Автор: Надежда Михайловна Баташова
Интернет-олимпиады по русскому языку
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение |
|
3 |
Глава 1. Информационные технологии в современном образовательном пространстве |
|
|
Глава 2. Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении русскому языку |
|
|
2.1. Методические основы использования компьютерных технологий на уроках русского языка |
|
|
2.2. Интернет-олимпиады по русскому языку |
|
|
Заключение |
|
|
Список использованных источников и литературы |
|
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. На сегодняшний день мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших учащихся. Известно, что будущее потребует от них огромного запаса знаний не только по выбранной специальности, но в области современных технологий. Сегодня большинство предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, поэтому очень важно при обучении школьников учитывать то, что современные информационные технологии приобретают первостепенное значение
Формирование профессиональной компетентности – процесс динамический, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма. Оно связано, прежде всего, с применением информационно-коммуникационных технологий в преподавании предмета.
Информационная компетентность всё более определяет уровень образованности человека. Бесспорным является утверждение о начале перехода человеческой цивилизации в новое качественное состояние («постиндустриальная», или «информационная», культура приходит на смену «индустриальной»). Каждой стадии развития общества соответствуют свои форма и содержание процесса обучения новых поколений, передачи им накопленных знаний, навыков, традиций. Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет интенсифицировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
На уроках, где применяется компьютер, формируется системное восприятие мира, понимание единства информационных связей различных природных и социальных явлений. Специфика таких уроков позволяет применять на уроках разнообразные формы обучения, уделять большое внимание самостоятельной и индивидуальной работе учащихся, широко использовать наглядные и игровые методы обучения и контроля знаний, демонстрировать межпредметные связи. Кроме того, эти уроки направлены на развитие внимания, памяти, мышления, в том числе и логического. Таким образом, компьютер рассматривается нами как средство активизации интеллектуального и творческого развития личности.
Профессор Г. К. Селевко в своей работе «Современные образовательные технологии» предлагает создать информационно-коммуникационную среду для реализации данного подхода в учебном процессе. «Информационно-коммуникационная среда – это совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационными ресурсами по сбору, обработке, транслированию, применению информации, а также информационное взаимодействие с другими пользователями с помощью интерактивных средств, информационных и коммуникационных технологий, взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью»[1].
Актуальность исследования определяется рядом требований современного образовательного процесса, предусматривающего использования новых образовательных технологий.
В связи со сказанным правомерной представляется гипотеза, согласно которой использование на уроках русского языка информационных технологий является предпосылкой оптимизации учебного процесса, способствует повышению качества обучения.
Целью работы является определение научно-методических основ современных технологий в преподавании русского языка, способствующих совершенствованию учебного процесса.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
– изучить научную и методическую литературу по теме;
– рассмотреть современные образовательные технологии в аспекте личностно-ориентированного подхода в обучении;
– проанализировать возможности использования информационных технологий в процессе обучения русскому языку;
– провести анкетирование учащихся и проанализировать его результаты.
Предметом исследования явились сущность, структура и специфика современных технологий обучения; предметом – возможности использования информационных технологий на уроках русского языка.
Теоретическая значимость работы заключается в аналитическом исследовании различных аспектов данной проблемы; всестороннем рассмотрении реализации информационных технологий в образовательном процессе.
Теоретической базой исследования послужили научные и методические труды отечественных и зарубежных ученых и методистов.
Современные учёные, изучающие проблемы применения информационных средств в обучении: Е.П. Велихова, Б.С. Гершунского, Д.В. Зарецкого, Е.В. Зворыгина, В.А. Каймина, А.А. Кузнецова, B.C. Леднёва, М.П. Лапчика, Е.Д. Маргулиса, В.М. Монахова, Ю.О. Овакимяна, Ю.А. Первина, И.В. Роберт, В.В. Рубцова, А.Я. Савельева, O.K. Тихомирова, С.И. Шварцбурда и др.
Боьшой вклад в теорию и практику компьютеризации российского образования внесли учёные под руководством академика А.П. Ершова, работавшие с методическим и программным обеспечением компьютерного всеобуча. При разработке компьютерных технологий обучения, особенно на начальном этапе, они опирались на принципы и приёмы программированного обучения Д. Брунера, Б. Скинера, Н.Ф. Талызиной, П. Ландау, Т.А. Кондакова, Е.А. Казанцева, С.И. Едренникова.
Практическая значимость работы состоит в том, что предлагается ряд методических рекомендаций по организации использования работы с компьютером на уроках русского языка и во внеурочной деятельности. Результаты исследования могут быть использованы при проведении уроков русского языка, организации исследовательской и самостоятельной работы учащихся.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка использованной литературы, приложений.
Глава 1. Информационные технологии в современном образовательном пространстве
Начало XXI века в России отмечается осознанным интересом научно-педагогической общественности и органов управления образованием к повышению качества образования.
В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий.
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин. Гуманность общества, выражаемая через обучение языку, состоит в стремлении расширить рамки познания, поднять планку интеллектуального развития ученика.
