Автор: Людмила Ивановна Николаева
МКОУ «Тянская СОШ им.И.Н.Кульбертинова»
с.Тяня Олекминского района Республики Саха (Якутия).
Интегрированный урок русского языка и ТЗКНС в 3 классе
Тема: «Состав слова. Приставка», «Олень-основа жизни народов Севера»
Автор: Николаева Людмила Ивановна, учитель начальных классов.
Цель урока: создать на уроке условия для активной познавательной деятельности обучающихся по усвоению понятия «приставка».
Задачи:
обучающие:
— познакомить учащихся с приставкой, как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов;
— учить выделять приставку в слове.
развивающие:
— развивать мышление, внимание, речь учащихся, умение аргументировать свой ответ;
— развивать познавательный интерес к родному языку;
— формировать навыки самоконтроля.
воспитывающие:
— воспитывать нравственные качества личности;
— активизировать познавательную деятельность учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
-умение осознавать роль языка и речи в жизни людей;
— проявление творческого отношения к процессу обучения
Метапредметные
Познавательные УУД:
— определять значение приставок
Коммуникативные УУД:
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока;
-умение слушать и понимать других, работать в группе
Регулятивные УУД:
— умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
— умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Предметные:
— умение находить в словах приставки
Методы обучения:
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Оборудование: тетради по теме урока у каждого ученика, проектор, презентация, карточки со словами, частями слов.
1. Долгожданный дан звонок,
Начинается урок. Приветствие.
— Проверьте свою посадку. Не забывайте об осанке.
II. Сообщение темы и цели урока.
-Каждый из вас, конечно, хотел, чтобы про него сказали: “Он знает русский язык”.
-Сегодня на уроке мы постараемся сделать ещё один шаг в познании русского языка.
Слайд
1.На доске: Р, С, М, Л, О, С, Ц, Т, А, Н, Х, В, Щ.
-Если вы уберёте непарные согласные, то прочитаете главное слово нашего урока.
-Какое значение может иметь слово “состав”? Слайд
-В словаре Ожегова сказано: состав – это: Слайд
-Но мы на уроке русского языка. Состав чего мы можем изучать?
-Тема нашего урока – состав слова. (Учитель открывает тему урока на доске)
III.Ребята сегодня у нас необычный урок. Мы объединим в одно целое уроки русского языка и ТЗКНС. Сегодня у нас необычный урок. Урок русского языка с элементами традиционных знаний коренных народов Севера (ТЗКНС). Такой урок называется интегрированный.
А по предмету ТЗКНС о ком будем говорить, угадайте загадку
У него на голове Ветки.
Даже сразу две.
Говорят: всего два рога,
Да зато отростков много.
Как он носит этот груз,
Я сказать вам не берусь.
Их носить ему не лень,
Потому, что он…
ОТВЕТ
IV.Что мы должны знать по теме урока?
— Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке? (Ответы учащихся)
(Знать, из каких частей состоит слово, запомнить названия частей слова)
— Я думаю, ребята, если мы все будем вдумчиво работать и решим поставленные задачи, то к концу урока сможем самостоятельно разбирать слова по составу.
-Мы должны знать, что такое окончание, основа, корень, суффикс.
-В какой последовательности выполнять разбор по составу.
— Как правильно выделять из слова окончание, основу, корень, приставку, суффикс.
Давайте вспомним, из каких частей может состоять слово?
1. Часть, без которой слово не может существовать, общая часть родственных слов-
2. Для связи слов в предложении служит-
3. Для образования новых однокоренных слов служит —
V. Образуем родственные слова с корнем олень
|
|
||||||||||||||||
|
|
Разбор слова по составу (используя памятку), стр
Олениха
VI.Игра «В две колонны становись!»
На доске прикреплены карточки со словами:
Лес, пастух, лесник, пасти, лесной, лесовичок, пастушонок, пасется, пастбище, лесок
VII. Посмотрите на экран. Прочитайте вслух. Что перед вами? (Текст.)
— Докажите, что перед вами текст. (выслушиваются ответы детей).
Текст об олене
Олень-основа жизни народов Севера.
Олень- одно из самых красивых животных Севера. Олени — красивые, грациозные животные, у них стройное тело и длинные, тонкие ноги. Большие темные глаза.
