Автор: Розова Елена Евгеньевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
Ивановский филиал РАНХиГС
Ивановский ММЦ
проект слушателей программы «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности
различным категориям обучающихся»
Интегрированный урок-практикум на тему
«Защита личных сбережений от инфляции»
Проектная группа |
Розова Елена Евгеньевна, МБОУ «Гимназия им. А.Н. Островского» г.о. Кинешма Талатина Татьяна Борисовна, МБОУ школа №2 г.о. Кинешма Веселова Елена Витальевна, МБОУ «Гимназия им. А.Н. Островского» г.о. Кинешма
|
Руководитель ММЦ И.А. Смирнова
Старший методист ММЦ Е.Б. Морозова
Иваново, 2021
Оглавление
|
С |
1. Введение |
3 |
2. Основная часть |
4 |
2.1. Общая характеристика занятия |
4 |
2.2. Педагогическая характеристика занятия |
9 |
2.3. Методическая характеристика занятия |
14 |
3. Заключение |
15 |
4. Список использованных нормативных документов и источников информации |
16 |
5. Приложения |
18 |
Введение
Каждая семья старается так спланировать свой бюджет, чтобы доходы превышали расходы, и оставалось какое-то количество избыточных денег (сбережения). Где же хранить сбережения?
В современной социально-экономической ситуации хранить сбережения дома неразумно. Любой кризис на рынке в первую очередь бьет по карманам граждан, вынуждая их в спешке изымать и тратить накопленные материальные средства. Виной всему – инфляция: обесценивание денег, которые не работают.
Однако, несмотря на то, что государство осуществляет ряд антиинфляционных мер, каждый отдельный человек должен позаботиться о своих сбережениях. Свои доходы можно не только уберечь от разных рисков, но и нарастить с помощью разных финансовых организаций.
Учебное занятие по теме «Защита личных сбережений от инфляции» направлено на освоение учащимися основ рационального и грамотного умения распоряжения денежными средствами не только в теории, но и на практике, формирование умения выбора оптимального варианта решения жизненной проблемы, поскольку от этого во многом зависит его благополучие.
Цель урока: подключить каждого учащегося к участию в финансовой жизни своей семьи, освоить способы оптимального обдуманного взвешенного решения различных жизненных проблем с помощью банков, подготовить его к успешному решению финансовых проблем будущей семьи.
Задачи: научить рассчитывать реальный банковский процент, доходность банковского вклада и ценных бумаг, формировать умение оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем.
Основная часть
Общая характеристика занятия
Название модуля Финансовой грамотности «Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни»
Содержание модуля финансовой̆ грамотности (знания, понимание, умения, компетенции)
Базовые понятия: банк, банковский вклад (депозит), срочный вклад, вклад до востребования, формула простых процентов, формула сложных процентов, мультивалютный вклад, ценные бумаги, система страхования вкладов.
Умения и компетенции
В результате изучения этой темы учащиеся должны уметь: различать способы размещения свободных денежных средств, выбирать подходящий вид депозита, рассчитывать процентный доход по открываемым вкладам, различать виды вложения денежных средств в ценные бумаги.
После изучения этой темы учащиеся должны обладать компетенциями: использовать информационно-коммуникационные технологии, работать в команде, сравнивать и выбирать оптимальный вариант размещения денежных средств посредством инструментов банковской системы, планировать структуру доходов и расходов с целью выбора оптимального вида вклада, определять уровни риска.
Базовые знания
В результате изучения данной темы учащиеся должны знать: каковы основные параметры выбора депозитов, как различаются процентные платежи, рассчитанные по формуле простых и сложных процентов, каковы основные виды инвестирования денежных средств в ценные бумаги.
Личностные характеристики и установки: приобретение навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной и учебно-исследовательской деятельности, отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных и общественных проблем, наличие способностей к осуществлению сбора, анализа и обработки данных, необходимых для решения поставленных экономических задач, активная позиция гражданина.
Место: город Кинешма
Название образовательной организации: МБОУ «Гимназия им. А.Н.Островского» г.о. Кинешма
Педагог: Розова Елена Евгеньевна, учитель
Учащиеся: 9 (профильный или с углубленным изучением математики)
Другие (консультанты, родители) отсутствуют
Название предмета (факультатива) математика-информатика
Место занятия в логике реализации предмета (курса, факультатива) предметная область «Математика и информатика»
Вид деятельности учащихся: урочная деятельность
Тип занятия: урок-практикум
Оборудование: проектор, парты, компьютер, ПО Microsoft Eхcel
Учебно-методическое обеспечение:
1) Учебник и/ или учебное пособие для учащихся
· Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 400 с., ил.