Язык связан со многими сферами человеческой жизнедеятельности, что объективно определяет высокую потребность в нем и его высокую ценность. Однако субъективная потребность в языке может быть сильно снижена из-за ограниченности социальной сферы его применения и из-за отсутствия интереса к нему. Поэтому одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса у учащихся к урокам русского языка и, как следствие, снижение грамотности, неумение правильно, логично выразить мысль.
Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: «Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика»[2].
Одной из главных задач современного общего образования является формирование информационной компетентности: владение инновационными технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон, способность критически оценивать информацию, распространяемую различными средствами и рекламой. Таким образом, включение новых технологий в образовательный процесс стало социально обусловленной необходимостью.
Инновационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к знаниям, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, когда ученик – активный участник образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий позволяет активизировать учебный процесс, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихcя, что является результатом готовности учителя к введению и реализации ФГОС общего образования.
Технология (греч. techne – искусство, мастерство + logos – учение) – совокупность знаний о способах и средствах осуществления тех или иных процессов, способов преобразования информации. Совокупность технологических операций образует технологический процесс[3].
Технология обучения – совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса; системный метод проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизведения процесса обучения, а также техническое оснащение этого процесса.
Инновационные технологии – педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией[4].
Образование формирующегося информационного общества призвано решать одну из главных проблем, связанную с подготовкой человека к жизни и деятельности в совершенно новых для него условиях информационного мира, формированием нового типа интеллекта, иного образа и способа мышления, приспособленного к быстро меняющимся экономическим, технологическим, информационным реалиям окружающего мира.
Использование инновационных технологий в учебном процессе, новых форм и методов обучения открывает обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность процесса самообразования, дает возможность для поисковой, творческой деятельности, позволяет свободно ориентироваться в информационном поле.
Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся[5].
Инновационно-коммуникационные технологии – это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета. Это представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, использование самого компьютера, самых разных программ.
На уроках учитель может использовать различные виды компьютерных программ:
1. Учебные (наставнические) программы используются преимущественно при объяснении нового материала для максимального его усвоения.
2. Программы-тренажеры –для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Используются эти программы, когда теоретический материал обучаемыми уже усвоен.
3. Контролирующие программы – для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.
4. Демонстрационные программы – для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты).
5. Информационно-справочные программы – для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.
6. Мультимедиа-учебники комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.
Таким образом, информационно-коммуникативные технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Компьютерные технологии предоставляют учителю возможность организовывать как групповую, так и индивидуальную работу на уроке. При индивидуальной работе необходимо учитывать особенности восприятия информации, стиль мышления, базовый запас знаний, статус ребенка в коллективе.
Например, на уроках русского языка ученик с приоритетным визуальным способом восприятия может выполнять задание на компьютере в то время, когда учитель проводит слуховой диктант.
При организации дифференцированной работы по уровню усвоенного материала, можно привлечь для работы за компьютером во время фронтального опроса, словарной работы, закрепление ранее пройденного материала обучающихся, нуждающихся в упрощенных или, наоборот, более сложных по сравнению со средним уровнем класса заданиях.
Опираясь на знания о статусе ребенка в классе, можно организовывать работу за компьютером в группах, попутно решая задачу развития коммуникативных умений. Особый эффект дает такая форма работы при решении проблемных, исследовательских заданий.
Тренажеры повышенной сложности, пропедевтические задания можно использовать при работе с детьми, выполняющими общие для класса задания быстро и качественно.
В процессе использования ИКТ на уроках русского языка формируется умение школьников самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у обучающихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Использование этой технологии открывает для учителя новые методические возможности подготовки и проведения уроков русского языка, повышает эффективность и качество обучения, позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческую активность, дисциплинированность школьников.
Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Её основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ инновационно — компьютерных технологий:
– возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу во всех его звеньях в совокупности (потребности – мотивы – цели – условия – средства – действия – операции);
– индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счёт программируемое и динамической адаптируемости автоматизированных учебных программ;
– коренное изменение организации процесса познания путём её смещения в сторону системного мышления;
– возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому собственную траекторию обучения и самообучения;
– создание эффективной системы управления инновационно — методическим обеспечением образования[6].
Инновационными образовательными технологиями называют все технологии в сфере образования, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей.
Выводы по 1 главе
Характеризуя особенности информационных технологий как инновационной системы обучения, мы выделили следующие ее особенности:
– возможность организации процесса познания на основе системно- деятельностного подхода;
– индивидуализацию учебного процесса, обеспечивающую каждому собственную траекторию обучения и самообучения. Рассматривая возможности использования информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе, перечислены основные виды компьютерных программ:
учебные (наставнические);
программы-тренажеры;
контролирующие программы;
демонстрационные программы;
информационно-справочные программы;
мультимедиа-учебники комплексные программы.
Как видим, современные технологии обучения, в том числе и информационные технологии, предполагают иную организацию предметной учебной деятельности учащихся. Необходимым условием использования ИКТ в процессе обучения русскому языку является рассмотрение особенностей организации и проектирования новых типов учебной деятельности и учебного сотрудничества учащихся, представленных в следующей главе.
