Использование дидактических игр на уроках русского языка

Автор: Вероника Анатольевна Есаулкова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В. А. Есаулкова

ГАПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж №1»

Нижний Тагил, Россия

E-mail: veronika.esaulkova@gmail.com

Научный руководитель: К. О. Евгеньевна, преподаватель высшей квалификационной категории

ГАПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж №1»

Аннотация. В данной статье  рассматривается применение дидактических игр на уроках русского языка. Использование игр на уроках обогащает образовательный процесс, способствует развитию коммуникативных навыков учащихся и улучшает усвоение учебного материала. В статье приводятся примеры дидактических игр, таких как «Исправь ошибку», «Цветочек», «Составь слово».

Ключевые слова: дидактическая игра, познавательный интерес, младший школьный возраст,

 

В настоящее время преподавание русского языка в начальной школе осуществляется в весьма сложных социокультурных условиях, отражающих неоднозначность общественных, политических и идеологических преобразований, что и сказывается на качестве знаний учащихся.

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Познавательный интерес позиционирует себя как активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха.

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования обозначены целевые ориентиры, которые предполагают развитие у детей «любознательности и познавательной мотивации; развитие познавательной активности, становление сознания; развития воображения и творческой активности». Достижение данных результатов невозможно без развития познавательного интереса детей, который становится важным побудителем деятельности.

Следует отметить, что наибольшую значимость познавательный интерес приобретает в первые годы обучения, когда знания становятся фундаментальной основой жизни. Поэтому педагогу необходимо не только вызвать у ученика интерес, но и направить его в нужное русло.

По мнению отечественных педагогов и психологов, познавательный интерес выражается в своём развитии некоторыми состояниями, которые принято условно различать: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес – это последовательные стадии его развития. Несмотря на то, что эти стадии выделяются символически, наиболее характерные их признаки являются общепринятыми.

Достаточно важными теоретическими вопросами являются вопросы об источниках возникновения и мотивах детской игры, ее структуре и динамике развития.

Игра – одно из значительных явлений в человеческой культуре. Игра влияет на биологическое, социальное и духовное развития человека. Человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми. К.Б. Сигов, так определяет понятие игры: «Игра – форма свободного самовыявления человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления (исполнения, репрезентации) каких-либо ситуаций, смыслов, состояний» [2].

 

 

Дидактическая игра (греч. didaktikos — поучительный) — специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями.

Как отмечал А. Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера — обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму[2].

Дидактические игры состоят из ряда элементов:

-игрового замысла;

-дидактической задачи;

-игрового действия;

-правила[1, с.47].

Таким образом, все классификации дидактических игр исходят из следующих основных закономерностей обучения:

-обучение происходит только при активной деятельности учащихся;

-чем разностороннее, обеспечиваемая учителем деятельность учащихся, тем выше качество усвоения на уровне, зависящим от характера организуемой деятельности – репродуктивной или творческой (главные закономерности обучения)[3].

Опыт показывает, что уроки русского языка для младших школьников относятся к числу нелюбимых школьных предметов. Деятельность учащихся на этих уроках часто носит однообразный воспроизводящий характер, значительная часть времени затрачивается на выполнение тренировочных упражнений. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность.

Возможны два подхода к классификации игр, предлагаемых для использования на уроках русского языка.

Первый подход состоит в классификации игр в зависимости от того, для решения каких задач во время урока может быть использована игра:

Введение темы урока. Использование игрового момента позволяет подвести учащихся к теме урока с использованием элемента заинтересованности за счёт того, что они сами формулируют тему урока на основе игрового задания.

«Открытие» нового знания. Игра позволяет на базе ранее изученного материала построить изучение нового материала.

Первичное  закрепление изученного материала. Применение игрового элемента позволяет охватить больший объём пройденного материала, задействовать всех учащихся, сэкономить время выполнения задания, создавать и использовать межпредметные связи.

Игровые моменты позволяют осуществить плавный переход между этапами урока.

Подведение итогов урока. Игра позволяет более кратко и содержательно подвести итоги урока.

Подобное разделение является достаточно формальным, потому что одна игра позволяет решать сразу несколько взаимосвязанных задач [1, с.36].

Второй подход позволяет классифицировать игры в зависимости от их сути и содержания:  «Составь слово»,  «Найди лишнее»,  «Разделение на группы»,  «Волшебный мешочек»,  «Исправь ошибку» [1, с.37].

Например, игра «Составь слово» позволяет повторить ранее изученный материал и совершить плавный переход к новой теме или к новому изучаемому материалу, а также может служить связкой между этапами урока или различными заданиями на одном этапе.

Возможны несколько вариантов этой игры:

Составление слова из нескольких слов.

Составление односложных или двусложных слов из одного длинного слова.

Составление слова из написанных букв.

Цветочек.

Эта игра может быть использована для повторения ранее изученного материала, для перехода к новой теме или к новому материалу. Учитель пишет на доске или раздает заранее созданные листочки в виде лепестков ромашки. На каждом лепестке написаны слоги или отдельные буквы. Дети должны составить слова из имеющихся букв или слогов.

Игра «Исправь ошибку»

Эта игра позволяет отрабатывать орфографическую зоркость, находить ошибки в текстах, повторять правила, уметь применять их на практике, способствовать выработке навыка орфографического письма.

Учитель предлагает текст или набор слов, с ошибками в некоторых словах. Задания могут подразделяться по уровню сложности:

С указанием количества ошибок.

Без указания количества ошибок.

С ограничением по времени или ввести элементы соревнования между учениками.

Учитель или сам предлагает слова или выбирает их из детских работ, что позволяет отработать наиболее частые ошибки, допускаемых учащимися.

Учащиеся должны обнаружить ошибки и оформить результаты работы в указанном виде (исправить прямо в тексте, выписать слова с ошибками       и т.д.).

Введение в учебную деятельность элементов игры или развивающих игр позволяет младшему школьнику легче адаптироваться к учебной деятельности, развивать потребность в знаниях, способность анализировать, классифицировать, обобщать объекты, понятия и явления, развивать непроизвольное внимание, повышать мотивацию учебно-познавательной деятельности, развивать самоконтроль и самооценку.

Дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

 

Литература

1.                Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках средствами дидактической игры. Сборник дидактических игр / Лебедкина Е. Я. и др. — Магнитогорск, 2009.–  83с.

2.                Игра как феномен сознания/ Под ред. Берлид Н.Е. – Кемерово: Амф. гуманитарный центр, 2012. –96с.

3.                Игровые технологии обучения в начальной школе: Практ. пос. / Авт.-сост. Е.В. Калмыкова. – М.: АРКТИ,2007. – 60 с.

 

×
×