Интернет-зависимость

Автор: Танайлова Екатерина Андреевна

Зависимое (аддиктивное) поведение можно рассматривать, как непреодолимое желание человека взаимодействовать с кем-то или чем-то в целях получения собственного удовлетворения. В психологии такое поведение считается саморазрушающим, поскольку возникающая зависимость от какой-либо деятельности или использование какого-либо вещества для изменения психического состояния ощущается, как непреодолимое желание субъекта зависимости, и поэтому невозможно представить жизнь без этого объекта. В 80-х годах прошлого века, наряду с уже известными зависимостями, такими как наркомания, алкоголизм, страсть к азартным играм, трудоголизм, появилась совершенно новая разновидность зависимости – зависимость от интернета (интернет-зависимость). Этот тип зависимости формируется из-за взаимодействия развития информационных технологий и развития этих технологий обычными компьютерными пользователями. Интернет-зависимость — это непреодолимое навязчивое желание выйти в сеть интернет, несмотря на отсутствие свободного времени и реальной необходимости в подключении к сети в данный момент, а также невозможность вовремя покинуть эту сеть [1].

Также имеет место быть и разграничение понятий «одержимость» и «зависимость». В нашей стране заинтересовались проблемой интернет-зависимости и начали изучение всех сторон и особенностей данной проблемы только лишь в последнее десятилетие, потому как данный вид аддиктивного поведения накапливал своё содержание, актуальность, масштабы охвата и разрушительную силу как раз таки особенно интенсивно в течение последнего десятилетия. Различные составляющие интернет-зависимости и интернет-зависимость в целом рассматриваются в трудах таких учёных, как А. Е. Войскунский, А. Е. Жичкина (шкала интернет-зависимости), комплексно изучавший интернет-зависимость и др. [2, 3]. Ц. П. Κороленко — один из основателей современной аддиктологии, считает, что развитие рассматриваемого нами вида аддикции проходит все те же стадии, что и другие существующие виды аддиктивного поведения. Подтверждение данного умозаключения можно усмотреть в том, что «базовый характер зависимой мотивации состоит из следующих последовательных составляющих: «точка кристаллизации», становление аддиктивного ритма, её формирование как интегральной части личности, полное доминирование пагубного поведения» [4]. В настоящее время интернет-зависимость понимается как непреодолимое и неконтролируемое желание получить доступ к интернету и невозможность покинуть сеть. Основными синонимами понятия «интернет-зависимость» в современной литературе являются интернет-аддикция, поведенческая интернет-зависимость и патологическое использование интернета. На сегодняшний день, согласно классификации А. Ю. Егорова, интернет-зависимость является «одной из форм нехимических пагубных привычек, а именно разновидностью технологической зависимости» [5, с. 12]. Некоторые авторы (Егоров А. Ю., Менделевич В. Д., Юрьева Л. Н.) считают, что интернет-зависимости присущи особенности, которые характерны и для других видов зависимого поведения. К таким особенностям относятся: формирование неправильных ценностных приоритетов в жизни зависимого, следовательно, неумение адекватно оценивать уровень важности некоторых составляющих его жизни; люди, которые были важны и очень значимы для зависимого ранее, теперь теряют свою ценность для него и даже вызывают раздражение и разочарование; интернет-зависимому характерна скрытность и негативная реакция на критику его поведения со стороны окружающих людей; изменить данное поведение или вовсе избавить его от компьютерной зависимости, как правило, не представляется возможным. Хотелось бы отметить, что формирование интернет-зависимости происходит гораздо быстрее, чем формирование других видов пагубного поведения, хоть и эти виды отрицательного поведения, в общем-то, очень схожи между собой. По мнению В. А. Лоскутовой, «основными свойствами интернета, способствующими его превращению в аддиктивный агент, являются: сверхличностная природа межличностных взаимоотношений в сети; возможность анонимных социальных интеракций; возможность использования интернета для реализации представлений и фантазий; неограниченный доступ к информации» [цит. по: 6, с. 11]. К. Янг трактует понятие зависимость от интернета как «многомерное явление, включающее проявления эскейпизма — бегства в виртуальную реальность людей с низкой самооценкой, тревожных, склонных к депрессии, ощущающих свою незащищённость, одиноких или не понятых близкими, тяготящихся своей работой, учёбой или социальным окружением; поиск новизны; стремление к постоянной стимуляции чувств; эмоциональную привязанность — возможность выговориться, быть эмпатийно понятым и принятым, освободиться от острого переживания неприятностей в реальной жизни, получить поддержку и одобрение; удовольствие ощутить себя «виртуозом» в применении компьютера и специальных поисковых либо коммуникативных программ.

Несмотря на множество причин, которые вызывают интернет-аддикцию, они основаны на нарушении «баланса» между человеком и социальной средой, что создает трудности или даже полную невозможность адаптации к потребностям этой среды, чаще всего такому риску подвергаются подростки.

Рассмотрим категории подростков, которые могут подвергаться риску:

·     подростки, которые считают, что от них ничего не зависит в жизни. Кто-то другой виноват в их неудачах. Такие подростки часто оставляют вещи незавершенными, не прилагая усилий для достижения цели;

·     подростки с низкой самооценкой, которые посредством игры стремятся утвердить себя, либо почувствовать себя победным героем в виртуальном сражении, либо выиграть огромное количество денег;

·     подростки с высокой степенью внушаемости, готовностью подчиняться чьей-либо воле, подростки, лишенные независимости и решимости. Чрезмерная страсть подростка к компьютеру приводит к серьёзным нарушениям его психического и физического здоровья, которые можно и нужно предотвратить.

Таким образом, можно выделить следующие причины интернет-зависимого поведения подростков: стремление к идентификации, обособление от родителей и семьи, избавление от разочарований, избегание реальности благодаря возможности анонимного социального взаимодействия; обеспечение чувства безопасности и осознание анонимности при реализации взаимодействия; возможность воплощать некоторые идеи, фантазии с мнениями; полный доступ к информации – информационный вампиризм.

Проблема интернет-зависимости, которая набирает обороты параллельно развитию компьютерных технологий, на сегодняшний день является одной из наиболее острых и актуальных проблем современного общества, особенно касательно подрастающего поколения в лице детей и подростков. Чтобы повысить плодотворность и успешность работы педагога-психолога в отношении детей и подростков, зависимых от интернета, для предотвращения и подавления этой зависимости необходима надежная и качественная диагностика для своевременного выявления зависимых людей. Каждый тип профилактики (первичный, вторичный, третичный) имеет свои особенности и назначение групп. Поэтому необходимо уметь определять, какая профилактическая работа необходима при работе с современными подростками.

×
×