Использование активных приёмов обучения на уроках русского языка

Автор: Попова Валентина Викторовна

Использование активных приёмов обучения на уроках русского языка

(из опыта работы)

 

     Современный учитель русского языка в процессе работы часто сталкивается с серьёзными проблемами: школьники не проявляют интерес к изучению филологических дисциплин, им сложно усваивать материал. Значительную помощь в решении этих проблем учителю-словеснику могут оказать активные приёмы обучения. Они призваны заинтересовать обучающихся, стимулировать познавательную и практическую деятельность школьников, а также позволяют проверить усвоение материала практически на всех этапах урока, способствуют формированию определённых умений и навыков. Активные приёмы могут быть достаточно разнообразными, к тому же многие из них не требуют основательной подготовки или значительных усилий и являются результатом творческой импровизации педагога.

     Для достижения результативности в процессе обучения русскому языку целесообразно использовать следующие активные приёмы:

     1.«Тетрадь Незнайки» (подходит для проверки навыков правописания у обучающихся 5 классов). Ребята должны «поработать учителями»: найти орфографические ошибки в тетради Незнайки и исправить их. Данный приём можно использовать также в качестве диагностической работы по определению уровня грамотности обучающихся в начале учебного года.

Например:

ТЕТРАДЬ НЕЗНАЙКИ

Дарога, варона, карова, мароз, радной, у самаво синева моря, ненавидет, весеть, скаска, расинка, камышь, много тучь, читаеш, ожевать, удевляться, нибесный, кармить, запох, диревья, замохнуться, систринский, спартивный, зделать, привизти, бесетка, лёхкий, мяхкий, прозьба, молодьба, жыр, шышка, ногти, ошипка, ропкий, ночьной, мыш, зелёный.

     2. «Лингвистический футбол» представляет собой устную проверку-разминку в начале урока (на этапе актуализации) при изучении частей речи и другого материала (например, лексикологии или фразеологии). Обучающиеся должны устно выполнить задание, например, назвать по одному действительному (или страдательному) причастию; хлопнуть в ладоши, когда учитель называет слово, соответствующее условию задания; «передать пас» педагогу, когда он обращается к каждому конкретному ученику с заданием привести примеры различных частей речи (Миша должен привести пример имени существительного, Серёжа – имени прилагательного и т. д.) или слов различных лексических категорий (Коля должен привести пример профессионализма, Маша – пример историзма и т. д.). Данный приём стимулирует детей самостоятельно мыслить, старательно изучать правила и запоминать как можно больше, поскольку ответ должен быть дан очень быстро, к тому же лингвистический футбол развивает реакцию. При желании в игру можно внести соревновательный элемент: какой ряд даст больше правильных ответов? Для этого нужно вести на доске подсчёт правильных ответов («забитых голов»).

     3. Устный анализ предложений при изучении синтаксиса в 8-9 классах можно использовать в качестве подготовки к контрольному диктанту. Обучающиеся должны на слух определить тип предложения или назвать факторы, осложняющие предложение, и прокомментировать знаки препинания.

     4. «Лингвистический конструктор». Этот приём целесообразно использовать при изучении морфемики и словообразования в 6 классе. Нужно разделить ребят на группы и каждой группе дать задание: собрать из морфем однокоренные слова. Для этого предварительно готовим раздаточный материал: корни, приставки, суффиксы и окончания слов. Например: У-,                      -ВЕЛИЧ-, -ИВА-, -ТЬ, -ИЕ, -ЕСТВ-, -О, -ЕНН-, -ЫЙ, -ИН-, -А. (При подготовке материала учитываем количество морфем, необходимых для составления слов). После работы с конструктором каждая из групп представляет результаты своей работы на доске для всего класса, осуществляя морфемный и словообразовательный анализ. Подобный приём позволяет обучающимся наглядно представить структуру слова, соотнести абстрактные представления о составе слова с практическими действиями.

     5. «Добавь слово». Данный приём эффективен при изучении морфологии в 7 классе. На доске каждому ряду нужно заполнить определённые колонки, вписывая в них слова заданных частей речи. Например:

1 ряд

ПРИЧАСТИЕ

2 ряд

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

3 ряд

НАРЕЧИЕ

4 ряд

ПРЕДЛОГ

 

 

 

 

Каждый обучающийся должен вписать слово соответствующей части речи в колонку своего ряда. Данный приём распределения можно использовать и при изучении других тем.

     6. «Золушка». Этот приём противоположен предыдущему. Обучающимся предлагается распределить слова по столбикам с названиями частей речи подобно тому, как Золушка раскладывала по разным корзинам горох и чечевицу. Данное упражнение эффективно и при изучении других тем. Можно выбрать из предложенного учителем набора однокоренные слова и формы слов, распределить языковые явления согласно заданию (например, соотнести лингвистические понятия с разделами языкознания, в которых они изучаются) и т. д.

     7. «Объявление литературного героя». Предлагаем обучающимся 5-7 классов разделиться на группы и составить объявление от имени сказочного персонажа (или иного литературного героя), выполнив при этом определённое грамматическое задание, например, используя в тексте количественные и порядковые числительные. Данное задание способствует развитию речи и воображения школьников, предоставляет широкие возможности для осуществления межпредметных связей.

