Инновационные технологии в коррекционно-логопедической работе с детьми ОВЗ

Автор: Сумишевская Раиса Сергеевна

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.

На сегодняшний день в связи с динамическим развитием современного общества к образовательной сфере выдвигаются новые требования. В соответствии с этими требованиями, в образовательном и воспитательном процессах все чаще имеет место внедрение новых технологий. В частности, инновации в коррекционно-развивающей работе учителей-логопедов приобретают особое значение, способствующих всестороннему и гармоничному развитию ребенка – базирующих на творческих, нестандартных решениях, что дает возможность решать задачи коррекционного обучения, воспитания и развития детей с патологией речи.

Инновационные методы воздействия принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

К инновационным технологиям относятся :

·        арт-терапевтические методики: музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, изотерапия , игротерапия ,крупотерапия.

·        мнематехника

·        здоровьесберегающие технологии

·        информационно-компьютерные технологии (ИКТ);

·        мозжечковая стимуляция с использованием доски «Бильгоу»

·        технология СИНКВЕЙН

·        технология ТРИЗ

·        легоконструированиие

·        БОС технологи

·        проектная технология

·        личностно-ориентированные технологии

 

 

 

Арт-терапевтические методики :

Музыкотерапия  —  двигаться в ритме музыки, прослушивать музыкальные композиции, пропевать чистоговорки под музыку или играть на различных музыкальных инструментах — вариантов использования этого вида искусства может быть много. Таким ненавязчивым, скорее даже приятным образом музыкотерапия оказывает благоприятное воздействие на организм юных пациентов:

улучшает и стабилизирует эмоциональное состояние;

тонизирует кору головного мозга;

учит прислушиваться, анализировать мелодии, звуки, издаваемые различными инструментами;

развивает чувство ритма;

стимулирует слуховые анализаторы, тренирует восприятие на слух;

избавляет от блоков, зажимов, страхов и речевых расстройств и т. д. 

Сказкотерапиясказки могут быть дидактическими, психологическими, медитативными, психотерапевтическими и психокоррекционными. В них скрыт большой исцеляющий потенциал. Сказки можно сочинять и рассказывать, рисовать или шить. В коррекционной работе логопеда ДОУ элементы сказкотерапии помогают:

создавать комфортную для ребенка атмосферу;

настраивать взаимодействие анализаторов — зрительного, слухового, моторного;

развивать у малышей умения рассказывать что-то (строить монологическое высказывание), беседовать (вести диалог);

работать над звуковой и лексико-грамматической сторонами речи и т. д.

Изотерапия  вида арт-терапии есть много вариантов, например, кляксография, рисование на крупе или пальцевая живопись. Изотерапия дает возможность высказаться без слов и включает творческий потенциал, тренирует мелкую моторику и способствует развитию артикуляционного аппарата, навыков связной речи. 

Песочная терапия  — природный материал, обладающий позитивной энергетикой. Он мягко воздействует на нервные окончания, находящиеся на кончиках пальцев, тонизирует или наоборот снимает излишнее напряжение (мышечное, психоэмоциональное), помогает развивать мелкую моторику рук, навыки ориентации в пространстве. Песочная терапия благоприятно влияет на эмоционально-волевую сферу и позволяет деликатно, без усилий, в игровой форме корректировать речевые дефекты, учит пользоваться как вербальными, так и невербальными средствами общения, устраняет психологические блоки.

Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека. Как известно, одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Каждый цвет воздействует на людей по-разному, носит избирательный характер, поэтому необходимо это учитывать в своей работе.

Обозначение цветов:

Синий цвет:  успокаивает, стимулирует умственную деятельность.

Голубой цвет: оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении.

Фиолетовый цвет: угнетает психические и  процессы, снижает настроение.

Красный цвет: активизирует, повышает физическую работоспособность.

Зеленый цвет: успокаивает,  повышает защитные силы организма.

Розовый цвет: оказывает тонизирующее воздействие.

Желтый цвет: вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные действия. 

Игротерапия – способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений, развитие навыков коммуникации у детей, в основу которого положена игра (которая и является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте).  Применяются различные виды игровой терапии. Техники, используемые в психотерапевтической работе с детьми, подчинены решению конкретных задач: концентрация внимания, обеспечение поддержки и одобрения, проявление эмоций и стимуляция к общению

 Крупотерапия – это техника, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Мнемотехника технология, которая помогает быстрее и легче запоминать информацию. Ее суть состоит в следующем:

Слова, фразы, фрагменты текста, сцены из мультфильмов или сказок изображаются схематично, отдельными символами. 

