ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ С ОВЗ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФЕССИИ «КУХОННЫЙ РАБОЧИЙ»

Автор: Веселова Анна Павловна

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:8.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:107%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,sans-serif;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-font-kerning:1.0pt;
mso-ligatures:standardcontextual;
mso-fareast-language:EN-US;}

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ  ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ  ФОРМИРОВАНИЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ С ОВЗ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФЕССИИ «КУХОННЫЙ РАБОЧИЙ»

 

  Веселова Анна Павловна,  г. Белозерск,   БПОУ ВО «Белозерский индустриально-педагогический колледж им. А.А. Желобовского», преподаватель

 

              Профессиональная  подготовка  студентов  с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одной из актуальных  задач современного общества.     Профессиональное обучение -это получение востребованной профессии   и одно из   условий  успешной социализации  студентов с ОВЗ в современном обществе. 

             Цель образования для студентов с интеллектуальными нарушениями ОВЗ заключается в развитии их потенциала, обеспечении инклюзивной среды и гарантировании возможности для полноценного участия в обучении и социальной жизни. Для достижения этой цели, необходимо применять индивидуальный подход к каждому студенту, учитывая его уникальные потребности и способности.

        В современном образовании  наиболее   актуальным в  организации  учебно-воспитательного  процесса  является использование  методов и приемов, которые формируют  общие и профессиональные  компетенции. Одним из направлений совершенствования образовательного процесса является  использование  методов активного обучения

Активные методы обучения (АМО) представляют собой систему методов, которые обеспечивают активность и разнообразие мышления и практической деятельности учащихся при освоении учебного материала. АМО основаны на практической направленности, игровой деятельности, творчестве, интерактивности, различных формах коммуникации, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой организации их работы, а также вовлечении всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии [1]. Активные методы обучения имеют большую значимость и перспективы для современного профессионального обучения в специальных коррекционных группах.

   В сфере среднего профессионального обучения  активные методы обучения являются  одной из составляющей образовательного   процесса, необходимым условием повышения  мотивации к обучению и как следствие, овладение профессией.

Использование АМО позволяет преодолеть ряд противоречий, связанных с особенностями данной категории обучающихся:

— Необходимость учета разных уровней реальных учебных возможностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью или с недостатком учебной мотивации, в соответствии с программными требованиями.

— Необходимость адаптации профессионального речевого общения к низкому уровню развития речи у обучающихся.

— Проблема низкой мотивации обучающихся к учению и высоких ожиданий общества.
— Реализация обучения, учитывающая слабую осознанность некоторыми обучающимися их ограниченных возможностей и недостаточно развитую рефлексию.
          Цель методической разработки:  описание   методики использования активных методов обучения  в урочной и внеурочной деятельности   в рамках освоения  профессионального обучения  студентов с ОВЗ  по профессии «Кухонный рабочий».

Задачи:

— показать  приемы  использования методов активного обучения   на уроках профессионального цикла;

— рассмотреть использование АМО на разных  этапах  урока;

создать банк активных методов обучения.

            Целевая аудитория: студенты с ОВЗ  по программе профессионального обучения по   профессии  «Кухонный рабочий» — 10 человек

    Через организацию   активных методов обучения мы будем формировать профессиональные компетенции:

 -убирать производственные помещения;

— подготавливать производственный инвентарь и кухонную посуду;

-подготавливать столовую посуду и приборы;

— производить обработку традиционных видов овощей и грибов;

— подготавливать полуфабрикаты из мяса и домашней птицы;

-подготавливать рыбные полуфабрикаты.

          А.М.Смолкин дает следующее определение: активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики [2, с.15].

Признаки активных методов обучения:

— активизация мышления, причем обучающийся вынужден быть активным;

— длительное время активности — обучающийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;

— самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;

—  мотивированность к обучению.

             Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, в основном, представляют собой детей с низкой мотивацией к учению и трудностями в овладении знаниями, умениями и практическим навыкам. Они испытывают трудности в концентрации и склонны к быстрому рассеиванию внимания, что затрудняет их функционирование в больших группах и самостоятельное выполнение заданий. Избыточная подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти обучающиеся не достигают полученных результатов.  В связи с этим, важно учитывать следующие принципы при организации учебного процесса в коррекционных группах:
1. Подбор заданий, максимально вовлекающих обучающихся и пробуждающих их интерес к познавательной деятельности.

  2. Установление соответствующего темпа обучения и использование методов, адаптированных к уровню развития обучающихся.

3.Индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

4. Повторное объяснение учебного материала, использование заданий разных уровней сложности и выдача материала частями на уроке.
6. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов и аналогий.
7.Использование повторяющихся указаний и упражнений.
8. Применение поощрений и повышение самооценки обучающихся, чтобы укрепить их веру в свои силы.
9.Поэтапное обобщение проделанной работы на уроке.
10. Использование заданий с образцами и понятными инструкциями.
11. Постепенное введение учебного материала (переход от простого к сложному). [1].
Для успешного обучения обучающихся с интеллектуальными нарушениями важным является свободный и интересный подход, основанный на успехе, доверии и обратной связи с пройденным материалом. Активные методы обучения также играют важную роль на различных этапах урока.

Использование  активных методов обучение  на разных этапах урока

1.Организационный момент.

  Например, на организационном этапе обучающиеся должны чувствовать себя комфортно и быть мотивированными для активного участия. Для этого можно использовать игровые методы, такие как «Учим имена», «Я такой» и «Давайте познакомимся».

2. Постановка целей и задач урока.

