Автор: Куприенко Ольга Владимировна
«Использование дидактических игр
на уроках литературного чтения
для развития памяти, воображения детей»
С каждым годом у учащихся снижается интерес к чтению книг. Возникает трудность составлять правильно предложения, доказывать свою точку зрения, конкретно отвечать на вопросы.
Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его, как можно более радостным и увлекательным.
Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.
В этом году я работаю над темой: «Использование дидактических игр на уроках литературного чтения для развития памяти, воображения детей». Поставила перед собой цель: на уроках литературного чтения разнообразить методы и приёмы для развития памяти и воображения. Свою задачу я вижу в развитии познавательной деятельности, расширению кругозора, творческого мышления, желанию учиться, находить удовлетворение в учении, развитию и формированию у учащихся: внимания, памяти, логического мышления и воображения.
Для того, чтобы привлечь внимание, создавать положительные эмоции на уроках литературного чтения, использую дидактические игры.
Вступление: дидактическая игра как форма учебной деятельности
Игра — естественная, привычная и доставляющая удовольствие детям форма деятельности. Использование игр в образовательном процессе неизбежно и существенно повышает его эффективность и результативность.
Программа литературного чтения в начальной школе представляет определенные сложности для обучающихся. Чтобы увеличивать степень их мотивации к ее изучению, повышать уровень ее усвоения, а также развивать память и воображение учеников, учителю необходимо внедрять дополнительные формы обучения, в частности, дидактические игры.
Цели использования дидактических игр
Дидактическая игра — методический прием, цели использования которого:
— создание положительных эмоций от уроков у обучающихся;
— привлечение и удержание внимания учеников на теме конкретного урока;
— повышение интереса детей к обсуждаемым вопросам;
— облегчение процесса усвоения учебного материала;
— активизация речевой деятельности обучающихся;
— увеличение работоспособности обучающихся;
— развитие у детей творческих и умственных способностей;
— развитие памяти и воображения у обучающихся.
Дидактическая игра как элемент интерактивного обучения
Интерактивное обучение является активно развивающимся современным направлением обучения в начальной школе.
Дидактическая игра — это один из важнейших элементов интерактивного обучения.
В процессе игры все ученики общаются и взаимодействуют друг с другом, коллективно решают поставленные задачи, погружаются в реальную атмосферу сотрудничества, оценивают свои действия и действия других учеников, моделируют различные ситуации, развивают свое воображение и память.
Дополнительные эффекты от применения дидактических игр
На практике многими педагогами и психологами, изучающими влияние дидактических игр на образовательный процесс в начальной школе, выявлены дополнительные эффекты от включения игр в план уроков литературного чтения:
— свобода: игра — свободная добровольная деятельность;
— нестандартность: игра выходит за рамки традиционного плана проведения урока;
— увлеченность: игра интенсивно вовлекает ребенка в процесс, активизируя его способности;
— интерес к знанию: игры — интересный способ моделирования знаний;
— радость общения: в процессе игры ученик с удовольствием включается в процесс общения с учителем и одноклассниками.
Данные эффекты активно влияют на развитие памяти и воображения у обучающихся.
Типы дидактических игр
На уроках литературного чтения могут применяться дидактические игры различных типов. Тип дидактической игры связан с характером воспитательно-образовательного процесса. Можно выделить следующие типы дидактических игр:
· обучающие;
· тренинговые;
· контролирующие;
· обобщающие;
· познавательные;
· воспитательные;
· развивающие;
· репродуктивные;
· продуктивные;
· творческие;
· коммуникативные.
Виды дидактических игр
На уроках литературного чтения можно использовать дидактические игры различных видов, каждый из которых служит для развития памяти и воображения у детей:
— игры-загадки: к этому виду относятся словесные игры (ребусы, кроссворды, шарады и др.);
— игры-викторины;
— игры-аукционы;
— игры-путешествия;
— игры-соревнования.
Примеры дидактических игр
Приведем несколько примеров дидактических игр, разработанных специально для использования на уроках литературного чтения в начальной школе.
1. «Горячий стул»
Задача: определить героев литературного произведения.
Правила: ученик садится на стул перед классом спиной к доске. Другой ученик пишет на доске имя персонажа литературного произведения. Остальные ученики класса должны охарактеризовать этого персонажа. С каждой подсказкой стул «нагревается». Ученик на стуле должен как можно раньше узнать загаданного персонажа.
2. «Наведи порядок»
Задача: расположить эпизоды произведения в правильном порядке.
Правила: учитель пишет на доске названия эпизодов литературного произведения в произвольном порядке. Ученики должны расположить их в правильном порядке.
3. «Потерянные слова»
Учитель читает ученикам стихотворение. При этом он пропускает последнее слово в каждой рифме, чтобы ученики могли подобрать ее самостоятельно.
4. «Кто это?»
Задача: определить писателя.
Правила: учитель читает ученикам факты из биографий нескольких писателей. Ученики должны назвать их имена.
5. «Ты — автор»
Задача: придумать свою концовку известным произведениям.
Правила: учитель предлагает ученикам придумать свои концовки пройденным произведениям.
6. На уроках обучения грамоте:
«Найди лишнее слово»
Какое слово в каждой строке является лишним? Найди это слово и вычеркни.
Окунь, дельфин, карась, сом.
Орёл, страус, гриф, сокол.
Альбатрос, ворона, чайка, буревестник.
Заяц, беляк, кролик, русак.
Колли, болонка, собака, такса.
Питон, анаконда, гадюка, хамелеон.
Закончи высказывание
Детям предлагается закончить высказывание.
Книга лежит на … .
Человек находится в … .
Мы играли на … .
Дети пошли утром … .
7. Учитель называет словосочетания с предлогами.
Дети должны вставить между ними слова, называющие признаки.
*в … лесу *под … деревом *на … улице
8. Можно попросить детей дополнить высказывания.
У … дуба засохли ветки.
У Алеши поднялась … температура.
Лодка отплыла от … берега.
9. Звуковой анализ слова «Наоборот»
Учитель произносит слова. Дети должны произнести эти слова наоборот.
Сон, раб, ноль, лоб, ком. (Нос, пар, лен, пол, мок.)
10.Задание сопровождается составлением звуковых моделей слов.
« Нужный работник»
Дети должны назвать одинаковый звук в каждой паре слов.
книга гора сумка
бокс гуси пес
веник пол
свет клумба
11.Хор гласных (звуки гласных)
Учитель называет слова. Дети хором протяжно произносят только гласные звуки без ударения, потом с ударением. Слова подбираются такие, у которых нет различия между звуками и буквами. При выполнении задания звуки буквами не фиксируются.
Мышата гуляли
– [ы] – [а] – [а] – [у] – [а] – [и]
– [ы] – [а’] – [а] – [у] – [а’] – [и]
Заключение
Дидактические игры — важный и неотъемлемый элемент эффективного образовательного и воспитательного процесса на уроках литературного чтения. Они улучшают освоение учащимися учебного материала, повышают мотивационную составляющую, развивают внимание, организованность, смекалку, память и воображение.
Для большей результативности применения этого методического приема на уроках литературного чтения целесообразно использовать различные типы и виды дидактических игр.
Результативность использования дидактических игр зависит от двух факторов:
— от систематичности их применения на уроках литературного чтения;
— от целенаправленности и правильной интеграции игр в стандартный образовательный процесс.