Автор: Суббота Виктория Андреевна, Лапчук Светлана Евгеньевна
Интервьюирование, как метод развития диалогового общения с дошкольниками
«Мастерство воспитателя есть не что иное,
как мастерство организатора жизни детей»
А.С. Макаренко
К сожалению все больше и больше стало детей для которых гаджеты заменяют живую речь и живое общение. Из-за этого у них имеются проблемы с речью и они не могут выразить свои мысли, то что они чувствуют, о чем переживают и что думают по тому или иному поводу. У детей отсутствует связная речь, имеется недостаток словарного запаса, многим не хватает смелости просто рассказать о чем-либо. Развитие речи у детей является центральной задачей их речевого воспитания. Поэтому связную речь мы развиваем у детей, с детского сада, и стараемся обращать внимание на речь каждого ребенка в отдельности, проводя работу с детьми по развитию речи, индивидуальную работу, работу с родителями, чтобы речь детей достигла хорошего уровня развития. В своей работе я применяю метод Интервьюирования.
Интервью – разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми.
Интервьюирование в детском саду — это метод развития диалогической речи, который проводится в форме игры.
Поэтому мы решили, что применив данный метод, можно помочь детям справится со своими страхами, при правильно поставленных вопросах человеком, который берет интервью, можно узнать много интересного, ребенок раскроется, научится строить диалог.
Проводим мы интервьюирование по определённому плану вопросов, они должны быть построены в определённой последовательности.
Изучение каждой лексической темы с дошкольниками начинаем с создания условий и такой образовательной среды, в которой ребенок может проявить такие качества личности, как инициативность, самостоятельность, ответственность, т. е. отталкиваясь от интереса самого ребенка. На начальном этапе демонстрируем детям предметные картинки по лексической теме, затем, в процессе беседы определяю, что их интересует, записываю их вопросы. Отталкиваясь от интереса детей, провоцируем их вопросами: «Что тебе интересно узнать? Кто хочет найти ответ? Кому вы хотите рассказать?».
Ребята старшего дошкольного возраста часто сами проявляют инициативу для того, чтобы узнать что – то новое об интересующем их предмете, явлении, событии и т. д. Развитие поисковой активности в форме вопросов с помощью игр и упражнений. Детские вопросы являются основополагающим фундаментом, в педагогической работе. Опираясь на лексические темы, мы проводим цикл игр, направленных на умение задавать детьми вопросы. Для этого используем вопросительные схемы, создаю предметно-развивающую среду, в которой воспитанники устанавливают причинно-следственные связи, побуждающие к возникновению детских вопросов. Например, Игра «Все ли мы увидели?». Совместно с детьми мы рассматриваем картину, обсуждаем ее, затем закрываем фрагмент и мы просим вспомнить, что было нарисовано, с помощью вопросов, например: «Что на картинке было в руках у мамы? У детей хорошее настроение? Что делали мальчики?» и так далее. Игры можно усложнить, разделив детей на команды. Еще, игра «Данетка» мы раздаем предметные картинки, каждый ребенок задаёт вопрос, команде противников, стараясь отгадать предмет, нарисованный на картинке, а другая команда отвечает на заданный вопрос. У одной команды предметная картинка с изображением медицинского халата. Предполагаемые вопросы команды — противников: «Это фрукт? Это еда? Это одежда? Это спецодежда? Она белая?» и т. д. Противоположная команда отвечает на поставленные вопросы.
Следующим этапом работы по подготовке к детскому интервью является расширение образовательного пространства и выход дошкольников из «зоны комфорта». Для решения данной задачи обращаю внимание детей на современные профессии Активно применяем инновационные технологии, например — интерактивную доску, позволяющую изучить современные профессии, например: Блогер, Логист, IT- СПЕЦИАЛИСТ и т. д.
Помимо групповых занятий и подготовки мы проводили индивидуальную работу с каждыми ребенком: проведя беседу на различные темы, тем самым создавая различные ситуации общения. Задавая наводящие вопросы мы пытались им помочь правильно сформулировать свои ответы.
Проведенная предварительная работа дала нам возможность провести первое интервью с детьми нашей группы ко Дню Матери на тему «Мама и я». После проведения я увидела ошибки, исправив их, у нас получилось провести следующее интервью. Темой этого интервью была: «Кем ты хочешь стать когда вырастешь?», тут мы уже были опытны в быстром создании условий для интервью. Дети себя чувствовали раскованней, было на много проще отвечать на поставленные вопросы, они смогли построить диалог и преодолели волнение перед камерой т. к. использовали полученные ранее навыки, а некоторые из них сами предлагали вопросы, которые они хотели бы задать друг другу. Конечно не обошлось без помощи родителей, которые с большим удовольствием нас поддержали, т.к. первое интервью создало много положительных эмоций и отзывов от них. Результатом нашей работы стало то, что детям очень понравился этот процесс, они начали обсуждать его между собой, рассказывая друг другу о своих достижениях в тех или иных сферах. Каждый и них захотел попробовать себя в роли интервьюера, дети стали выбирать самые разные темы, например: «Как ты проведёшь майские праздники?» или «Что ты делал на выходных?», кто-то задавал вопросы, а кто-то отвечал на них .Затем они менялись местами. Еще мы сняли видео ролики, которые показали родителям. Они активно начали пробовать, проводить интервьюирование с детьми дома, присылали видео отчеты. Темы ими были выбраны самые разные. Я считаю, что этот метод помогает педагогам дошкольных образовательных организаций ,в решении важных задач по формированию активной, самостоятельной, творческой личности.