2) Методические материалы для учителя:
· Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 80 с.
Характеристика презентации для учащихся
Слайд 1 – Тема урока
Слайд 2 – Вступление, настрой на работу
Слайд 3 – Повторение понятия «Инфляция»
Слайд 4 – Повторение понятия «Банковские вклады»
Слайд 5 – Повторение понятия «Способы начисления процентов»
Слайд 6 – Повторение понятия «Ценные бумаги»
Слайд 7 – Повторение понятия «Доходность ценных бумаг»
Слайд 8 – Практическая задача, создание проблемной ситуации
Слайд 9 – Представление результатов их анализ и выводы, итоговая таблица
Слайд 10 – Рефлексия
Слайд 11 – Заключение
Педагогическая характеристика занятия
Технологическая карта урока
Цель обучения: формирование у учащихся 10–11 классов необходимых знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.
Цели занятия: достижение не менее 70 % учащимися следующих образовательных результатов:
Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:
· понимание принципов функционирования финансовой системы современного государства;
· понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
· понимание прав и обязанностей в сфере финансов.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
· владение умением решать практические финансовые задачи;
· владение информацией финансового характера, своевременный анализ адаптация к собственным потребностям,
· определение стратегических целей в области управления личными финансами;
· постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей;
· планирование использования различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами;
· подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач;
· владение коммуникативными компетенциями:
· нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею;
· формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных (программа –Электронная таблица Excel);
· формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права;
· анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.
Требования к предметным результатам освоения курса:
· владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;
· владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.
Этап урока |
Виды работы, формы, методы, приемы |
Содержание педагогического взаимодействия |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||
Организационный (2 мин.) |
Фронтальная работа с классом |
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, настрой учащихся на работу. |
Активное слушание, взаимодействие с учителем |
Актуализация знаний (5 мин.) |
Фронтальная работа с классом
|
Организует фронтальную работу, напоминает основные понятия. Задает вопросы: «какой вклад лучше?», «почему получаются разные доходы?» и т.д., управляет дискуссией, в ходе которой приходят к общему выводу. При необходимости корректирует вывод и фиксирует эту мысль, чтобы всем была понятна. |
Разные учащиеся отвечают по-разному. Участвуют в обсуждении, формулируют вывод: «разные вклады имеют разные условия, и что подходит одним людям, не подходит другим, поэтому при выборе вклада необходимо руководствоваться экономическими знаниями особенностей каждого вклада и своими критериями выбора». |
Целеполагание и мотивация Создание проблемной ситуации (5-7 мин.) |
Устная работа, работа в паре, индивидуальная работа, работа с текстом задачи, «мозговой штурм» |
Представляет практическую задачу. Организовывает общее обсуждение, в ходе которого необходимо проблематизировать ответы учащихся («…на какой вклад вы положите свои деньги…?, почему именно этот банк?» и т.д.), выводить их на формулирование проблемы. Организует обсуждение по постановке учебной задачи. Говорит, что имеем достаточно знаний, чтобы решить практическую проблему. |
Предлагают способы решения задачи (положить деньги в Сбербанк, ВТБ24, и т.д.). В итоге обсуждения учащиеся формулируют проблему: мне необходимо положить 100 т.р. во вклад в банк, но я не знаю на какой именно вклад и в какой банк, или вложить их в ценные бумаги. Участвуют в общем обсуждении, включаются в диалоги. Задают учителю вопросы, если что-то осталось не понятно. |
Применение знаний в определенной ситуации (15 мин.) |
Практическая работа в группе |
Говорит, что на предыдущем занятии мы уже выбрали несколько наиболее надежных банков. Организует работу в группах по решению практической задачи. Выдает раздаточный материал каждой группе (Приложение 1-4). Консультирует, отвечает на вопросы, если кто-то что-то не понял. |
Участвуют в выборе вида расчетов. Задают вопросы. Работаю в группах (анализируют информацию, заполняют таблицу, делают обоснованный выбор). «Расчет суммы начисленных процентов по способу простых процентов», «Расчет суммы начисленных процентов по способу сложных процентов (рублёвый вклад)», «Расчет суммы начисленных процентов по способу сложных процентов (валютный вклад)», «Расчет доходности ценной бумаги» |
Итогово-оценочный (10 мин.) |
Представление результатов, их анализ, и вывод по результату |
Организует презентацию решения практической задачи (одна группы выступает, остальные должны быть в позиции критика, которые задают вопросы). Выводит ответы групп на то, соответствует ли их расчёт выводам данным в таблице (Приложение 5) |
Выступают по очереди, демонстрирую свои расчеты (Группа 1-4). Ответ должен быть таким: Мы выполнили расчёт … Наши выводы … |
Рефлексия (5 мин.) |
Фронтальная работа с классом |
Задает вопросы 1.Что делали, какие учебные действия совершали, чему научились? 2. Что необходимо делать, чтобы осуществлять обоснованный выбор и решать практические финансовые задачи, в частности, во взаимодействии с банками? Важно закрепить способ решения практических задач и показать, что его можно перенести на решение задач, связанных с выбором кредита, банковской карты или способа покупки. |
Участвуют в обсуждения, фиксируют этапы осуществления обоснованного выбора и пытаются применить его на аналогичных ситуациях. |
Методическая характеристика занятия
Методическая разработка занятия содержит материалы по организации и проведению занятия по финансовой грамотности для обучающихся 9 (профильный или с углубленным изучением математики и информатики), 10,11 классов общеобразовательной школы.