Глава 2. Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении русскому языку
2.1. Методические основы использования компьютерных технологий на уроках русского языка
Достаточно интенсивно в процессе обучения русскому языку стали внедряться информационные технологии, основанные на использовании мультимедийных средств обучения, что, несомненно, позволяет оптимизировать образовательный процесс.
Компьютерная поддержка уроков русского создает более комфортные, по сравнению с традиционными, эмоционально-психологические условия для обучения, снимающая психологические проблемы и барьеры, устраняющая погрешности устного обучения, усиливающая активную роль учащегося в выборе средств, форм и темпов изучения различных тем школьной программы, создает реальные предпосылки для повышения качества образования вследствие обеспечения индивидуального подхода в обучении.
Учитывая существенное влияние на психологическое и мировоззренческие качества школьников новых информационных технологий, например компьютерных игр, ученые полагают, что применение мультимедийных обучающих программ позволит заинтересовать учащихся образовательной деятельностью и даст им возможность получить индивидуальный результат обучения.
В этом контексте становится актуальным введение в структуру урока обучающих компьютерных программ, ориентированных на развивающие методы, адекватных содержательным целям обучения русскому языку на определенных этапах урока и органически включенных в систему традиционных средств обучения.
В современных условиях работы с информацией целесообразно выработать у современных школьников навыки восприятия учебной информации с экрана, конструировании вербальной копии визуального образа, повышения информационной компетенции и степеней свободы в обращении со знаковым материалом.
Так, уже доказана эффективность подачи теоретического материала в форме таблицы с гиперссылками на экране компьютера, к которой учащиеся всегда могут обратиться в момент затруднения при решении языковой задачи.
Выбирая мультимедийную программу в качестве поддержки процесса обучения русскому языку, следует помнить, что содержание дидактического материала в программе должно соотноситься с целями обучения русскому языку, с действующими учебниками по русскому языку. И главное, предъявленная компьютерная программа по своему содержанию должна соответствовать возрастным особенностям учащихся.
Чаще всего на рынке мультимедиа встречаются программы-тренажёры, работа с которыми позволит учащимся выполнить достаточное количество заданий, способствующих автоматизации умений и навыков. На рынке мультимедиауслуг появились различные программы пособия, среди которых можно назвать «Калинку», электронный вариант учебника русского языка для англоговорящих Ю.Т. Овсиенко, локальные программы «АБВ» (авторы Т. Васильева, О. Руденко-Моргун, Е. Власов), «Падежный детектив» (авторы О. Руденко-Моргун, Т. Васильева, Е. Власов, А. Дремов), «Русский словарь в упражнениях» (авторы Т. Васильева, О. Руденко-Моргун).
Одной из самых совершенных считается программа «1С: Репетитор. Русский язык» (авторы О. Руденко-Моргун, Л.А. Дунаева, Г.Е. Кедрова и др.). Этот учебный комплекс насчитывает 200 п.л. текста. Помимо материала, предназначенного для чтения (статьи по теории языка, словарь лингвистических терминов, сведения по истории лингвистики, словари примеров, информация для поступающих в вузы и т.д.), он включает системы упражнений и тестов, интерактивные таблицы и иллюстрации.
Как показывают данные опытного обучения, ученики заинтересованно работают с компьютерной программой, осваивают большой объем работы, по сравнению с обычными уроками, результативность обучения повышается. Все это свидетельствует о том, что методика компьютерной поддержки эффективна.
Во всех современных исследованиях подчеркиваются потенциальные возможности компьютерных телекоммуникаций, которые благодаря дидактическим свойствам являются исключительно своевременными и перспективными для использования в сфере образования. (Е.С. Полат)
Уже накопленный опыт применения телекоммуникаций в различных сферах образования показал, что это вид информационных технологий позволяет организовать различного рода совместные исследовательские работы учащихся различных школ, учебных центров одного либо разных регионов или даже разных стран. Информационные технологии позволяют создавать сеть дистанционного обучения, оперативно обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников вопросам, темам совместных проектов, расширяя, свой кругозор, повышая свой культурный уровень; формировать коммуникативные навыки, культуру общения.
Мультимедийные технологии – это практическая реализация методологических и теоретических основ формирования информационной культуры педагога. Современному учителю всё сложнее и сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера.
Ведущей целью применения мультимедийного оборудования на уроке является достижение более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение «погружения» в конкретную социокультурную среду. Можно выделить два главных достоинства компьютера – интерактивность, то есть способность выполнять определенные действия в ответ на действия обучающегося, и мультимедийность, то есть, возможность «предъявлять» и тексты, и изображения, а также воспроизводить звук и музыку. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания.
На уроках русского языка возможно использование готовых программных продуктов. Источниками демонстрационных материалов могут служить имеющиеся в продаже мультимедийные диски.
Компания «Кирилл и Мефодий», ведущий разработчик электронных изданий, для преподавателей русского языка и литературы выпустила уроки русского языка с 5 по 9 классы – интерактивный курс, созданный с применением современных мультимедиа-технологий. Уроки содержат текстовой и медиаиллюстративный материал, интерактивные тренажёры, тестовые задания, аудиофрагменты, энциклопедические статьи, карты, модели и анимации.
