«Интерактивные методы и приёмы учебной деятельности на уроках истории»

Автор: Галина Анатольевна Анопко

Из опыта работы учителя АНОПКО Г.А.  

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                            НА УРОКАХ ИСТОРИИ

                                                  Скажи мне, я забуду. Покажи мне, я могу запомнить.

Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда.

                                                                                                        Китайская пословица

Интерактивное обучение — это:

ü  не только получение учеником знаний, но и развитие познавательной активности учащихся;

ü  обмен знаниями, идеями, способами деятельности;

ü  развитие коммуникативных умений и навыков;

ü  развитие творческой инициативы;

ü  возможность менять виды деятельности, снимать нервное напряжение, переключать внимание;

ü  создание условий, при которых ученик имеет право выбора, возможность почувствовать себя успешным;

ü  формирование навыков работы в коллективе, воспитание толерантности.

Сегодня каждый учитель понимает важность обучения школьников не только умению воспроизводить готовые знания, но и приёмам и методам самостоятельного поиска знаний, понимает необходимость формирования у обучающихся интеллектуальных, коммуникативных, оценочных умений. Но, к сожалению, многие из нас испытывают затруднения в поиске приемов и методов, способствующих формированию ключевых компетенций.

Описанные ниже приёмы и методы разработаны как зарубежными и отечественными методистами, коллегами, так и в процессе собственного опыта работы. Главная цель всех педагогических приёмов — научить учащихся мыслить, анализировать, выражать и отстаивать свою точку зрения, самостоятельно добывать знания, владеть исследовательскими умениями, делать осознанный выбор, представлять результаты своей работы.

 

1.       «Корзина идей, понятий, имен…»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1.      Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2.      Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3.      Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4.      Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5.      Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке идей» (без комментариев), даже если они ошибочны. В «корзину идей» можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6.        Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

 

2. «Час редактора»

А. Группы получают исторический текст по изучаемому материалу, в котором пропущены некоторые слова. Необходимо вставить пропущенные слова, имена, даты…

Используя на уроке данное задание, вы не только можете проверить знания учащихся как в группе, так и индивидуально, но и подготовить учеников к выполнению аналогичных заданий на ЕГЭ.

Б. Задание может быть усложнено тем, что в одном тексте даётся перепутанная информация, связанная с разными событиями. Необходимо разделить данный текст на две статьи, дополнить недостающей информацией, чтобы получился логичный текст, наиболее полно отражающий те или иные исторические события.

В. Учащиеся, работающие в группах, должны найти исторические неточности в тексте и исправить все ошибки в тексте.

 

3.«Архивариус»

После изучения нового материала учащиеся, разделённые на группы, должны написать альтернативные выводы с позиций разных персонажей истории. Например: «Взгляд на Гражданскую войну глазами участников «белого», «красного», «зелёного» движений, а также представителей творческой интеллигенции». Этот приём позволяет не только проверить усвоенные знания, но и способствует развитию образного восприятия ушедших эпох, людей, судеб, воспитанию толерантности.

 

4.«Шесть шляп мышления»

Этот интересный и продуктивный приём разработан британским психологом Эдвардом де Боно. Он может быть использован при изучении любого исторического материала, а также на уроках обществознания. В привлекательной для учеников форме происходит всесторонний анализ исторического материала, его оценка, обобщение. Класс делится на шесть групп соответственно цветам шести шляп, которые вручает им учитель. Каждому цвету соответствуют задания:

ü «Белая шляпа» — учащиеся, работающие в данной группе, должны объективно перечислить основные исторические, новые сведения (иногда можно попросить выделить главные факты — не больше 10 например).

ü «Красная шляпа» — учащиеся должны выразить свои чувства, эмоции, оценочные суждения по поводу изученного материала в любой выбранной ими самостоятельно форме.

ü  «Чёрная шляпа» — группа выделяет негативные последствия, тенденции изученных исторических событий, определяет круг проблем.

ü  «Жёлтая шляпа» — учащиеся обобщают всё положительное.

ü  «Зелёная шляпа» — группа в любой оригинальной, творческой форме должна представить результаты изученного.

ü  «Синяя шляпа» — учащиеся, работающие в данной группе, должны сформулировать общие выводы, рефлексивные мысли (можно — извлечь уроки из исторических событий).

5.«Переводчик»

Многие определения учащиеся не усваивают из-за сложности научного языка. И часто учащиеся просто учат определения, не понимая их смысла. Ученик должен перевести с «научного» языка на доступный язык предлагаемые определения. Данный «перевод» можно делать на доске или на специально подготовленной карточке. Для повторения и закрепления изученных терминов предлагается перевести не менее 5-7 определений.

6.«Обмен знаниями»

Класс делится на группы, перед которыми учитель ставит равнозначные проблемы в рамках темы урока. Затем каждая группа самостоятельно изучает свой вопрос по источникам и готовит выступление перед классом. В итоге происходит обмен знаниями. Группы выступают по очереди и знакомят с результатами своей работы. Во время выступления представителей других групп учащиеся являются не пассивными слушателями, а выполняют разные варианты заданий, предварительно подготовленные учителем: заполнение таблиц; использование рабочего листа; «распаковка кластера» и другие.

В ходе работы ученики осваивают такие умения, как извлечение и систематизация информации, анализ исторических процессов и явлений, публичная презентация, оценивание деятельности своих товарищей.

7.«Адвокат»

Учитель от имени известного историка, писателя выступает в роли обвинителя того или иного исторического лица. Задача учащихся — представить доказательства, смягчающие обвинения, оправдывающие те или иные деяния. В качестве свидетельских показаний защита может использовать мнения других историков, приводить в пример отрывки из тех или иных произведений, но при этом не забывать аргументированно выражать своё собственное мнение. Данный прием помогает развивать навык работы с историческими документами, давать оценку деятельности того или иного исторического персонажа, формулировать и отстаивать свою позицию.

 

×
×