инновационный проект «Чек лист или хитрости современной жизни»

Автор: Чугайнова Надежда Витальевна

Министерство труда и социального развития Пермского края

Государственное казенное учреждение

социального обслуживания Пермского края

«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» г. Кудымкара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

«Чек лист или хитрости современной жизни»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Разработчики проекта:

                                                              Петрова А.Е. – педагог-психолог

                                                                   Чугайнова Н.В., педагог-организатор

                                                  Коньшин Н.В.-воспитатель

                                                                    Радостева М.О., — социальный педагог

 

 

 

 

 

Кудымкар

2024

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

 

1

Полное название проекта

 

«Чек лист или хитрости современной жизни»

 

2

Разработчики проекта 

Петрова А.Е., педагог-психолог

Чугайнова Н.В., педагог-организатор

Коньшин Н.В., воспитатель

Радостева М. О., социальный педагог

3

Юридический адрес организации

Пермский край, Кудымкарский район, с. Пешнигорт, ул. Молодёжная 8, 619545

4

Целевое назначение проекта

Формирование пространства, где каждый воспитанник сможет найти поддержку, советы и вдохновение для улучшения своей жизни вне зависимости от обстоятельств

5

Задачи проекта

1)     использовать информационные ресурсы, необходимые для решения проблем с помощью средств ИКТ

2)     оптимизация процесса взаимодействия с воспитанниками через мессенджер Telegram.

3)     способствовать формированию позитивной временной перспективы и позитивного мышления;

4)     обучать способам принятия осознанных и взвешенных решений

5)     формировать навыки безопасного поведения в интернет- пространстве;

6)     обучать способам конструктивного общения и взаимодействия;

7)     повышать психолого-педагогическую компетентность родителей (законных представителей) по вопросам профилактики социально-негативных явлений среди несовершеннолетних.

6

Срок реализации проекта

2 года

 

7

Целевая группа проекта

Воспитанники от 14 до 17 лет

 

 

 

Аналитическое обоснование проекта, актуальность проблемы, основная идея проекта

Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о ребенке берет на себя государство и общество. У воспитанников Центра помощи детям наблюдается инфантильное поведение, отсутствие инициативы и самостоятельности, неумение планировать свою деятельность, организовывать себя, низкая самооценка. У них преобладает зависимое, реактивное поведение. Недоразвитие механизмов саморегуляции компенсируется формированием различного рода «защитных реакций». Так, вместо творческого мышления у них возникает шаблонное, вместо произвольного поведения – ориентация на внешний контроль, вместо умения самому справляться с трудной ситуацией – излишне бурное эмоциональное реагирование и обида. Едва ли не главная причина неудач воспитанников – низкая самооценка, которая обессиливает, заставляет опускать руки и идти по пути наименьшего сопротивления. Любое препятствие воспринимается ими как непреодолимая преграда, вызывает раздражение и отчаяние, а не желание мобилизоваться, собраться, постараться, добиться своего. Все негативные психолого-педагогические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (социальные сироты), выросших в неблагополучных семьях, свидетельствует о низком уровне социализации, отсутствии у них ценностных ориентаций и слабой адаптированности к нормальной социальной жизни. Социализация возможна в процессе длительного позитивного влияния на ребенка и оказания ему соответствующей психолого-педагогической поддержки.

Дети-сироты — это особая категория, требующая повышенного внимания и заботы. Их жизнь наполнена испытаниями, но несмотря на все трудности, они стремятся к успеху и стабильности. Ещё одна особенность детей-сирот — это быстрый результат. Современному человеку особенно актуально находить эффективные решения, которые не займут много времени. Быстрый результат в их обучении и адаптации в жизни возможен, если использовать проверенные лайфаки, которые способны облегчить им путь.