Необходимо отметить, что многие компании разработали готовый мультимедийный продукт в помощь учителю-предметнику и классному руководителю, что позволяет экономить время на подготовке к мультимедийному уроку.
При проведении уроков русского языка можно использовать следующие мультимедийные ресурсы:
Машинный фонд русского языка http://cfrl.ru,
Национальный корпус русского языка http://www.ruscorpora.ru
Орфография и пунктуация
http://www.hi_edu.ru/e_books/xbook142/01/index.html
Правила русской орфографии и пунктуации
http://www.spravka.gramota.ru/pravila.html
«Балда» на «Грамоте.ру»
http://igra.gramota.ru
Методические разработки, предполагающие использование компьютерных технологий (ИКТ) на уроках русского языка
http://it_n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com и др.
Сейчас все образовательные учреждения уже имеют подключение к глобальной сети. А, значит, разумное использование возможностей сети Интернет на уроках – это важный элемент в работе педагога. Он дает возможность учителю развивать:
– навыки работы с информацией,
– умений находить нужный материал после соответствующего анализа, сопоставления,
– критическое мышление,
– навыки самообразования, то есть способствует становлению человека информационного общества.
Таким образом, компьютер выступает как комплексное средство обучения, формирования, развития адаптированной к современным условиям личности. Непосредственно на уроках Интернет дает возможность использовать в работе сведения из различных словарей и энциклопедий, другой справочной литературы. Является дополнительным источником сведений, языкового и иллюстративного материала для сообщений и докладов, помогает в решении проблемных вопросов. Например, электронный словарь, Толковый словарь Д.Н.Ушакова, (http://www.xn--80aacc4bir7b.xn) можно использовать при работе с разделом «Лексика». Словарь «Орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Р. И. Аванесова (http://www.gramota.ru/slovari/), нужен для поиска указаний на род и видовой признак слова, при работе с «Орфоэпией» нужна информация по произношению слова, а в разделах «Лексикология» и «Морфемика» без словаря обойтись невозможно, так как необходимо обращение к лексическому значению исходного слова и значению словообразовательной морфемы например, Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов (http://www.gramota.ru/slovari/types/).
Основным источником информации становятся электронные словари, энциклопедии, базы данных, представленные в большом объеме не только на электронных носителях, но и в Интернете. Объемы размещенной там информации значительно превышают объемы любых печатных изданий. В Интернете множество сайтов, на которых можно найти любой текст. Учитель-словесник может использовать в Интернете следующие виды полезных ресурсов: толковые словари, сборники правил и нормативные документы по преподаванию, программы, методические разработки, научные статьи, форумы, чаты, списки рассылки для участия в коллективных обсуждениях проблем образования.
Используя компьютер, мы можем организовать выполнение всех известных традиционных видов упражнений, а именно:
– на зрительное восприятие. Например, выполнение задания «Найди ошибку»: ученику предлагают карточку с неправильными написаниями предложений – пропущено или вставлено неподходящее по смыслу слово (сходное по написанию и т. д.). Ученик объясняет, как исправить эту ошибку.
1. На (В) Парке Победы было много разных людей.
2. Мы каждый год ходим в лес за грибами и овощами (ягодами).
3. Осенью мы наблюдали за тем, как птицы улетают на север (юг). (http://www.examen.ru/add/tests/Russian)
– вставку букв. Так, при повторении темы «Безударная гласная в корне слова » учащимся можно предложить следующее задание: написать проверочные слова. Вставить пропущенные буквы.
цв…ток — _________________
к…тята — _________________
б…льной -_______________
б…льшой — _______________.
(http://www.examen.ru/add/tests/Russian)
– постановку знаков препинания. Приведем пример задания к теме «Знаки препинания при обращении»: расставить знаки препинания.
Родилась я милые внуки мои под Киевом в тихой деревне
Вы откуда будете молодые люди?
Тебе Кавказ суровый царь земли я снова посвящаю стих небрежный.
Подруга дней моих суровых голубка дряхлая моя.
– графическое обозначение единиц языка разных уровней. Например, комплексное задание: выписать словосочетание «прилагательное + существительное», указать род, число, падеж, разряд прилагательных.
Лес шумел… В этом лесу всегда стоял шум – ровн..й, протяжной, как отг..лосок дальнего звона, спокойней и смутн..й, как тих..я песня без слов, как (н..)ясн..е воспоминание о пршедш..м.
В нем всегда стоял шум, потому что это был стар..й, дремуч..й бор, которого (н..)к..сались еще пила и т..пор лесника (барышника). Высок..е столетн..е сосны с красными могуч..ми стволами стояли хмур..й ратью, плотно сомкнувшись вверху зелен..ми вершинами. (В)низу было тихо, пахло смолой; сквозь полог соснов..х игол, которыми была усыпана почва, пробились яркие пап..р..тники, пышно ра..кинувшееся пр..чудлив..ю бахромой и стоявшие (н..)движимо, (н..)шелохнув листом. В сырых уголках тянулись высок..ми стеблями зеленые травы; бел..я кашка склонялась отяжелевшими головками, как(будто) в тих..й истоме. А (в)верху, (без)конца и перерыва, тянул лесной шум, точно смутные вздохи стар..го бора.
