учеников тему.

• Информационные, ориентированные на практический результат — обычно затрагивают темы, интересные участникам проекта. Примером может служить создание альбома или справочного материала, организация театральной постановки, очистка природных зон. Популярны международные проекты, поучаствовать в которых можно через интернет.

3. По характеру координирования проекта:

• С явной координацией — учитель активно включается в работу.

• Со скрытой координацией — учитель лишь направляет и дает подсказки.

• По включенности проектов в учебные планы:

• Текущие — затрагивают учебное время.

• Итоговые — помогают оценить, как материал усвоен учащимися.

4. По продолжительности выполнения:

• Мини-проекты — занимают один-два урока.

• Средние проекты — от нескольких уроков до двух недель.

• Долгосрочные проекты — от нескольких недель до нескольких месяцев. Обычно работа над ними проводится в свободные от занятий часы.

5. По количеству участников:

• Индивидуальные — работает один ребенок.

• Групповые — вовлечены несколько учеников.

• Коллективные — затрагивает учащихся нескольких классов или всей школы.

Выделяют 5 главных этапов проектной деятельности:

Определение проблемы. 

Здесь существенно установить актуальную проблему для исследования, которая подходила бы возрасту, возможностям и знаниям учеников, была для них интересна.

Определение цели и задач. 

Преподаватель помогает учащимся установить цели исследования, сосредоточить их на достижение результата.

 

 

Подготовка и планирование. 

Здесь важно посодействовать ученикам подобрать форму выполнения проекта в соответствии с тематикой, а также определить средства и методы организации деятельности. Необходимо определить, в течение какого времени будет воплощаться проект. Если это проект групповой, то учитель должен составить активные группы учеников, которые будут сообща работать над проектом. Важно направить учащихся в поиске нужных материалов, помочь в обработке информации.

Реализация проекта. 

Работа над проектом всегда начинается со сбора информации, анализа, выдвижения идей. Как только необходимая информация будет составлена и проведены все экспериментальные работы, осуществляется оформление проекта. На этом этапе преподаватель должен:

• оказывать консультационную помощь ученикам

• учить их анализировать и обобщать факты

• учить оформлению и презентации

• искать способы стимулирования их интереса к творческому процессу

• развивать интеллектуальные способности

• проверять промежуточные результаты проектной работы.

Подведение итогов. 

Результатом проекта является презентация. Она может проходить в виде оформления стенгазет или стендов, выступления с докладом, подготовки защиты проекта. Желательно — обсуждение, что вышло, а что нет, какие трудности появились при работе над проектом.

Критерии оценки проектов:

• осознанность в определении проблемы, подборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы

• обоснованность предлагаемых решений, подходов и заключений

• выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, завершенность

• качество изделия, его оригинальность, уровень творчества,

• качество и полнота в оформлении записей

• свободное владение материалом во время защиты проекта

 

×
×