Ребята видят эти загадочные символы и схемы и пробуют их расшифровать, что пробуждает их любопытство, интерес.

Интерпретация и расшифровка историй подключает творческие способности малышей, что способствует лучшему запоминанию. 

Использование мнемотехник в логопедии помогает:

активизировать визуальное и слуховое восприятие информации;

развивать ассоциативное мышление и зрительную память;

формировать навыки связной речи;

развивать зрительное и слуховое внимание;

совершенствовать звукопроизношение и т. д. 

 

 

Здоровьесберегающие технологии:

По мимо традиционных  : артикуляционных, дыхательных, пальчиковых ,зрительных гимнастик .

Палминг — пассивное расслабление. Когда закрываем глаза, мы способствуем некоторому их расслаблению и отдыху. Однако глаза, самой природой предназначенные для восприятия света, не могут полностью расслабиться, когда на них падает даже нич

Использование офтальмотренажера (зрительная гимнастика) — которая снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.тожное количество его лучей.

Аурикулотерапия – это система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма  Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла.  

 Стретчинг — комплекс упражнений направленный на снижение мышечного напряжения, повышения эластичности мышц.

Су-джок — то стимуляция высокоактивных точек расположенных на кистях рук, которые соответствуют всем органам и системам организма
Биoэнергoпластика  —  направлена на совместные движения руки и артикуляционного аппарата, что способствует активизация распределения биoэнергии в организме. Биoэнергия — это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика — плавные, раскрепощённые движения тела, рук. Для коррекционной работы наиболее значимым является соединение движений кистей рук c движениями органов артикуляционного аппарата.
Хагoтерапия
— терапия легкими поглаживаниями. Прикосновение — один из древних способов выражения положительных эмоций и одна из важнейших потребностей человека. Легкие прикосновения и поглаживания улучшает общее состояние ребенка, успокаивают, вызывают положительные эмоции.
Релаксация
— специальный метод, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник. Релаксация это произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением.

Зрительная гимнастика — снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.

Мимическая гимнастика способствует эмоциональному развитию и расслаблению мимических мышц.
Дыхательная гимнастика — стимулирует работу мозга, регулирует нервно — психические процессы, хорошо сочетается с физкультурными минутками в виде «Динамических запоминалок», при этом обязательно учитывается модальность детей (двигательная память).

Логопедический массаж, самомассаж  — массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.

Однако приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую практику. Однако становится ясно, что логопедический массаж, как одна из технологий должна занимать свое строго определенное место в ряду других логопедических техник. С одной стороны, логопедический массаж является важной составляющей в комплексной логопедической работе, с другой стороны, массаж не является панацеей при формировании звуков.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.

Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

Логоритмика — это методика коррекционно-развивающего воздействия на человека, основанная на ритмизации всех процессов через музыку, движение, речь. Это форма развитие речи с помощью частых движений тела, является активной арт-терапией и представляет собой систему двигательных упражнений, связанных с одновременной речевой и артикуляционной активностью.

Кинезиологические и нейро  технологии – это инновационный подход формирования, укрепления и сохранения физического и психического здоровья человека и обучения навыкам сохранения его. Цель кинезиологических технологий:
1. Формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, осознанного отношения к своему здоровью, развитие личностных ценностных ориентиров на здоровьесберегающее поведение.
2. Развитие умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Нейрогимнастика — это комплекс упражнений, направленный на активизацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Выполняя эти упражнения ребенок развивает сенсорную и пространственную ориентировку, у него формируется произвольное внимание, функция самоконтроля, развивается зрительно-моторная координация, согласованность, точность, плавность движений обеих рук.

Мозжечковая стимуляция с использование доски «Бильгоу» — это комплекс физических упражнений, направленных на развитие участков мозга, отвечающих за формирование речи, поведения ребенка.

 

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)

Применение компьютера влияет на мотивацию детей, проявляет свою оригинальность, задать вопросы, что в свою очередь благоприятно влияет на

развитие речи. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации.

Информационные технологии позволяют не только воссоздать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть

замечены.