На данном занятии используется системно-деятельностный подход, в основу которого положена главная идея – развитие личности обучающегося через самостоятельное открытие знаний и социальное взаимодействие. Главная задача учителя – способствовать активной мыслительной деятельности каждого ученика. В процессе проблемного диалога обучающиеся самостоятельно выдвигают гипотезы, формулируют идеи, делают выводы, решают практические задачи.
Занятие разработано на основе межпредметной связи математики и информатики с финансовой грамотностью. Финансовая грамотность учащихся формируется через использование комплекса практико-ориентированных задач.
Материал данного занятия может быть использован учителями как в урочной (на уроках математики, информатики, обществознания), так и во внеурочной деятельности.
Перечень методик (технологий, методических приемов), рекомендуемых к использованию на уроке:
· проблемное обучение;
· «мозговой штурм»;
· проектное обучение;
· практическая технология;
· технология учебного сотрудничества;
· технология развития критического мышления.
Заключение
Интегрированный урок-практикум на тему «Защита личных сбережений от инфляции» позволит в рамках урочной деятельности исследовать возможности разных финансовых организаций, провести расчеты по вкладу и доходности ценных бумаг, оценить риски и выбрать наиболее оптимальное форму личных сбережению от инфляции.
На уроке ребята продемонстрируют владение понятиями и умение вести беседу по финансовым вопросам и аргументировать свою позицию с применения знаний, умений и навыков, приобретённых в курсе математики и информатики. В ходе решения практической задачи и презентации, обучающиеся отработают важнейшие аспекты практического взаимодействия с банками: открытие счетов и вкладов для различных целей, получат основы рационального и грамотного умения распорядиться денежными средствами не только в теории но и на практике, выбрать оптимальный вариант решения жизненной проблемы, возникающих в современном мире. Научатся рассчитывать реальный банковский процент, доходность банковского вклада и ценных бумаг, формировать умение оценивать необходимость использования банковских услуг.
Полученные знания и сформированные компетенции у школьников способствуют повышению уровня и качества их жизни сегодня и в будущем.
Список использованных нормативных документов и источников информации
1. Брехова, Ю. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 400 с., ил.
2. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 80 с.
3. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 48 с.
4. Энциклопедия личных финансов: популярное издание / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. – 122 с.
5. Алмосов А. П. Как сохранить, чтобы не потерять / А. П. Алмосов, Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. – 28 с. – (Простые финансы)
Интернет-ресурсы
1. https://вашифинансы.рф – информационно-просветительский портал проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
2. https://хочумогузнаю.рф – информационно-просветительский сайт о правах потребителя финансовых услуг; содержит интерактивные
3. sravni.ru – СРАВНИ.РУ: Подбор и сравнение
4. banki.ru – Банки.ру – финансовый супермаркет
5. моифинансы.рф – Персональный навигатор по финансам
6. https://fmc.hse.ru/ – Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования
7. http://dnifg.ru/materials/ – Программа «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях»
8. http://dni-fg.ru/ – Онлайн уроки финансовой грамотности»
9. https://www.finam.ru/international/imdaily/ – Аналитика: обзор рынка и прогнозы
10. www.sber.ru – ПАО Сбербанк
11. www.cbr.ru – Центральный банк РФ
12. www.imf.org – Международный валютный фонд
13. https://ru.investing.com/
Приложения
1. Презентация к уроку – 11 слайдов (отдельный файл)
2. Дополнительныӗ материалы (отдельные файлы)
1) Приложение 1 Раздаточный материал
2) Группа 1 – планируемый результат
3) Приложение 2 Раздаточный материал
4) Группа 2 – планируемый результат
5) Приложение 3 Раздаточный материал
6) Группа 3 – планируемый результат
7) Приложение 4 Раздаточный материал
8) Группа 4 – планируемый результат
9) Приложение 5 Раздаточный материал
10) Приложение 5_итог