Интегрированный урок по русскому языку и ТЗКНС «Состав слова, Приставка», «Олень-основа жизни Северян»

Автор: Людмила Ивановна Николаева

МКОУ «Тянская СОШ им.И.Н.Кульбертинова»

с.Тяня Олекминского района Республики Саха (Якутия).

 

Интегрированный урок русского языка  и ТЗКНС в 3 классе

Тема: «Состав слова. Приставка», «Олень-основа жизни народов Севера»

 

Автор: Николаева Людмила Ивановна, учитель начальных классов.

 

Цель урока: создать на уроке условия для активной познавательной деятельности обучающихся по усвоению понятия «приставка».

Задачи:

 обучающие:

— познакомить учащихся с приставкой, как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов;

— учить выделять приставку в слове.

развивающие:

— развивать мышление, внимание, речь учащихся, умение аргументировать свой ответ;

— развивать познавательный интерес к родному языку;

— формировать навыки самоконтроля.

воспитывающие:

— воспитывать нравственные качества личности;

— активизировать познавательную деятельность учащихся.

Планируемые результаты:
Личностные УУД:

-умение осознавать роль языка и речи в жизни людей;
— проявление творческого отношения к процессу обучения
Метапредметные

Познавательные УУД:

— определять значение приставок

Коммуникативные УУД:

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока;

-умение слушать и понимать других, работать в группе

Регулятивные УУД:

— умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
— умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Предметные:
— умение  находить в словах приставки

Методы обучения:

По характеру учебно-познавательной деятельности:  проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

Формы организации учебной деятельности:

фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Оборудование: тетради по теме урока у каждого ученика, проектор, презентация, карточки  со словами, частями слов.

 

 

 

 

1.  Долгожданный дан звонок,

 Начинается урок. Приветствие.

— Проверьте свою посадку. Не забывайте об осанке.

 

II. Сообщение темы и цели урока.

-Каждый из вас, конечно, хотел, чтобы про него сказали: “Он знает русский язык”.

-Сегодня на уроке мы постараемся сделать ещё один шаг в познании русского языка.

 Слайд

1.На доске: Р, С, М, Л, О, С, Ц, Т, А, Н, Х, В, Щ.

-Если вы уберёте непарные согласные, то прочитаете главное слово нашего урока.

-Какое значение может иметь слово “состав”? Слайд

-В словаре Ожегова сказано: состав – это:          Слайд

-Но мы на уроке русского языка. Состав чего мы можем изучать?

-Тема нашего урока – состав слова. (Учитель открывает тему урока на доске)

 

III.Ребята сегодня у нас необычный урок. Мы объединим в одно целое уроки русского языка и ТЗКНС. Сегодня у нас необычный урок. Урок русского языка с элементами традиционных знаний коренных народов Севера (ТЗКНС). Такой урок называется интегрированный.

А по предмету ТЗКНС  о ком будем говорить, угадайте загадку

У него на голове Ветки.

 Даже сразу две.

 Говорят: всего два рога,

Да зато отростков много.

Как он носит этот груз,

Я сказать вам не берусь.

Их носить ему не лень,

Потому, что он…

ОТВЕТ

IV.Что мы должны знать по теме урока?

— Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке? (Ответы учащихся)

(Знать, из каких частей состоит слово, запомнить названия частей слова)

  — Я думаю, ребята, если мы все будем вдумчиво работать и решим поставленные задачи, то к концу урока сможем самостоятельно разбирать слова по составу.

 

   -Мы должны знать, что такое окончание, основа, корень,  суффикс.

    -В какой последовательности выполнять разбор по составу.

    — Как правильно выделять из слова окончание, основу, корень, приставку, суффикс.

Давайте вспомним,  из каких частей может состоять слово?

1. Часть, без которой слово не может существовать, общая часть родственных слов-

2. Для связи слов в предложении служит-

3. Для образования новых однокоренных слов служит —

 

V. Образуем родственные слова с корнем олень



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разбор  слова по составу (используя памятку), стр

Олениха

 

VI.Игра «В две колонны становись!»

На доске прикреплены карточки со словами:

Лес, пастух, лесник, пасти, лесной, лесовичок, пастушонок, пасется, пастбище, лесок

 

VII. Посмотрите на экран. Прочитайте вслух. Что перед вами? (Текст.)

— Докажите, что перед вами текст. (выслушиваются ответы детей).

Текст об олене

Олень-основа жизни народов Севера.