Коренные народы Севера не могут прожить без оленя. Вся жизнь оленеводов связана с ними. Олень кормит, одевает, возит людей -выручает в трудные моменты. Олени хорошо приспособлены для работы в условиях Севера. Они перевозят людей и груз с помощью нарт, седел и вьюков.
Олений корм – ягель – растёт медленно. В поисках корма стада оленей приходится перегонять с пастбища на пастбище.
Эвенк уважает, любит и почитает оленя.
1) Нахождение родственных слов.
Олень, оленеводов, олений
Разбор слова по составу:
Назовите корень-олен
Оленевод, олений-это форма слова или однокоренное слово с новым лексическим значением?
Возит, перевозит
· А какой частью слова отличается это слово от слова воз? (Оно отличается частью…пере-).
· — Где стоит эта часть? (Эта часть стоит перед корнем).
Разбор по составу: Возит, перевозит
Что общего в этих словах? (В этих словах общая часть “воз”).
Как называют общую часть в словах? ( Общую часть в словах называют корнем).
А по значению они похожи? (Эти слова имеют значение “передвижение с какой-либо целью”).
— Как называются слова, имеющие общую часть и схожие по значению? (Такие слова называются родственными или однокоренными).
— Назовите корень в этих словах. Докажите.
— Запишите слова в тетрадь.
Для закрепления даны слова: увёз – привёз – завёз -повёз.
Физкультминутка
У оленя дом большой, (Руки над головой – изображаем крышу дома)
Он сидит, глядит в окошко. (Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую)
Зайка по полю бежит, (Бег на месте)
В дверь к нему стучит: (Топот ногами, руки на поясе)
«Тук-тук, дверь открой, (Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой)
Там в лесу охотник злой». (Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево)
«Зайка, зайка, забегай! (Зазывание движения рукой)
Лапку мне давай». (Протягиваем руки с открытой ладонью)
· — Для чего нужна эта часть перед корнем? (При добавлении разных частей перед корнем меняется значение слова). Докажите.
· — Как бы вы назвали эту часть слова? (Добавка, прибавка, приставка…). Докажите.
· — Мы уже знаем, каким значком обозначается корень слова ( ). Для обозначения приставки тоже использую общепринятый значок ( ). Выделите корень и приставку в написанных словах.
· — Сравните сказанное нами о приставке с тем, что написано в учебнике.
· — Сделайте вывод, что такое приставка.
· Алгоритм.
· 1. Выделяем корень слова.
· 2. Находим часть слова, стоящую до корня.
· 3. Выделяем приставку.
· 4. Доказываем, что это приставка.
8. Обобщение изученных знаний. Тест.
— В завершении нашего урока я предлагаю вам выполнить небольшой тест. У вас на выбор будет два варианта ответа. Рядом с каждым ответом стоит буква. В тетради вы должны будете записать только букву правильного, на ваш взгляд, ответа. Если вы ответите на все вопросы правильно, в конце сможете прочитать слово. Какое это слово – пока секрет. Прочитают его только самые внимательные.
Тест
1) Часть слова без окончания называется
Е — корень
У– основа
2) Чтобы найти корень надо
Л– изменить форму слова
М– подобрать однокоренные слова
3) Окончание – это
Н– изменяемая часть слова
П– неизменяемая часть слова
4) Суффикс служит
И– для образования новых слов
Ы– для образования формы слова
5) Приставка стоит
Х — после корня
К — перед корнем
6) Приставка, корень, суффикс
И — образуют основу слова
Я — не образуют основу слова
— У кого получилось слово? Какое?
— Если у вас получилось слово УМНИКИ, значит тест выполнили верно.
Итог урока
— Что нового вы сегодня узнали на уроке?
— Что сегодня на уроке вам больше всего понравилось?
1.Изменяемая часть слова.
2. Часть слова без окончания.
3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
4. Часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
11. Рефлексия.
— Вы сегодня все отлично работали, молодцы!
— На этом наш урок окончен. Всем спасибо!
ПОДВЕДЕМ ИТОГ УРОКА
-Какие задачи мы ставили перед собой, чтоб достичь данной цели?
-Спасибо. Ребята, а кто из вас для се6я решил поставленные задачи?
— А кто самостоятельно может разбирать слова по составу?