Использование арт-терапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Анненкова Елена Николаевна

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно — развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении  и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих  способностей, мотивации  в  учебно-воспитательном  процессе.

Главная цель арт-терапии — гармонизация личности, поэтому значение метода особенно возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности такого ребенка и в конечном итоге — успешно интегрировать его в общество.

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ в первую очередь подразумевает совместное рисование. Фундаментом такого способа помощи детям является цветовая система. После того, как будет сделан рисунок, педагог и психолог смогут увидеть, какие цвета используются ребенком чаще всего. Это и будет сигналом к его эмоциональному состоянию. Помимо того, что арт-терапия дает возможность провести диагностику психического состояния ребенка, она дает возможность раскрыть художественные способности.

Арт-терапия выполняет такие важные функции в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, как:

· освобождает от негативных состояний;

· снимает нервно – психическое напряжение;

· формирует адекватное межличностное поведение, самооценку.

При проведении занятий имеет важность условий и принципы работы:

·      уважительное отношение и доброжелательность;

·      принятие ребенка таким, какой он есть;

·      одобрение его положительных качеств и достоинств;

·      система поощрений, цель которой – вызвать положительные эмоции;

·      активное включение ребенка в деятельность целого коллектива;

·      привитие норм поведения в обществе.

Наконец, педагог должен помочь ребенку обрести навыки общения как с ровесниками, так и со взрослыми. Также стоит поделиться подходом к воспитанию и обучению с родителями ребенка, чтобы условия в центре проведения арт-терапии и дома совпадали.

Разработано немало техник проведения арт-терапии. Но есть несколько самых популярных, по которым можно эффективно работать с большинством детей с ОВЗ, независимо от специфики проблемы.

Мандала это личностный автопортрет, рассказывающий об отношении ребенка к себе самому, окружающему миру и текущей ситуации. Чаще всего упражнение дают в самом начале занятий с ребенком, ведь его результат влияет на организацию дальнейшей арт-терапии.

Порядок проведения: предложить ребенку бумажный лист и карандаш. В более сложных авторских версиях могут использоваться наборы разноцветных карандашей или красок. Также можно заменить рисование лепкой из пластилина или глины. Попросить нарисовать мандалу (круг с произвольным изображением внутри). Спросить у ребенка, нравится ли ему собственный рисунок. При отрицательном ответе можно предложить нарисовать новую мандалу или даже уничтожить картинку (порвать, разрезать ножницами). Похвалить и поблагодарить ребенка за работу.

У совсем маленьких детей эта техника проводится в немного измененной форме. Им предлагают готовый круг и несколько безопасных красок, предоставляя полную свободу творчества в пределах круга.

Методика фототерапии основана на работе с готовыми фотографиями. Это могут быть снимки самого ребенка и его близких или совершенно не связанные с ним кадры (животные, природа и т.п.). Цель фототерапии – обнаружить психологические проблемы и пути к их решению. Активное обсуждение фотографий помогает преодолеть трудности в общении, стимулировать работу воображения, раскрыть творческий потенциал.

Арт и фото — это упражнение проводится вместе с родителями. Оно хорошо развивает у детей вариативность мышления, пробуждает интерес к себе, повышает самооценку и помогает принять отдельные черты личности (себя и родителей).

Проводя занятия нужно попросить ребенка нарисовать на ватмане любимого персонажа или животное. Лицо или морда по размеру должны совпадать с лицом реального человека (для упрощения можно использовать заготовку из картона). Вырезать на месте лица персонажа овальное отверстие, в которое поместится голова человека. Предложить ребенку вставить лицо в отверстие. Сделать фотографию. Создать аналогичный снимок с лицом отца или матери. Обсудить обе фотографии вместе с ребенком и родителями. Попросить всех участников процесса поделиться впечатлениями.

Родители в ходе терапии смогут увидеть ребенка как личность со способностью к творчеству, самореализации и выражению эмоций. А тому в свою очередь полезно увидеть по-детски непосредственную сторону папы и мамы.

В результате изучения метода арт-терапии можно сделать вывод, что это сравнительно новое направление, активно развивающееся в последнее время. В основном метод арт-терапии используется в работе с детьми повышенными потребностями, социально дезадаптированными или же имеющими отклонения в психическом развитии. Но, как показывает изучение и анализ психолого-педагогической литературы, такому важному аспекту проблемы, как разработка педагогической технологии использования арт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями, уделяется недостаточно внимания. Возникает противоречие между фундаментальными теоретическими исследованиями и реальной практикой образования. Отсутствие педагогических технологий и методик использования арт-терапии с целью активизации процессов «самости» у детей с ограниченными возможностями — самопознания, саморазвития, самотерапии средствами искусства, как профилактики и самокоррекции неблагоприятных психоэмоциональных состояний, существенно затрудняет практическое использование арт-терапевтического и психокоррекционного потенциала искусства.
Следовательно, можно сделать вывод, что вопросы, рассмотренные в данной работе, являются очень значимыми как для дальнейших теоретических, так и для практических исследований. Особенно вопросы, связанные с социальной адаптацией и реабилитацией детей с ограниченными возможностями средствами искусства.

 

×
×