Автор: Колчина Ольга Леонидовна
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ – ИНВАЛИДАМИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Колчина О.Л., преподаватель
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»,
г. Астрахань
Аннотация: в статье раскрываются инновационные подходы к социальной работе с детьми-инвалидами. Представлены особенности детей-инвалидов; описаны государственная поддержка, инновационные технологии и методики работы с данной категорией граждан.
Ключевые слова: дети-инвалиды, инновационные подходы, технологии социальной работы.
Дети-инвалиды – физические лица, возрастом до восемнадцати лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных вследствие травм, заболеваний, врождённых дефектов, приводящих к ограничению жизнедеятельности и потребности в социальной защите.
Согласно Федеральной государственной информационной системе Федерального реестра инвалидов, численность детей-инвалидов в России на 1 февраля 2024 года составило 728858 человек. Они занимают одно из первых мест среди других травмированных категорий в условиях углубляющегося социального кризиса и духовно-психологического шока.
Главная проблема ребенка — инвалида в его связи с миром, в ограничении мобильности, в бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в доступе к культурным ценностям. Отсюда огромное внимание к данной категории граждан.
В современных условиях социальная защита детей – инвалидов перерастает из разряда социально-медицинской проблемы в общую социальную задачу, предполагающую, во-первых, системное взаимодействие для оптимизации всего социокультурного окружения человека (семья, реабилитационный центр, школа и т.д.); во-вторых, активное использование всех направлений социально-регулирующего воздействия (медицинское, финансово-экономическое, психолого-педагогическое и т.д.). От того, как организована система социальной защиты детей — инвалидов, можно судить о состоянии и социальном здоровье общества в целом (В.С. Анисимов, А.А. Баранова, О.В. Гринина, Р.К. Игнатьева, Д.И. Зелинская, В.Л. Мартынов, М.Н. Никитина, Г.С. Окунева, Э.И. Танюхина, Г.В. Тарасова, Н.И. Гурвич и др.)
Исходя из принятого законодательства, в месячный срок после признания ребенка инвалидом специалистами учреждения, проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа его комплексной реабилитации. Данная программа представляет собой перечень мероприятий, направленных на восстановление способностей ребенка-инвалида к бытовой, возрастно-средовой, учебной социально-культурной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний и т.д. В ней намечаются объемы, сроки проведения, исполнители, при этом учитывается прогнозируемый уровень соматического состояния, психофизиологической выносливости, социального статуса ребенка и реальные возможности семьи, в которой он находится.
Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида реализуется в форме последовательной цепи реабилитационных циклов, каждый из которых включает в себя этап комплексной медико-социальной экспертизы и этап собственной реабилитации. Данный этап представляет собой набор мероприятий по поддержанию медицинской, психологической, педагогической и социальной реабилитации, определенный возрастными и личностными особенностями ребенка и текущим уровнем тяжести ограничений его жизнедеятельности.
Программа считается выполненной, если достигнута полная социальная адаптация субъекта — бывший ребенок-инвалид, став взрослым, создал свою семью и интегрировался в общество, или же специалистами государственной службы медико-социальной экспертизы установлено, что весь имеющийся у ребенка реабилитационный потенциал полностью исчерпан.
В современной России огромную помощь детям – инвалидам оказывают реабилитационные центры, где активно внедряются инновационные подходы в работу с данной категорией граждан. В целях оптимизации реабилитационных мероприятий, одним из актуальных направлений деятельности специалистов по социальной работе является поиск и практическое внедрение профессиональных технологий инновационного характера.
Инновационные социальные технологии представляют собой формы, методы и приемы, направленные на создание и реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям различных аспектов общественной жизни, либо к рациональному использованию в обществе различных видов ресурсов.
Специалисты предлагают детям-инвалидам такие техники, как интерактивные устройства, специальные роботы, сторителлинг, игрушечный вертолет, 3D печать, технологии дополненной реальности, технологии воздействия на умственно-мыслительные процессы, специальная электронная библиотека и др.