Сейчас многие люди, находясь в состоянии стремительно меняющихся жизненных реалий (социальных, экономических, информационных, технологических), ищут и находят пути упрощения в решении жизненных проблем. В сети интернет большой популярностью пользуются видеоблоги с такими приемами. Мы провели анкетирование на предмет популярности лайфхаков среди воспитанников. Оказалось, что подростки достаточно часто и с большим интересом следят за подобными «хитростями» и используют их в своей жизни.

Слово «лайфхак» (сущ.,м.р. ) — хитрость, упрощающая жизнь при помощи некоторых манипуляций с привычными подручными средствами. «Это набор методик и приемов «взлома» окружающей жизни для упрощения процесса достижения поставленных целей с помощью разных полезных советов и хитрых трюков» — так это определяется. Нечто подобное было в Советском Союзе: «Советы домашнему мастеру», «Домашние хитрости» в тогдашних журналах были невероятно популярными рубриками. Люди делились, как продлить жизнь домашних вещей, что можно сделать из старых колготок, как проделать отверстия без дрели и т. д.

Можно сказать, что англоязычное слово «лайфхак»- не что иное, как хорошо забытое старое- домашние (бытовые) хитрости. Лайфхаки, по сути, является набором полезных и коротких советов, позволяющих с наименьшими затратами или более быстро решить задачи жизненного и бытового типа. Инструменты и методики лайфхакинга – это смекалка, карты памяти, управление временем, разнообразные подборки советов

Для того, чтобы определить актуальность нашего проекта, мы провели анкетирование среди воспитанников:

1. Знаете ли вы, что такое лайфхак?

2. Пользуетесь ли вы лайфхаками в жизни?

3. Как вы узнаете о новом лайфхаке?

Анкетирование показало, что подавляющее большинство воспитанников знакомы с понятием лайфхак и даже активно используют в своей жизни, а самыми популярными источниками идей является интернет и живое общение. Воспитанникам интересна эта тема, поэтому мы считаем, что она будет актуальной.

В современном мире, где информация распространяется с невероятной скоростью, создание канала в Telegram, с полезными советами для детей-сирот – это инициатива, направленная на поддержку и помощь в преодолении жизненных трудностей, с которыми сталкиваются воспитанники, оказавшись в трудной ситуации. Этот канал должен стать ресурсом, где собраны полезные советы и рекомендации для детей, оставшихся без попечения родителей. Предлагая чек-листы на различные темы – от советов психолога, образовательных материалов и книг до развлекательных программ и мероприятий, бытовых советов – мы сможем обеспечить детей ресурсами, которые помогут развивать их таланты, углублять знания, находить полезные советы и находить радости в жизни, рассматривать важные темы, такие как управление финансами, саморазвитие и установление здоровых отношений. Также здесь будут рассказаны истории успешных людей, которые смогли преодолеть трудности и добиться успеха. Канал станет местом общения, в котором каждый сможет поделиться историей, задать вопросы, получить поддержку. Когда дети почувствуют, что их слышат и понимают, это будет важным подспорьем на их пути к взрослой жизни.

 

Цель и задачи проекта.

Цель проекта:

Формирование пространства, где каждый воспитанник сможет найти поддержку, советы и вдохновение для улучшения своей жизни вне зависимости от обстоятельств.

 

Задачи проекта:

1)       использовать информационные ресурсы, необходимые для решения проблем с помощью средств ИКТ

2)       Оптимизация процесса взаимодействия с воспитанниками через мессенджер Telegram.

3)       способствовать формированию позитивной временной перспективы и позитивного мышления;

4)       обучать способам принятия осознанных и взвешенных решений

5)       формировать навыки безопасного поведения в интернет- пространстве;

6)       обучать способам конструктивного общения и взаимодействия;

7)       повышать психолого-педагогическую компетентность родителей (законных представителей) по вопросам профилактики социально-негативных явлений среди несовершеннолетних.