(http://www.examen.ru/add/tests/Russian)
– редактирование текстов. С этой целью учащимся можно предложить следующее задание: вставить в сочинение предложения или слова-связки.
Дети вышли рано утром из дому и отправились в лес за грибами. Тропинка петляла среди высоких деревьев. На их ветвях радостно пели проснувшиеся птицы. Маша срезала подберезовик и положила в лукошко. Она еще никогда не находила такого большого гриба! На ужин вся семья ела картошку с вкуснейшими жареными грибами. (http://www.examen.ru/add/tests/Russian)
На наш взгляд, использование компьютерной формы работы позволяется оптимизировать учебный процесс: во-первых, различия выполнения заданий в тетради и на компьютере, то есть в электронных ресурсах, заключается в том, что после выполнения заданий на компьютере ученик сразу после выполнения задания может себя проверить, и если есть ошибки, можно посмотреть правила к этим заданиям, для последующего, правильного выполнения; во-вторых, работа на компьютере может быть дифференцированной. Ученик может выбрать программу повышенной сложности, подготавливающую к ЕГЭ и поступлению в вуз.
2.2. Дистанционные Интернет — олимпиады по русскому языку
В современных условиях гуманизации и гуманитаризации образования не случайно уделяется большое внимание олимпиадам по русскому языку (классным, школьным, районным и т.д.). Ценность такой формы внеклассной работы, как олимпиада, заключается не только в выявлении одаренных учеников, но и в формировании устойчивого интереса школьников к изучаемому предмету, положительной мотивации учения.
Олимпиадные задания требуют от учащихся серьёзной компетенции, так как Всероссийские олимпиады отличаются высоким уровнем сложности. Задания требуют от участников олимпиады решения вопросов, связанных с пониманием конкретных фактов языка, а также с умением объяснять их происхождение, анализировать особенности их использования в текстах различных стилей и жанров, обобщать собственные задания по тому или иному вопросу.
Учебная олимпиада понимается большинством методистов как «соревнование, в ходе которого учащимися решается целый ряд мыслительных задач с целью определения личного первенства»[7].
Дистанционные обучающие олимпиады – это активно набирающая обороты форма инноваций в образовании, основанная на сотрудничестве и сотворчестве учителя и ученика. Самое важное в дистанционной олимпиаде -это форма получения новых знаний, повышающая мотивацию учащихся к обучению за счет использования компьютера и Интернет.
Основная цель дистанционной олимпиады – предоставить возможность для реализации творческих возможностей учащихся, поощрить и поддержать учащихся, обладающих креативным мышлением и проявивших интерес к русскому языку.
Дистанционная олимпиада – это одно из самых демократичных Интернет-мероприятий. Для участия в олимпиадах достаточно иметь доступ только к электронной почте. Участие в различных Интернет-проектах является одной из важнейших форм внеклассной работы со школьниками в области Интернет-образования.
С помощью дистантных телекоммуникаций учащиеся из разных школ, городов и стран имеют великолепную возможность творчества в области русского языка. А педагоги и школы смогут использовать данную олимпиаду для повышения креативности учебного процесса и творческой самореализации своих учеников.
Учителя и школы могут использовать данную олимпиаду для повышения креативности учебного процесса и творческой самореализации своих учеников.
Задания олимпиады направлены не столько на поиск известных решений, сколько на собственные, пусть небольшие открытия школьников, совершаемые ими с помощью знаний и методов русского языка.
В олимпиаде участвуют отдельные ученики и организованные группы от школ, лицеев, гимназий, домов творчества и других образовательных учреждений с 1 по 11 классы, студенты колледжей, училищ и вузов, взрослые.
Так, уже несколько лет факультет филологии и межкультурных коммуникаций и Бирского филиала БашГУ совместно с отделом дистанционного обучения проводят с 2012 года региональные интернет -олимпиады и Всероссийские интернет — олимпиады по русскому языку и литературе, в организации и проведении которой участвуют студенты 3 – 4 курсов.
Нами были подготовлены задания по русскому языку для учащихся 5 — 7 классов для размещения на сайте дистанционного обучения Бирского филиала БашГУ.
При составлении заданий мы опирались на следующие дидактические принципы:
1) принцип доступности материала. Этот принцип заключается в том, что задания олимпиады должны отражать основные понятия школьного курса, вне зависимости от многообразия программ, по которым может работать школа; приведем примеры заданий, реализующих этот принцип:
Какое имя существительное имеет в именительном падеже множественного числа окончание – Ы?
+ : герб
— : доктор
— : профессор
— : мастер
В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?
