«Использование дидактических игр на уроках литературного чтения для развития памяти, воображения детей»

Автор: Куприенко Ольга Владимировна

 

 

«Использование дидактических игр

на уроках литературного чтения

для развития памяти, воображения детей»

 

      С каждым годом у учащихся снижается интерес к чтению книг. Возникает трудность составлять правильно предложения, доказывать свою точку зрения, конкретно отвечать на вопросы.
Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его, как можно более радостным и увлекательным.

     Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.

      В этом году я работаю над  темой:   «Использование  дидактических игр на уроках литературного чтения для развития памяти, воображения детей». Поставила перед собой цель: на уроках литературного чтения разнообразить методы и приёмы для развития памяти и воображения.  Свою задачу я вижу в развитии познавательной деятельности, расширению кругозора, творческого мышления, желанию учиться, находить удовлетворение в учении, развитию и формированию у учащихся: внимания,  памяти, логического мышления и воображения. 

Для того, чтобы привлечь внимание,   создавать положительные   эмоции на уроках литературного чтения, использую дидактические игры.  

 

Вступление: дидактическая игра как форма учебной деятельности

Игра — естественная, привычная и доставляющая удовольствие детям форма деятельности. Использование игр в образовательном процессе неизбежно и существенно повышает его эффективность и результативность.

Программа литературного чтения в начальной школе представляет определенные сложности для обучающихся. Чтобы увеличивать степень их мотивации к ее изучению, повышать уровень ее усвоения, а также развивать память и воображение учеников, учителю необходимо внедрять дополнительные формы обучения, в частности, дидактические игры.

 

Цели использования дидактических игр

Дидактическая игра — методический прием, цели использования которого:

— создание положительных эмоций от уроков у обучающихся;

— привлечение и удержание внимания учеников на теме конкретного урока;

— повышение интереса детей к обсуждаемым вопросам;

— облегчение процесса усвоения учебного материала;

— активизация речевой деятельности обучающихся;

— увеличение работоспособности обучающихся;

— развитие у детей творческих и умственных способностей;

— развитие памяти и воображения у обучающихся.

 

Дидактическая игра как элемент интерактивного обучения

Интерактивное обучение является активно развивающимся современным направлением обучения в начальной школе.

Дидактическая игра  — это один из важнейших элементов интерактивного обучения.

В процессе игры все ученики общаются и взаимодействуют друг с другом, коллективно решают поставленные задачи, погружаются в реальную атмосферу сотрудничества, оценивают свои действия и действия других учеников, моделируют различные ситуации, развивают свое воображение и память.

 

Дополнительные эффекты от применения дидактических игр

На практике многими педагогами и психологами, изучающими влияние дидактических игр на образовательный процесс в начальной школе, выявлены дополнительные эффекты от включения игр в план уроков литературного чтения:

— свобода: игра  — свободная добровольная деятельность;

— нестандартность: игра выходит за рамки традиционного плана проведения урока;

— увлеченность: игра интенсивно вовлекает ребенка в процесс, активизируя его способности;

— интерес к знанию: игры — интересный способ моделирования знаний;

— радость общения: в процессе игры ученик с удовольствием включается в процесс общения с учителем и одноклассниками.

Данные эффекты активно влияют на развитие памяти и воображения у обучающихся.

 

Типы дидактических игр

На уроках литературного чтения могут применяться дидактические игры различных типов. Тип дидактической игры связан с характером воспитательно-образовательного процесса. Можно выделить следующие типы дидактических игр:

·     обучающие;

·     тренинговые;

·     контролирующие;

·     обобщающие;

·     познавательные;

·     воспитательные;

·     развивающие;

·     репродуктивные;

·     продуктивные;

·     творческие;

·     коммуникативные.

 

Виды дидактических игр

На уроках литературного чтения можно использовать дидактические игры различных видов, каждый из которых служит для развития памяти и воображения у детей:

— игры-загадки: к этому виду относятся словесные игры (ребусы, кроссворды, шарады и др.);

— игры-викторины;

— игры-аукционы;

— игры-путешествия;

— игры-соревнования.

 

Примеры дидактических игр

Приведем несколько примеров дидактических игр, разработанных специально для использования на уроках литературного чтения в начальной школе.

 

1. «Горячий стул»

Задача: определить героев литературного произведения.

Правила: ученик садится на стул перед классом спиной к доске. Другой ученик пишет на доске имя персонажа литературного произведения. Остальные ученики класса должны охарактеризовать этого персонажа. С каждой подсказкой стул «нагревается». Ученик на стуле должен как можно раньше узнать загаданного персонажа.

2. «Наведи порядок»

Задача: расположить эпизоды произведения в правильном порядке.

Правила: учитель пишет на доске названия эпизодов литературного произведения в произвольном порядке. Ученики должны расположить их в правильном порядке.

3. «Потерянные слова»

Учитель читает ученикам стихотворение. При этом он пропускает последнее слово в каждой рифме, чтобы ученики могли подобрать ее самостоятельно.

4. «Кто это?»

Задача: определить писателя.

Правила: учитель читает ученикам факты из биографий нескольких писателей. Ученики должны назвать их имена.

5. «Ты — автор»

Задача: придумать свою концовку известным произведениям.

Правила: учитель предлагает ученикам придумать свои концовки пройденным произведениям.

6. На уроках обучения грамоте:

    «Найди лишнее слово»

Какое слово в каждой строке является лишним? Найди это слово и вычеркни.

Окунь, дельфин, карась, сом.

Орёл, страус, гриф, сокол.

Альбатрос, ворона, чайка, буревестник.

Заяц, беляк, кролик, русак.

Колли, болонка, собака, такса.

Питон, анаконда, гадюка, хамелеон.

Закончи высказывание

Детям предлагается закончить высказывание.

Книга лежит на … .

 Человек находится в … .

Мы играли на … .

Дети пошли утром … .

7. Учитель называет словосочетания с предлогами.

Дети должны вставить между ними слова, называющие признаки.

*в … лесу *под … деревом *на … улице

8. Можно попросить детей дополнить высказывания.

У … дуба засохли ветки.

У Алеши поднялась … температура.

Лодка отплыла от … берега.

9. Звуковой анализ слова  «Наоборот»

Учитель произносит слова. Дети должны произнести эти слова наоборот.

Сон, раб, ноль, лоб, ком. (Нос, пар, лен, пол, мок.)

10.Задание сопровождается составлением звуковых моделей слов.

  « Нужный работник»

Дети должны назвать одинаковый звук в каждой паре слов.

книга          гора           сумка
бокс            гуси           пес

веник          пол
свет             клумба

11.Хор гласных (звуки гласных)

Учитель называет слова. Дети хором протяжно произносят только гласные звуки без ударения, потом с ударением. Слова подбираются такие, у которых нет различия между звуками и буквами. При выполнении задания звуки буквами не фиксируются.

Мышата гуляли

– [ы] – [а] – [а] – [у] – [а] – [и]

– [ы] – [а’] – [а] – [у] – [а’] – [и]

Заключение

Дидактические игры  — важный и неотъемлемый элемент эффективного образовательного и воспитательного процесса на уроках литературного чтения. Они улучшают освоение учащимися учебного материала, повышают мотивационную составляющую, развивают внимание, организованность, смекалку, память и воображение.

Для большей результативности применения этого методического приема на уроках литературного чтения целесообразно использовать различные типы и виды дидактических игр.

Результативность использования дидактических игр зависит от двух факторов:

— от систематичности их применения на уроках литературного чтения;

— от целенаправленности и правильной интеграции игр в стандартный образовательный процесс.

×
×