В работе с детьми – инвалидами применяют различные виды психотерапии, а именно музыкотерапия, сказкотерапия, арт-терапия, песочная терапия, кинотерапия, куклотерапия, спорт-терапия и др., что способствует поддержать физическое здоровья организма и оказывает психологическую помощь семье.
В Астрахани успешно функционирует ГАУ АО «НПЦРД «Коррекция и развитие», где осуществляется огромная помощь детям-инвалидам и их семьям. Студенты колледжа проходят учебную и производственную практику в данном учреждении. Специалисты активно используют инновационные технологии в своей деятельности. Например, применение здоровьесберегающих технологий биологической обратной связи (БОС): «Здоровье»; «Окружающий мир 1-4 кл.»; «Сенсорные и математические представления». Проводится коррекционно-развивающая работа с использованием компьютерных комплексных программ «Цицерон», «ЛОГО диакорр 1». Осуществляется коррекция речевых патологий с использованием логопедического тренажера «Дельфа-130». Используются развивающе-коррекционные комплексы с видео-биоуправлением «Тимокко». Проводятся психокоррекционные занятия с использованием компьютерной программы «Комфорт».
В Центре создана сенсорная комната интерактивной игровой среды; проводятся креативные занятия с использованием компьютерной программы «Радость»; используются аутобиорезонансные аппликаторы для увеличения эффективности реабилитации, а также коррекции сопутствующей патологии.
В целях коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой и сенсорной интеграцией детей Центр оснащен аппаратным комплексом «Ауторелакс» (Амблиокор — 01 РТ); реабилитационным комплексом NEW STRESSLESS; есть проекционно-интерактивные песочница и пол; комплекс биологической коррекции «Синхро — С»; аудио-визуальный комплекс «ДИСНЕТ».
В рамках диагностической и реабилитационной работы используются программный комплекс «ВибраМед»; нейроэнергокартограф НЭК -5; Активациометр — 9К; мобильный кабинет психолога; программно-аппаратный комплекс Биотест; программно-аппаратный комплекс Пульс — Антистресс; реабилитационный комплекс РЕАКОР; программный комплекс Кабинет ЭЗ (версия 2.3.).
Комплексы для физиотерапии и нейро- и электростимуляции представлены аппаратом «Диаденс-ПК»; аппаратом «Поток»; аппаратом «Эльфор. проф»; «Амплипульс 5»; МСТ «Мастер»; «Матрикс»; аппаратом «Искра»; УЗТ — 1.01. имеется также аппарат «Электросон»;, облучатель ОУФК «Солнышко» и др.
Достоинствами внедрения данных технологий, по мнению специалистов, являются:
— большое разнообразие используемых форм и методов, направленных на решение проблем современной семьи и детей;
— высокий инновационный потенциал и профессионализм всех специалистов Центра;
— совершенствование материально-технической базы.
Используемые инновационные технологии направлены как на решение частных проблем ребенка, так и на проблемы всей семьи в целом (комплексные программы реабилитации семьи, психологическое сопровождение семьи, организация совместной деятельности различных категорий семей).
При внедрении любого новшества могут возникнуть рад трудностей и проблем. В первую очередь это бездумное заимствование опыта, псевдотворчество. Одна из основных опасностей — отсутствие регулирования протекания инновационного процесса внутри учреждения. Специалисты Центра «Коррекция и развитие» учитывают эти риски и понимают, что инновации не должны являться самоцелью. Они лишь средство, с помощью которого обеспечивается формирование эффективности работы с детьми — инвалидами.
Разработка механизма распространения и внедрения инновационного опыта осуществляется через организацию конкурсов, создание методических объединений, стажерских площадок, творческих лабораторий и т.д. Взаимодействие всех специалистов Центра, их слаженная работа, совершенствование всех направлений деятельности, внедрение инновационных подходов эффективно сказывается на успешную реабилитацию детей-инвалидов в нашем регионе.
Литература
1. Саврасов Е.Г. Дети-инвалиды в Российской Федерации // Социальная работа. 2019. №1. С. 124.
2. Платонова Н.М. Инновации в социальной сфере. — М.: Издательский центр «Академия», 2020. — С. 52.