-: п…ртрет, погл…деть, просв…щение;
-: несг…раемый, сп…шить, ф…нтазия;
-: поб…ждать, бл…стать, напр…жение;
+: ост…новиться, ч…столюбивый, насл…ждение.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
+ : солнечное Сочи
— : многомиллионный Токио
— : забавный пони
— : широкая авеню
2) принцип предъявления языкового материала повышенной трудности; примерами таких заданий могут быть следующие:
Некоторые защитники русского языка выступали против употребления заимствованных слов, предлагали заменять их русскими эквивалентами.
Назовите слово современного русского языка, для которого было придумано название «водомет».
+: фонтан
-: шланг
-: кран
-: сапоги
Автором фразеологизма «на деревню дедушке» является
+ : А.П. Чехов
— : И.А. Крылов
— : А.С. Пушкин
— : Л.Н. Толстой
В каком из слов приставка стоит после корня?
-: двустишие
-: камнепад
+: водопровод
-: антинародный
Каким цветом нужно раскрасить лошадь КАУРОЙ масти?
+: светло-каштановым
-: красновато-рыжым
-: темно-коричневым
-: черным
Кого из перечисленных ниже языковедов можно назвать современником А. С. Пушкина?
-: В. В. Виноградов
+: В. И. Даль
-: М. В. Ломоносов
-: Л. В. Щерба
Академик Я. К. Грот писал: «Можно с уверенностью сказать, что никакой другой труд не был бы приветствован самим Ломоносовым с такою задушевной радостью, как именно словарь, поставивший себе задачей обнять все неисчерпаемое богатство родного языка и содействовать чистоте его».
Это словарь :
+: В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»
-: М. Фасмер «Этимологический словарь русского языка»
-: Ф.Брокгауз, И. Ефрон «Энциклопедический словарь»
-: Д.Ушаков «Толковый словарь русского языка»
3) принцип включения заданий, знакомящих с фактами истории языка и культуры, зафиксированных в языке; например, учащимся в ходе выполнения интернет-олимпиады были предложены следующие задания:
В основе старославянского языка (первого письменного языка славян) лежит язык:
— : греческий
— : чешский
+ : древнеболгарский
— : древнерусский
Укажите автора высказывания о русском языке:
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, свободный и правдивый русский язык».
-: А.С. Пушкин
-: Н.В. Гоголь
-: Д.С. Лихачев
+: И.С. Тургенев
Русская поговорка гласит: «Не было ни гроша, да вдруг алтын!»
А сколько это – алтын?
+: 3 копейки
-: 5 копеек
-: 10 копеек
-: 1 копейка
4) принцип «занимательности», формулировок заданий: задание должно вызывать чувство необычности, оригинальности, например:
Закончите фразеологизм «косая сажень в ….
-: глазах
— : волосах
+ : плечах
-: коленях
С какими словами сочетается прилагательное КАРИЙ?
+: лошадь
+: глаза
-: туфли
-: стол
-: платье
В каком из этих слов нет корня «вар»?
-: сварщик
+: архивариус
-: сталевар
-: повариха
Христофор Колумб, увидев это место американского континента, воскликнул: «Цветущая, утопающая в цветах». В честь этого штат назван:
+: Флорида
-: Джорджия
-: Каролина
-: Калифорния
-: Вирджиния
Так, в заочном дистанционном этапе интернет-олимпиады, которая проводилась с 1 по 5 декабря 2014 года, участвовало более 100 школьников 5-7 классов из многих районов РБ: Уфимского, Благовещенского, Бирского, Аскинского, Нефтекамского, Белебеевского, Калтасинского, Хайбуллинского, Альшеевского и др.
Во Всероссийской интернет-олимпиаде по русскому языку, походившей с 5 по 15 декабря 2015 года, приняли участие более 150 учащихся 5 – 7 классов из Татышлинского, Мишкинского, Бирского, Благовещенского, Калтасинского, Караидельского, Балтачевского, Бураевского, Красноусольского, Аскинского районов, г. Нефтекамск, г. Янаул и др.
Среди наиболее интересных заданий были отмечены вопросы, связанные с историей языка и этимологией. Приведем примеры наиболее интересных заданий, которые выбрали школьники:
Какой из перечисленных языков является родственным русскому языку?
— французский
— грузинский
— сербский (+)
— испанский
Какой из месяцев славяне называли «червень»?
— сентябрь
— октябрь
— июнь (+)
— май
Автором «Толкового словаря живого великорусского языка» является:
— В.И. Даль (+)
— М.В. Ломоносов
— А.С. Пушкин
— И.С. Тургенев
Неделю длится русская масленица, и каждый день её замечателен по-своему. В среду – “лакомку” – едят блины да кулебяки, в пятницу – “тёщины посиделки” в гостях у матери жены, а в субботу – тоже посиделки, но уже у золовки. Кого же по традиции надо навестить вечером масленичной субботы?
-: сестру мужа
-: сестру жены
+: жену брата -: мать мужа
Русский писатель, поэт, призывавший: «Есть у нас свой язык; смелее!- обычаи, история, песни, сказки и проч». В 1832 году встретился с Далем, надоумил Владимира Ивановича собранные запасы слов объединить в словарь.
+: А.С. Пушкин
-: И.А. Крылов
-: М.Ю. Лермонтов
-: В.А. Жуковский и др.