На этапе постановки целей и задач урока также применяются активные методы, такие как «Ключевые слова», «Лицензия на приобретение знаний» и «Мозговой штурм».  Метод «Ключевые слова». Цель: сформулировать цели урока, настроить на рабочий лад. Проведение: на листе ватмана чертится круг, который разбивается на сегменты, в которые обучающие с помощью преподавателя записывают приблизительный план в виде ключевых слов. Так происходит прогнозирование учебных результатов урока с целью обеспечения понимания смысла деятельности обучающихся, понимания, чего они должны достичь в результате занятия и что от них ожидает педагог. Обучающиеся сами формируют задачи урока и план изучения темы.

3. Актуализация знаний.

Актуализация знаний осуществляется с использованием простых учебно-технологических игр, таких как «Да-нет», «Морской бой» и «Переводчик». На этом этапе также можно применять игру «Домино», чтобы помочь учащимся усвоить графическое изображение узлов или операций, а также игру «Вращающийся круг», чтобы активизировать мыслительную деятельность. Это лишь несколько примеров активных методов обучения, которые можно применять на разных этапах урока. Важно, чтобы обучение обучающихся с интеллектуальными нарушениями было интересным, мотивирующим и основывалось на их индивидуальных потребностях и возможностях.

4.  Изучение нового учебного материала (групповая работа обучающихся над темой урока)
Постановка цели изучения нового материала заключается в создании интерактивной лекции, продолжительность которой будет ограничена 10-15 минутами. Этот временной рамки установлены с учетом психологических особенностей учеников и их способности воспринимать информацию. Во время изучения такого материала особенно эффективны объекты, привлекающие внимание и яркие внешне (например, анимация, музыка, видео). Особенно легко запоминаются реальные объекты.
Для изучения темы урока можно использовать различные методы, включая «Инфо-карусель», «Визитные карточки», «Мудрые совы».

 
На столах каждой группы лежат одинаковые тексты, но каждая группа выполняет свою задачу:
1.Анализ текста. Найти основные понятия (новые) и записать их.
2. Выбор основной жизненной мудрости. Определить, какая фраза в каждом разделе является ключевой.
3. Поиск новой информации. Выбрать из текста информацию, которая является новой для учеников.
4. Важные выводы. Сделать выводы из прочитанного текста, которые имеют значение для будущей профессии «Кухонный рабочий»

 Использование ИКТ на уроках, в виде интерактивных учебных пособий, помогает активизировать деятельность учеников и наглядно продемонстрировать обработку швейного изделия в движении или построение чертежа конструкции изделия. Смена ярких изображений вызывает интерес и мотивацию к учебе, а также помогает  правильно организовывать действия и применять их на практике.
5.Закрепление темы урока.

 Для закрепления темы урока необходимо использовать активные методы, которые развивают сложные психические процессы, такие как наблюдение, запоминание, внимание, сравнение и обобщение. Одним из эффективных способов развития познавательных процессов являются игры и задания.
На этом этапе используются активные методы, которые направлены на действие обучающихся. Они предусматривают использование разнообразных наглядных средств, центрирующих внимание на конкретных действиях. Например, использование тренажеров-цветоводов позволяет  разрабатывать технологическую последовательность, сопоставлять с техническими условиями, выбирать методы обработки и отделки, и контролировать правильность выполнения работ.
6.Рефлексия
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждаются усвоенные знания и работа обучающихся. Каждый ученик самостоятельно оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, эффективность работы группы, а также интересность и полезность выбранных методов работы.
Окончание урока по методике «Комплимент» позволяет  делиться позитивными эмоциями друг с другом. Каждый  студент в кругу должен произнести комплимент о работе своего соседа с левой стороны. У каждого есть время для раздумий и вспоминания, что именно понравилось в действиях каждого участника группы.

Метод «Лестница успеха» позволяет  объективно оценить свои успехи и достижения.

 

Результаты

В заключение, активные методы обучения при работе с обучающимися ОВЗ играют важную роль в создании равных возможностей для всех студентов в образовании. Эти методы способствуют освоению учебного материала, развитию навыков и вовлечению студентов с ОВЗ в образовательный процесс. При использование АМО на уроках профессионального цикла формируются профессиональные компетенции по профессии «Кухонный рабочий».  Активные методы обучения  также способствуют формированию инклюзивной культуры и развитию навыков сотрудничества и взаимопонимания среди всех обучающихся.  

В ходе обобщения опыта по данной теме, преподавателем создан банк «Активные методы обучения».

 

Список используемых источников

1.Гилева А.В. Активные и интерактивные методы обучения в естественно-математическом образовании : коллективная монография / А. В. Гилева, Я. Ю. Гилев, Т. В. Рихтер [и др.] ; составители Т. В. Рихтер. — Соликамск : Соликамский государственный педагогический институт, 2018. — 54 c. — ISBN 978-5-91252-091-4. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/86551.html (дата обращения: 26.11.2023).

2.Милорадова, Н. Г. Методика использования активных методов обучения в профессиональном образовании : учебное пособие для аспирантов, обучающихся по всем УГСН, реализуемым НИУ МГСУ / Н. Г. Милорадова, А. Д. Ишков. — Москва : МИСИ-МГСУ, ЭБС АСВ, 2021. — 49 c. — ISBN 978-5-7264-2884-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/126170.html (дата обращения: 23.11.2022).

3.Нигматуллина, И. В. Игра как метод интерактивного обучения : учебное пособие для преподавателей / И. В. Нигматуллина. — Москва : Прометей, 2018. — 62 c. — ISBN 978-5-907003-22-4. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/94423.html (дата обращения: 20.11.2023).

 

×
×