      Олень- одно из самых красивых животных  Севера. Олени — красивые, грациозные  животные, у них стройное тело и длинные, тонкие ноги. Большие темные глаза.

       Коренные  народы Севера не могут прожить без оленя. Вся жизнь оленеводов связана с ними.  Олень кормит, одевает, возит людей -выручает в трудные моменты. Олени хорошо приспособлены для работы в условиях Севера. Они перевозят людей и груз с помощью нарт, седел и вьюков.   

      Олений корм – ягель – растёт медленно. В поисках корма стада оленей приходится перегонять с пастбища на пастбище.

      Эвенк уважает, любит и почитает оленя.

1)    Нахождение родственных слов.

Олень, оленеводов, олений

     Разбор слова по составу:

Назовите корень-олен

Оленевод, олений-это форма слова или однокоренное слово с новым лексическим значением?

Возит, перевозит

·       А какой частью слова отличается  это слово от слова воз? (Оно отличается частью…пере-).

·       — Где стоит эта часть? (Эта часть стоит перед корнем).

Разбор по составу: Возит, перевозит

Что общего в этих словах?  (В этих словах общая часть “воз”).

 Как называют общую часть в словах?  ( Общую часть в словах называют корнем).        

          А по значению они похожи?  (Эти слова имеют значение “передвижение с какой-либо целью”).

— Как называются слова, имеющие общую часть и схожие по значению? (Такие слова называются родственными или однокоренными).

— Назовите корень в этих словах. Докажите.

— Запишите слова в тетрадь.

Для закрепления даны слова: увёз – привёз – завёз -повёз.  

    Физкультминутка

   У оленя дом большой, (Руки над головой – изображаем крышу дома)
Он сидит, глядит в окошко. (Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую)
Зайка по полю бежит, (Бег на месте)
В дверь к нему стучит: (Топот ногами, руки на поясе)
«Тук-тук, дверь открой, (Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой)
Там в лесу охотник злой». (Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево)
«Зайка, зайка, забегай! (Зазывание движения рукой)
Лапку мне давай». (Протягиваем руки с открытой ладонью)

                                            

 

·       — Для чего нужна эта часть перед корнем? (При добавлении разных частей перед корнем меняется значение слова). Докажите.

·       — Как бы вы назвали эту часть слова? (Добавка, прибавка, приставка…). Докажите.

·       — Мы уже знаем,  каким значком обозначается корень слова (                 ). Для обозначения приставки тоже использую общепринятый значок  (             ). Выделите корень и приставку в написанных словах. 

·       — Сравните сказанное нами о приставке с тем, что написано в учебнике.

·       — Сделайте вывод, что такое приставка.

 

·       Алгоритм.                                                                                                      

·       1. Выделяем корень слова.

·       2. Находим часть слова, стоящую  до корня.

·       3. Выделяем приставку.

·       4. Доказываем, что это приставка.

 

8. Обобщение изученных знаний. Тест.

— В завершении нашего урока я предлагаю вам выполнить небольшой тест. У вас на выбор будет два варианта ответа. Рядом с каждым ответом стоит буква. В тетради вы должны будете записать только букву правильного, на ваш взгляд, ответа. Если вы ответите на все вопросы правильно, в конце сможете прочитать слово. Какое это слово – пока секрет. Прочитают его только самые внимательные.

Тест

1) Часть слова без окончания называется 

Е — корень

У– основа

2) Чтобы найти корень надо

Л– изменить форму слова

М– подобрать однокоренные слова

3) Окончание – это

Н– изменяемая часть слова

П– неизменяемая часть слова

4) Суффикс служит

И– для образования новых слов

Ы– для образования формы слова

5) Приставка стоит 

Х — после корня

К — перед корнем

6) Приставка, корень, суффикс 

И — образуют основу слова

Я — не образуют основу слова

— У кого получилось слово? Какое?

— Если у вас получилось слово УМНИКИ, значит тест выполнили верно.

 

 Итог урока

— Что нового вы сегодня узнали на уроке?

— Что сегодня на уроке вам больше всего понравилось?

 

1.Изменяемая часть слова.

2. Часть слова без окончания.

3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.

4. Часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

11. Рефлексия.

— Вы сегодня все отлично работали, молодцы!

— На этом наш урок окончен. Всем спасибо!

ПОДВЕДЕМ ИТОГ УРОКА

-Какие задачи мы ставили перед собой, чтоб достичь данной цели?

-Спасибо. Ребята, а кто из вас для се6я решил поставленные задачи?

— А кто самостоятельно может разбирать слова по составу?

 

 

 

 

 

×
×