С целью выяснения мотивации участия в олимпиаде, совершенствования проведения ее организации нами было проведено анкетирование учащихся и учителей, принявших участие в Интернет-олимпиаде. Так, большинство школьников (54%) на вопрос: «Как Вы считаете, что является основной целью участия в Интернет-олимпиаде по русскому языку?» отметили, что принимали участие с целью повышения своего лингвистического кругозора; 9,6% выбрали ответ: «повышение уровня самообразования»; 16,1% – «раскрыть свои таланты». Учителя-филологи также высоко оценили возможности Интернет-олимпиады: 66,6% принявших в анкетировании отметили, подобные формы внеурочной работы по предмету «позволяют поддерживать интерес учащихся к русскому языку»; 11,1% – оценили возможности данной олимпиады «для выявления филологически одаренных детей».
Принявшие в Интернет-олимпиаде по русскому языку учащиеся 5 – 7 классов и учителя русского языка и литературы, высоко оценили современную форму внеурочной работы по предмету: 77% принявших участие в анкетировании школьников и 88,8% учителей планируют и в дальнейшем принимать участие; только 6,4% школьников выбрали ответ: «Нет»; 16,1% учащихся и 11,2 % учителей пока не определились: «Не знаю».
Как видим, проведение Интернет-олимпиады по русскому языку для учащихся 5 – 7 классов подтвердило, что подобная форма работы со школьниками является современной и востребованной. Мы наблюдали, что участники самостоятельно пользуются интернет-ресурсами для расширения своих знаний по предмету «русский язык», являются активными пользователями компьютера, а участие в интернет-олимпиаде способствует повышению мотивации к изучению русского языка.
Выводы по 2 главе
В обучении русскому языку внедряются информационные технологии, основанные на использовании мультимедийных средств обучения, что позволяет оптимизировать образовательный процесс.
Применение мультимедийных обучающих программ позволяет заинтересовать учащихся образовательной деятельностью и даёт им возможность получить индивидуальный результат обучения.
У современных школьников вырабатываются навыки восприятия учебной информации с экрана, конструировании вербальной копии визуального образа, повышения информационной компетенции и степеней свободы в обращении со знаковым материалом.
Ученики заинтересованно работают с компьютерной программой, осваивают большой объем работы, по сравнению с обычными уроками, результативность обучения повышается, говорит о том, что методика компьютерной поддержки эффективна. Компьютер выступает как комплексное средство обучения, формирования, развития адаптированной к современным условиям личности.
Эффективно не только использование различных ИТ на уроках , но ещё и внеурочная работа, а именно дистанционные олимпиады, заинтересовывают учащихся.Дистанционные обучающие олимпиады – это активно набирающая обороты форма инноваций в образовании, основанная на сотрудничестве и сотворчестве учителя и ученика. Самое важное в дистанционной олимпиаде -это форма получения новых знаний, повышающая мотивацию учащихся к обучению за счет использования компьютера и Интернет.
Факультет филологии и межкультурных коммуникаций и Бирского филиала БашГУ совместно с отделом дистанционного обучения проводят с 2012 года региональные интернет -олимпиады и Всероссийские интернет — олимпиады по русскому языку и литературе, в организации и проведении которой участвуют студенты 3 – 4 курсов.
Как видим, проведение Интернет — олимпиады по русскому языку со школьниками является современной и востребованной. Готовясь к олимпиаде, учащиеся пользуются дополнительной информацией, углубляют свои знания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное научно-методическое исследование позволило сделать ряд выводов:
во-первых, электронные образовательные ресурсы – это и источник учебной информации, и наглядное пособие нового уровня с возможностями мультимедиа, и тренажер, и средство диагностики и контроля. Использование электронных образовательных ресурсов позволяет эффективно организовать самостоятельную работу на уроке, индивидуализировать процесс обучения, совершенствовать практические умения обучающихся, повысить интерес к урокам русского языка;
во-вторых, использование электронных образовательных ресурсов на уроках создает обстановку эмоционального восприятия учебного материала, что является важным условием усвоения содержания, акцентирует внимание обучающихся на наиболее важных языковых явлениях, повторении и разъяснении непонятных положений. Обучающиеся делают в тетрадях соответствующие записи, составляют конспект изучаемого материала, в результате чего у них формируются учебно-информационные навыки;
в-третьих, включение информационных технологий обучения в системе существенно влияет и на формирование образовательных компетенций школьников: умение работать с информацией (поиск, отбор материала; сравнение, обобщение, вычленение существенного, анализ информации, полученной из разных источников, в том числе и в сети Интернет; применение её в практической деятельности в нестандартной ситуации).
Обобщая опыт использования компьютерных технологий в обучении русскому языку, мы можем выделить следующие формы работы: мультимедиа, презентации, компьютерные программы, электронные учебники; во внеурочной деятельности в последние годы широко используются Интернет-олимпиады.
Применение компьютера помогает мне осуществлять разноуровневое обучение. Дифференцированный подход на уроках организационно состоит в сочетании индивидуальной и групповой форм работы. Необходимость организации групповой дифференцированной и индивидуально дифференцированной форм деятельности учащихся следует из требований развивающего характера обучения и принципа индивидуального подхода к каждому ученику с целью максимального его развития.
Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.
В ходе выполнения работы нами рассмотрены возможности компьютерных технологий при проведении дистанционных олимпиад по предмету. Разработанные вопросы были использованы при проведении заочного этапа региональной интернет-олимпиады по русскому языку для учащихся 5 – 7 классов, проходившей с 1 по 5 декабря 2014года и Всероссийской интернет-олимпиады, проходившей с 5 по 15 декабря 2015г. Результаты свидетельствуют о высокой активности школьников и их интересе к новым формам получения и проверки знаний по предмету.
Результаты научно-методического исследования свидетельствуют, что инновационные технологии активизируют познавательную деятельность учащихся; способствуют появлению новых мотивов в учебе, и как следствие, повышается интерес к предмету, развиваются коммуникативные способности и формируются умения пользоваться информационными технологиями в разных видах учебной деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 2006.
2. Азимов, Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). – СПб., 1999.
3. Алексеева, М. Б., Балан, С. Н. Технологии использования мультимедиа. – М., 2002.
4. Вахрушев, А. А. Как готовить учителей к введению ФГОС /А. А Вахрушев // Начальная школа плюс до и после. 2011. – №5. С. 3 — 16. и т.д.
5. Закирьянов, К.З. Принцип научности и пути его реализации в школьном преподавании русского языка // Учитель Башкортостана. – 2012. – № 8. – С. 64 — 71.
6. Зимина, О.В., Кириллов, А.И. Рекомендации по созданию электронного учебника.// http://www.academiaxxi.ru/Methodics.html
7. Информационные технологии – шаг в будущее // Учитель. – 2002. – № 4. – С. 53.
8. Краснова, Г.М. Использование возможностей MS PowerPoint проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе [Текст] / Г.М. Краснова // Вестник Московского городского педагогического университета. – 2008. – №5 (15). – С. 91 – 94. (Информатика и информатизация образования).
9. Крючкова, О. В. Комплексная информатизация образования [Текст]/ О. В. Крючкова. – Минск: Красико-Принт, 2006. – 176с.
10. Кузнецов, А. А. Стандарты второго поколения: замысел, исполнение, трудности, риск, внедрение /А. А. Кузнецов //Стандарты и мониторинг. – 2011. – №3. – С. 6 -14.
11. Кузнецов, Е. В. Использование новых информационных технологий в учебном процессе/ Е. В. Кузнецов. – М., 2003.
12. Левитес, Д. Г., Практика обучения: современные образовательные технологии./ Книга для учителя. Мурманск, 2008.
13. Львова, С.И. Настольная книга учителя русского языка 5-11 классы / М.: Эксмо, 2007. — 496с.
14. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании. Дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 2007.
15. Русский язык. Компьютерные технологии в обучении русскому языку. М.2009
16. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. – Т. 1. М.: НИИ школьных технологий. – 2006. – С. 150 — 228.
17. Селевко, Г. К., Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 1998
18. Скоробогатова, О. Г. Использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка // Реализация образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе преподавания филологических дисциплин. Материалы первой областной научно-практической конференции / Сост. Г. М. Вялкова, Т. А. Чернова; под редакцией Л. Н. Савиной. – М.: Планета, 2010 – С. 126-129.
19. Ушаков, Н. Н и др. Внеурочная работа по русскому языку / Н.Н.Ушаков, Г. Н.Суворов. – М.: Просвещение, 1985. – 241с.
20. Ширинкина, М.А. Компьютерное обеспечение гуманитарного образования: информационные технологии в обучении русскому языку: метод пособие. Пермь: Пермский государственный университет, 2007.
21. www.zavuch.info/methodib/151/.
22. www. standart.edu.ru.
23. http://festival.1september.ru/articles/640880/
24. http://www.examen.ru/add/tests/Russian
25. http://www.xn--80aacc4bir7b.xn
26. http://www.gramota.ru/slovari/
27. http://tapemark.narod.ru/les/
28. http://soft.sibnet.ru/soft/22843-slovari-sinonimov-russkogo-azika-asis-5-4/
29. http://www.uchiyaziki.ru/index.php/slovar-antonimov-russkogo-jazyka/3417-elektronnyy-slovar-antonimov-russkogo-jazyka
30. http://www.examen.ru/add/tests/Russian
[1] Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. – Т. 1. М.: НИИ школьных технологий. – 2006. – С. 150 — 228.
[2] Информационные технологии – шаг в будущее // Учитель. – 2002. – № 4. – С. 53.
[3] www. standart.edu.ru.
[4] Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). – СПб., 1999.
[5] Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. – Т. 1. М.: НИИ школьных технологий. – 2006. – С. 150 — 228.
[6] Кузнецов А. А. Стандарты второго поколения: замысел, исполнение, трудности, риск, внедрение /А. А. Кузнецов //Стандарты и мониторинг. – 2011. – №3. – С. 6 -14.
[7] Русский язык. Компьютерные технологии в обучении русскому языку. М.2009