 

Целевая группа проекта: воспитанники отделения социальной реабилитации несовершеннолетних 14-17 лет

 

Методы реализации проекта

В рамках реализации основной практической части проекта по созданию канала в Телеграмме с полезными советами для детей-сирот предусмотрено несколько ключевых мероприятий. Первым шагом станет выявление наиболее актуальных тем, интересующих целевую аудиторию. Канал будет содержать тематические посты, посвящённые различным аспектам жизни детей-сирот: психоэмоциональной поддержке, финансовым и юридическим вопросам.

 Второй этап- команда профессиональных психологов и педагогов обеспечит создание информативных и доступных материалов, которые повысят не только уровень знаний воспитанников, но и помогут развить навыки самопомощи. 

Третий этап включает в себя активное продвижение канала. В дальнейшем планируется подключение родителей воспитанников, педагогов школ.  Кроме того, планируются регулярные конкурсы и викторины, которые будут стимулировать участников к активному взаимодействию и обмену опытом.

Таким образом созданный канал станет не только источником полезной информации, но и пространством для общения и поддержки

Ресурсное обеспечение проекта.

 

Кадровое обеспечение проекта

ФИО специалиста

Должность

Функционал специалиста в проекте

1

Петрова А.Е.

Педагог-психолог

Руководитель проекта

2

Коньшин Н.В.

Воспитатель

Разработчик проекта

3

Чугайнова Н.В.

Педагог-организатор

Разработчик проекта

4

Радостева М.О.

Социальный педагог

Разработчик проекта

 

Функциональные обязанности в проекте

основных исполнителей

 

№ п/п

Наименование роли

Роль, функции участника

Требования к участнику команды

1

Руководитель проекта

Формирование команды проекта, организация взаимодействия между участниками команды;

Планирование, организация и контроль выполнения мероприятий проекта;

Установка, контроль показателей результативности и требований к реализации проекта;

 

Знание процесса реализации проекта;

ориентация на результат (способность чётко представлять результат, удерживать в ходе работы)

2

Разработчики проекта

Модерация контента и комментариев для предотвращения негативного воздействия;

Обеспечение руководителя проекта своевременной информацией для размещения на канале;

Согласование информации с руководителем проекта;

Отчётность по проекту.

 

Наличие ответственности за реализацию проекта

знание процесса реализации проекта;

 

 

 

Материально-техническое обеспечение

№ п/п

Наименование имеющегося оборудования для реализации проекта

Количество (ед)

1

Многофункциональные устройства

1

2

Ноутбук

2

3

Фотоаппарат

1

 

Финансовое обеспечение проекта

 

п/п

Направление

Источник финансирования

Объём финансирования

1

Подписка Telegram

Внебюджетный Попечительский совет

200

 

Описание основных мероприятий проекта по этапам

 

Этап проекта

Мероприятия

I. Аналитический

Обеспечение организационно-методического, нормативного, кадрового сопровождения, обсуждение проекта на педагогическом совете.

Главная задача: повысить уровень готовности участников проекта к реализации мероприятий.

Мониторинг запросов воспитанников.

Осмысление имеющегося опыта. Сбор информации о проектах по данному направлению.

Диагностика возможных затруднений при реализации проекта.

Информационный поиск и систематизация материалов по вопросам социализации и воспитания.

Планирование совместной работы с Попечительским советом учреждения.

Результат этапа: обоснование и подготовка проекта.

II.Основной организационно- практический

Создание условий для реализации проекта.

Обучение руководителя проекта

Реализация проектных мероприятий.

Анализ возникающих проблем и отбор оптимальных приёмов.

Внесение корректив по ходу реализации проекта. 

Построение деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого воспитанника.

Результат этапа: проведение запланированных мероприятий. Анализ диагностических материалов.

 

III.Итогово-аналитический.

Анализ результатов, полученных в ходе реализации проекта.

Мониторинг удовлетворённости участников проекта.

Распространение опыта работы

Соотнесение полученных результатов с целевыми установками и прогнозируемыми результатами.

Представление результатов проекта на сайте учреждения.

Результат этапа: мониторинговые исследования, материалы проекторной деятельности, методические разработки. Публикация опыта и достижений

 

Календарный план реализации проекта с указанием сроков реализации по этапам.