     8. Диктант-соревнование по рядам. Этот приём достаточно эффективен при отработке навыков правописания у обучающихся 5-7 классов. Учитель делит доску на столько частей, сколько рядов в классе, и диктует слова на определённую орфограмму (или несколько орфограмм). По одному обучающемуся от каждого ряда одновременно выходят к доске и записывают это слово. Заранее оговариваются условия упражнения: нельзя подсказывать и записывать слова в тетради до проверки. В конце диктанта педагог проверяет правильность выполнения задания, исправляет на доске ошибки и подсчитывает их количество. После этого ребята записывают слова в тетрадь. Таким образом, каждый обучающийся имеет возможность сразу увидеть свои ошибки, а также основательно проработать орфограммы.

     9. «Собери предложение». Данный приём эффективен при изучении деепричастного оборота в 7 классе. На доске учитель записывает начальные части предложений и предлагает обучающемуся дополнить их соответствующими деепричастными оборотами, подходящими по смыслу. Деепричастные обороты целесообразно распечатать заранее, обучающийся должен распределить предложенные варианты. Например:

Предложения:

·        Поэт читал своё стихотворение…

·        …такси скрылось в переулке.

·        Ученик искал нужную страницу…

·        …судно блуждало в океане.

·        Пассажиры изо всех сил спешили на перрон…

Деепричастные обороты:

·        Быстро свернув в сторону

·        Надеясь не опоздать к отходу поезда

·        Чётко произнося каждое слово

·        Надеясь не опоздать к отходу поезда

·        Торопливо листая учебник.

     Основной принцип указанного приёма можно использовать также при изучении различных тем синтаксиса.

     10. «Задание для друга». Учитель предлагает ребятам составить и записать на листочках предложения определённой структуры, а после придумать задания к этому предложению (например, выполнить синтаксический или морфологический разбор, перестроить предложение, определить части речи, определить морфологические категории указанных слов и т. д.). Обучающиеся обмениваются листочками и выполняют задания, составленные соседом по парте, потом обмениваются снова для проверки. Данный приём позволяет совершенствовать практические навыки обучающихся, а также умение оперировать теоретическими понятиями. Окончательную проверку осуществляет учитель.

     11. «Шпаргалка». Данный приём представляет собой домашнее задание на этапе обобщения изученного материала. Педагог даёт следующее задание: составить шпаргалку по определённой теме для ответа на экзамене. В процессе выполнения нужно систематизировать изученный материал, представить его в сжатом виде и в то же время не упустить ничего важного, проиллюстрировать примерами основные положения, отражённые в шпаргалке. Учитель оценивает полноту изложения темы, степень сжатости материала, наличие примеров. Это задание позволяет обучающимся основательно повторить материал пройденной темы.

     12. «Угадай фразеологизм». Применение данного приёма целесообразно при изучении фразеологии в 6 классе. Педагог предлагает обучающимся определить фразеологизм по рисунку, где красным цветом отражены составляющие устойчивого выражения, а цветное изображение демонстрирует жизненные ситуации, проанализировав которые, можно восстановить фразеологическую единицу. Ребята делятся на группы, каждой из которых предстоит работать с определённым количеством рисунков, а после рассказать о результатах своей работы. Обучающиеся записывают восстановленные фразеологизмы и их толкование в тетради. Например:

       

           Заговаривать зубы                           Делить шкуру неубитого медведя

    Данный приём позволяет пополнить словарный запас обучающихся фразеологическими оборотами, а также способствует развитию воображения школьников.

     13. «Источник мудрости». Афоризмы представляют собой жизненные наблюдения и мудрые советы известных людей. Предлагаемый активный приём призван пробудить у детей интерес к данному жанру, а также повторить правила правописания. В предложенных словах учитель задаёт обучающимся вариант выбора буквы, обусловленный той или иной орфограммой. Из правильно выбранных вариантов, расположенных последовательно, складывается афоризм. Подобный принцип можно использовать при шифровке пословиц, загадок, фразеологизмов и других высказываний. Например:

     14. «Восстанови текст». Это упражнение нацелено на формирование умения правильно употреблять средства связи между предложениями в тексте. Учитель раздаёт каждому ряду обучающихся 6-8 классов один и тот же текст с пропусками. Первое предложение записано полностью. Ребята за первой партой заполняют пропуски во втором предложении, за второй партой – в третьем и т. д. Работа каждой пары регламентируется по времени, по знаку педагога текст передаётся на следующую парту. Потом учитель собирает все варианты текста и каждый по очереди анализирует. Обучающиеся выбирают оптимальный вариант (или редактируют текст, если оптимального варианта нет) и записывают текст, обозначая средства связи между предложениями. Например:

     Я люблю свой город.

1)______________    напоминает  __________   дни детства и школьных друзей.

2)В ______________    _________________     всё кажется прекрасным:  ____________________,   _____________________,  _____________________.

3)Каждое время года в _________  по-своему красиво.

4)Осень, например, всегда знаменуется неповторимыми ___________________ праздниками.

 

     Предложенные приёмы работы на уроках русского языка помогут учителю разнообразить учебный процесс и заинтересовать школьников в изучении предмета, привлечь к активному сотрудничеству значительную часть класса независимо от уровня успеваемости, создать ситуацию успеха на уроке. Однако приведённый перечень заданий является далеко не полным, поскольку возможности творческой фантазии учителя неограниченны, а создание той или иной активной формы педагогу подсказывает специфика учебного материала и возможности ученической аудитории.

×
×