Особое внимание в применении ИКТ на занятиях по развитию речи уделяется мультимедийным средствам. Ведь мультимедиа дает возможность

представить информацию не традиционно, а с помощью фото, видеографики,

анимации, звука. Детей привлекает новизна данных занятий. В группе создается обстановка реального общения, при которой дети стремятся выразить своими эмоции от увиденного своими словами, с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому. В

настоящее время выбор мультимедийных программ развивающего характера

довольно обширен. Использование ИКТ на занятиях по развитию речи способствует усвоению большего количества материала.

Использовать ИКТ можно в непосредственно образовательной деятельности

как по познавательно-речевому развитию, так и на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Детям очень нравится красочное изображение сюжетов любимой сказки на экране и они с большим

желанием вливаются в работу на занятии.

Следует отдать должное мультимедийным презентациям, как одним из составляющих использования ИКТ.

Для большей эффективности презентации строятся с учетом индивидуальных возрастных особенностей, в них включаются анимационные картинки, элементы игры, сказки. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей мере добиться поставленных целей занятия. Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые становятся прекрасными помощниками при проведении занятий. Грамотно подобранный материал позволяет отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу.

Овладевая навыками создания презентаций педагог постепенно входит в мир

современных технологий, значительно меняется понимание роли компьютерных технологий в процессе обучения и воспитания.

Первоначально большинство педагогов были убеждены, что использовать ИКТ можно лишь изредка, как подручный материал, нынешнее же понимание роли информационных технологий это облегчить труд воспитателя, повысить работоспособность воспитанников, формировать стойкий интерес к обучению.

Организации воспитательно-образовательного процесса с использованием ИКТ в непосредственно образовательной деятельности способствует высокой степени эффективности для развития всех сторон речи. Это долгая, непрерывная работа, которая подготавливает детей к жизни в условиях неограниченного доступа к информации.

Таким образом, применение компьютера в дошкольном обучении необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, всестороннему развитию детей. Компьютерные программы вовлекают детей

в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.

Компьютерные технологии сегодня — один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности.

 

 

Технология легоконструирование

Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельность, большое внимание отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они дают возможность формировать у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности. Манипулируя с элементами ЛЕГО-ребенок учиться творчеству, созиданию.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в логопедической работе.

 Технология «СИНКВЕЙН»  – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.

Технология ТРИЗ — теория решения изобритательных задач. Это педагогическая технология, ориентированная на развитие творческого потенциала ребенка дошкольного возраста.

Данная технология является эффективным инструментом, позволяющим сформировать творческую ориентацию детей, раскрыть природные задатки ребенка, заинтересовать детей в творчестве и его применении в различных сферах деятельности.

 

 Технология БОС  -при работе с  речевыми  патологиями  необходимо уделять достаточное количество времени для коррекции нарушений дыхания, так как, без правильного дыхания, без долгого плавного выдоха невозможно корректировать   речь ребенка.  

 Для формирования речевого дыхания   используется метод биологической обратной связи (БОС). БОС – это способ перевода информации, получаемой с помощью специальных датчиков от тела человека, в картинку и звук.  

 Этот метод позволяет вырабатывать   навык диафрагмально-релаксационного дыхания, снижает напряжение работы дыхательной системы, восстанавливает баланс вегетативной системы, обеспечивает приток кислорода к периферическим системам и органам,  к головному мозгу, позволяет почувствовать стабильность и покой.  Особенность  данного метода – это возможность обучения ребенка саморегуляции. Обратная связь значительно облегчает процесс обучения физиологическому контролю.

На занятиях  ребенок с помощью БОС видит и слышит, как работает его организм.    

Логотерапевтический комплекс БОС включает в себя компьютер   с программным обеспечением, преобразователь биоэлектрических сигналов, тренажер дыхания, комплект многоразовых датчиков частоты сердечных сокращений, микрофон, лечебно-коррекционно-оздоровительные методические рекомендации.

 На занятии ребенок осваивает основной компонент речи-диафрагмально-релаксационный тип дыхания и удлинённый выдох. Речевой материал произносится на выдохе на снижении частоты сердечных сокращений (на вдохе частота сердечных сокращений здорового человека увеличивается, на выдохе – уменьшается).

 Проектная технология — её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

Личностно-ориентированные технологии— цель данной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.

 

Заключение.

Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×