Этап проекта

№ п/п

Мероприятия проекта

Сроки

Ожидаемый результат

Аналитический

1

Изучение запросов воспитанников

август 2024 – февраль сентябрь 2024

Сводная информация для создания проекта.

2

Изучение нормативных документов, публикаций по теме проекта.

Август 2024

Описание проекта, обсуждение мероприятий по реализации проекта.

3

Анализ материально-технических, учебно-методических, кадровых ресурсов.

Август 2024

Разработка плана и прогноза реализации проекта.

 

4

Создание и оформление Телеграм- канала

 

Сентябрь 2024

Заинтересовать детей в осуществлении данного проекта

Основной

Организационно-практический

1

Организация работы по мероприятиям проекта:

— аналитика Телеграм -канала

Сентябрь 2024 – сентябрь 2026

Активность воспитанников,

 

2

Повышение профессионального уровня

В течение реализации проекта

Участие педагогов

3

Размещение на сайте учреждения и группе в ВК материалов о ходе реализации проекта.

Период реализации проекта

Открытость и доступность информации о ходе реализации проекта

Итогово-аналитический

1

Анализ результатов в ходе реализации проекта.

Ноябрь-декабрь2026

Обсуждение на педагогическом совете, инструктивно-методическом совете.

Совещание рабочей группы проекта

2

Определение дальнейших перспектив по проекту.

Декабрь 2026

Корректировка, дополнение.

 

 

Ожидаемые результаты проекта

Участники

Ожидаемые результаты

Воспитанники

Рост социальной активности воспитанников, осознанное стремление к самореализации в общении, профессиональном самоопределении, трудовой деятельности.

Включение в проект не менее 50 % воспитанников

Формирование мотивации к здоровому образу жизни

Педагоги

Создание сообщества для обмена опытом и ресурсами

Помощь в профессиональных вопросах

Увеличение количества педагогов, заинтересованных в участии в проекте.

Общественность

Привлечение внимания волонтёров и организаций, готовых предложить помощь и поддержку в работе с воспитанниками

 

Ожидаемые эффекты проекта

Воспитанники

Минимизация негативных проявлений в детской среде

Высокая степень удовлетворённость качеством предоставления услуг по направлениям воспитания и социализации.

Педагоги

Формирование положительной мотивации педагогического коллектива.

Профессиональное развитие педагогов.

Диссеминация педагогического опыта

Общественность

Повышение эффективности работы Попечительского совета

 

Критерии и показатели оценки эффективности и результативности проекта.

Критерии

Показатели оценки эффективности и результативности проекта

Взаимодействие с воспитанниками

Эффективная деятельность всех участников проекта.

Удовлетворённость участников организацией деятельности

Количественные и качественные показатели участия воспитанников в реализации проекта

Разработка и взаимодействие новых форм и способов взаимодействия

 

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) по вопросам профилактики социально-негативных явлений среди несовершеннолетних.

Разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьёй

Заинтересованность и активное участие родителей в реализации проекта.

 

 

Рост активности социума

Активное привлечение к реализации проекта общественных организаций. Привлечение спонсоров и партнёров к реализации проекта.

Увеличение количества мероприятий по реализации проекта.

Организационно-методическое обеспечение проекта

Создание методических разработок по мероприятиям проекта. Создание канала в Telegram.

 

Ссылка на интернет-ресурс, связанный с проектом

 

 

Основные риски и пути их минимизации

 

п/п

Основные риски проекта

Пути минимизации рисков

1

Низкий уровень активности воспитанников

Организация мероприятий информационного характера, анализ тем постов, предлагаемой информации.

2

Недостаточный интерес общественности

Публикация материалов в СМИ

3

Недостаточная методическая подготовка педагогов

Система стимулов и поощрений

Проведение методических совещаний

 

 

Перспективы проекта

Проект может быть востребован при работе с родителями и детьми в любой организации.

Литература

 

×
×