Автор: Воронина Дарья Андреевна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛАНСИРУЮЩЕГО ОБОРУДОВАНИЯ.
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИБИРСКИХ БОРДОВ.
Воронина Д.А. (Ноябрьск)
Народная мудрость гласит: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым!».
В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, к его знаниям и способностям. Приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже нормы. Это увеличивает статистическую нагрузку на определенные группы мышц. Снижается сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушение функций организма.
В результате «двигательного дефицита»:
∙ увеличивается статическая нагрузка на определённые группы мышц;
∙ снижается сила и работоспособность мускулатуры;
∙ нарушаются функции организма.
Кроме того, на организм ребенка постоянно усиливается влияние разнообразных отрицательных факторов окружающей среды, которые так же приводят к ухудшению состояния здоровья, к снижению умственного и физического потенциала.
Нельзя забывать, что дошкольный возраст – важный период в формировании физического здоровья. Именно в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением приведут к положительным результатам.
Удовлетворить естественную потребность детей в движении и увеличить двигательную активность дошкольников, призваны занятия физкультурой. А в большей степени заинтересовать и увлечь ими помогает нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. А так как, данное оборудование многофункционально, оно может быть использовано в разных направлениях развития детей (физическое развитие, математическое, речевое, творческое и т.д.).
Почему именно Сибирский борд? Что это такое, и каково его назначение? Сибирский борд – это тренажёр в виде изогнутой доски, который применяется для стимуляции мозжечка, отвечающего за координацию движений, равновесие и мышечный тонус.
Сибирский борд дает больше возможностей, чем любые другие пособия:
тренируют мышцы;
улучшают осанку;
развивают координацию;
развивают ловкость и баланс;
улучшают работу мозжечка и межполушарных связей;
улучшается память, внимание и мышление;
улучшается слуховое восприятие и речь;
дети легче усваивают информацию;
учатся сотрудничеству друг с другом.
поможет решить коррекционные задачи деток с ОВЗ.
Он обрабатывает входящие сенсорные сигналы, поступающие от спинного мозга и исходящие сигналы от двигательных центров коры больших полушарий. Таким образом, мозжечок координирует наши движения. Если у детей наблюдается неловкость, неточность движений, двигательная расторможенность, то это говорит о том, что данная система работает неправильно и ее нужно корректировать.
Ребенок стоит на поверхности доски, которая, в свою очередь, изогнута таким образом, что заставляет его балансировать в попытках удержать равновесие, вследствие чего, упражнения на борде способствуют: развитию координации, укреплению опорно — двигательного аппарата, улучшению осанки и развитию гибкости и ловкости.
В снижении интереса детей к двигательной активности, поставлены следующие цели и задачи:
Цель: привитие интереса у детей дошкольного возраста к двигательной активности через использование сибирского борда.
Задачи: 1. Способствовать укреплению и охране здоровья детей;
2. Содействовать созданию условий для формирования и совершенствования умений и навыков в основных видах движений;
3. Побуждать участие детей в совместных играх и физических упражнениях;
4. Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Ожидаемый результат от использования данных методических рекомендаций
Применение предлагаемой методики будет способствовать повышению мотивации дошкольников к физическому развитию. Ведь Сибирский борд – это уникальное оборудование для детей дошкольного возраста: он создает особую развивающую среду и не только укрепляет здоровье, но и помогает в решении логопедических, сенсорных, речевых задач, дает хорошую работу мозжечка и вестибулярного аппарата, что является залогом качества нашей жизни и активной работы мозга.
Игры с использованием Сибирского борда и нестандартного оборудования:
1. Игра «Радужные мячики». (Дети, раскачиваясь вправо-влево на бордах, перекладывают из руки в руку радужные мячики.);
2. Игра «Ходит шляпа не спеша». (Дети, раскачиваясь на бордах, стоящих по кругу, передают под музыку шляпу друг другу. Музыка останавливается, тот у кого шляпка, примеряет ее, мяукает и показывает движения, а дети повторяют их);
3. Игра «Не урони»(Дети балансируют с мешочками на головах, держа руки в стороны);
4. Игра «Высоко-низко». (Дети балансируя, поднимаю мешочек правой рукой над головой, перекладывают в левую руку и опускают вниз);
5. Игра «Чайки». (Дети лежат на животе на перевернутых бордах, выполняя движения пловца);
6. Игра «По волнам». (Дети садятся на борд, как в лодочку, и держась рукой за край раскачиваясь плывут);
7. Игра «Туннель». (Дети пролезают в туннель, сделанную из перевернутых бордов).
8. Игра «В норку». (Дети стоят на перевернутых бордах. На слова: Разбежались мыши вон, прячутся под борд).
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре.
Мыши дернули за гири.
Тут раздался страшный звон!
Разбежались мыши вон.
Борды легко превращаются в качели, мостики, домики, да и во всё, что могут для игры придумать дети, развивая фантазию и воображение. А развивающие занятия проходят с большим интересом и результатом.
Именно в дошкольном возрасте осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Основой всестороннего развития ребенка, в первые годы жизни, является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать проблемы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.