«Инновационные технологии в театральной деятельности по работе с детьми ОВЗ».

Автор: Первухина Лариса Владимировна

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-font-family:»Times New Roman»;
mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

Театральная деятельность  формирует у детей слушательскую   и зрительскую культуру. Следует отметить также, что драматизация помогает преодолеть пассивность, которая характерна для детей с проблемами в развитии: во время подготовки и проведения театрализованных постановок такие дети попадают в атмосферу непринужденного общения и дружеской обстановки, тем самым подсознательно стремясь внести свой вклад в общее дело.

  Театрализованная деятельность оказывает огромное влияние на все стороны  детей, а главным образом, на развитие личности.

    Свою театральную деятельность в работе с детьми использую более 10 лет. Было показано много театральных постановок, например:

— драматизация сказки «У Солнышка в гостях» для детей младших групп,

— театральная постановка «Сказки вышли погулять» — районный конкурс, диплом I степени,

— театральная постановка: «Кто сказал МЯУ?» с использованием различных видов театра,,

— мюзикл «Летучий корабль (совместно с музыкальным руководителем),

— театральная постановка «Стоп! Коронавирус»,

— театральная постановка по правилам дорожного движения «Дорога без опасности»,

— кукольный спектакль про Дуню – ленивицу и волшебника – Оха»,

— открытое занятие в ДОУ «Путешествие в волшебный мир театра» ,

-ежегодное  участие в районном конкурсе «Петрушкины забавы», награждены дипломом «гран-при»,

— участие во всероссийских и международных конкурсах с получением призовых мест,

— театральная постановка «Юбилей Бабы – Яги» идр.

      Сейчас мы работаем над спектаклем «Три поросенка.  Наши дети стали лауреатами многих конкурсов различного уровня. Но прежде чем спектакль состоялся мы много работаем — это большой труд, дети,  конечно очень любят  играть в спектаклях, но не все у некоторых есть зажатость и не уверенность в себе. Потому что есть проблемы с речью, с координацией движения и запоминанием текстов

В своей работе по театральной деятельности встречаются трудности в запоминании текстов – всё это  вызывает необходимость серьёзно относиться к подбору репертуара. В программе  большую часть репертуара составляют пьесы по народным сказкам или по мотивам народных сказок в авторской обработке (в укороченном варианте): «Репка», «Рукавичка», «Теремок», «Колобок» и другие; этюды.  Авторскую обработку и подбор этюдов  мы делаем сами, чтобы было у кого-то больше текста, у кого-то меньше, так как дети у нас  все разные.

 При распределении ролей учитываю индивидуальные особенности детей.

Например:  Если ребенок весёлый, активный, дружелюбный, хорошо заучивает стихотворные тексты, но имеется стойкое нарушение звукопроизношения – поставленные звуки с трудом закрепляются, слабый  контроль  за собственной речью, поэтому спонтанная речь часто непонятна для окружающих. В  основном такие дети играют главные роли. Но в процессе подготовки спектакля серьёзно относится к заучиванию текста.

 Если  ребенок  – подвижный, ритмичный, любит  танцевать, этому  герою придумываем  небольшой танец.

А если ребенок неуверенный ребёнок, нарушена моторика, координация движений, с трудом заучивает двустишие, но занимается с желанием. Чтобы повысить ребёнку самооценку, создаём  благоприятные условия – у его персонажа очень короткий текст. То все равно ребенок остаются довольный своей ролью.

Если ребенок практически не говорящий ребёнок с нарушением эмоциональной сферы. В процессе совместной деятельности у него появилось желание участвовать в инсценировках. Ему поручаем роли, где персонаж произносит лишь звукоподражания (мяу, гав-гав). В итоге они  начинают говорить  простые фразы — это большое достижение для нас.

 Работа над каждой сказкой проходит следующие этапы:

 *чтение, рассматривание иллюстраций к сказке;

*просмотр мультфильма, беседа по содержанию, пересказ;

*рассматриваем картинки и  собираем пазлы по сюжетам сказок.

*рисуем по мотивам сказки;

*распределение ролей, разучивание слов, репетиции на сцене;

 *сначала проходим мизансцены , потом репетируем с музыкой .

     Кроме этого на занятиях включаются:

·         речевые игры ;

·        пальчиковые игры;

·        упражнения на развитие артикуляции, дыхания;

·        упражнения на развитие дикции, интонации;

·        этюды на развитие эмоций, мимики, пантомимики и др.

 

Таким образом, театрализованная деятельность оказывает огромное влияние на все стороны развития детей с ОВЗ, а главным образом, на развитие личности.

  В завершении предлагаю инсценировать  этюд на выражение различных эмоций.

                                                «Три подружки»

      Жили-были три подружки: свинка Хрюшка (ребенок произносит-«хрю-хрю», кошка Мурка («мяу-мяу» и утка Крякушка («кря-кря».

      Однажды в теплый летний день они пошли гулять. На них были новые платья, и мамы наказали им строго-настрого не пачкаться и далеко друг от друга не уходить.

     Но Мурка, гоняясь за птичкой (этюд «Кузнечик»), зацепилась за пенек и разорвала платье, а Хрюшке захотелось полежать и понежиться в луже (этюд «Лентяй»). Утка Крякушка потеряла шляпу и башмачок, когда помогала Хрюшке вылезти из лужи.

   Вот идут они после прогулки, опустив головы, громко плача (ааа). Что-то будет? Что скажут мамы (этюд «Остров плакс»)?

   Мамы встретили малышей около дома, страшно удивились (этюд «Удивление»), рассердились и хотели их наказать (этюд «Провинившийся»).       Но когда они узнали, как Крякушка спасала Хрюшку, перестали браниться и даже похвалили ее!

 

×
×