Интегрированный урок «Минеральное питание растений и почвы Ростовской области»

Автор: Орлова Ольга Владимировна


Автор: Орлова 

Ольга Владимировна,

учитель биологии

и химии Ростовской-на Дону санаторной школы-интерната,

Таганрогский филиал

6 класс.

Тема: 

«Минеральное питание растений и почвы Ростовской области» 

Тип:

Интегрированный урок с элементами практикума. Изучение нового материала по географии, повторение изученного по биологии, актуализация знаний по природоведению.

Цели:

  • Формирование представления о минеральном питании растений и почвах родного края

  • Развитие творчества учащихся, логического мышления

  • Воспитание  толерантности, коммуникативных качеств у учащихся

Оборудование:

  • Источники с информацией  по теме урока – учебники, дополнительная литература

  • Физическая карта Ростовской области

  • Географические атласы Ростовской области

Ход урока.

1.Актуализация знаний, объяснение сути предстоящего, определение понятия «интегрированный урок», обозначение целей урока.

2.Повторение по биологии:

  • Что вы знаете о минеральном питании растений?

  • Могут ли растения использовать минеральные соли в нерастворенном виде?

  • Как растворы минеральных солей попадают в корень?

  • Что такое корневое давление?

  • Что является питательной средой для растений?

Вывод о том, что питательная среда для растений – почва.

3.Повторение по природоведению:

  • Что такое почва?

  • Каково главное свойство почвы?

  • Что такое плодородие? Из чего оно складывается?

  • От чего и как зависит количество питательных веществ в почве?

  • От чего и как зависит количество воды в почве?

4.Повторение по биологии:

Вспомните, что вам известно об удобрениях и составьте схему, отражающую виды удобрений.

Как вы думаете, как правильно повысить плодородие истощенной почвы?

5.Новый материал по географии:

Из всего сказанного ясно, что растения будут хорошо расти только в том случае, если их минеральное питание будет достаточным. Для этого необходимо, чтобы почвы были плодородны.

Существует наука – почвоведение.

В лежащих на ваших столах источниках  найдите определение этой науки и сведения о ее основателе В.В.Докучаеве. Сделайте краткие записи в тетрадях.

Выполним устно практическую работу  (по атласу):

  • Перечислить основные типы почв на территории Ростовской области

  • Назовите занимающие самую большую площадь

  • Назовите те, которые занимают меньше всего

Проверьте себя. Используя столбиковую диаграмму (на этой же карте), где отражены площади почв в %, ответьте на вопросы:

  • Сколько % площади приходится на: черноземы южные; чернозем обыкновенные карбонатные; каштановый; темно-каштановые; черноземы обыкновенные; светло-каштановые почвы?

  • Назовите почвы с самой большой и с самой малой площадью

6. Новый материал по биологии. 

Что вы знаете о галофитах?

Прослушайте сообщение об этих растениях. По ходу рассказа сделайте пометки в тетрадях.

Составьте схему, отражающую, какие существуют типы галофитов.

Ответьте на вопросы: 

  • Как растения защищаются от избытка солей в почве?

  • Какие галофиты называют настоящими, солевыделяющими, соленепроницаемыми?

  • Каким образом влияет засоление почв на минеральное питание и жизнь растений в целом?

7. Итоговое закрепление. 

Объясните фразу: «ростовская область – житница России» с точки зрения русского языка, биологии  и географии.

8. Творческое домашнее задание. 

Представьте тему: культурные растения ростовской области в удобной для вас форме: сообщения, плакат, газета, листовка, стихотворение, эссе, сценка, пантомима, компьютерная презентация  и т.д.

Данный урок является уроком освоения новых знаний в системе изучения географии, уроком повторения и закрепления знаний в курсе биологии. Урок разработан в развивающей модели обучения с применением исследовательского, частично – поискового, методов, элементов практической работы, индивидуальной работы.

При разработке урока использовался региональный и гуманитарный компонент.

Литература:

 

  • Интернет

  • «Я иду на урок биологии». Книга для учителя. М.: «Первое сентября», 2001 г.

  • С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Совсем необычный урок. Практическое пособие. Воронеж: «Учитель», 2001 г.

  • Т.П. Лакоценина, Е.Е. Алимова, Л.М. Оганезова. Современный урок. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2007 г.

  • Большая энциклопедия природы. Жизнь растений. М.: Мир книги, 2002 г.

 

×
×