Автор: Ерихова Анастасия Алексеевна
ИКТ-компетентность — это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи (распространения), которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества.
Информационная компетентность — это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.
В дополнение к этому можно добавить, что из самого понятия «компетентность» вытекает и основное условие, необходимое для её формирования. Компетентность можно сформировать только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны преподавателя должно уделяться практической направленности учебных материалов.
Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Владение информационной компетентностью является одним из важнейших показателей высокого профессионализма выпускников. Не менее важной компетентностью выпускника является способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности. Приобретение данных компетентностей даст возможность для профессионального продвижения, ориентирования.
Следует учесть, что в своей будущей деятельности профессионал для получения информации будет использовать определённый, ограниченный круг периодических и справочных изданий и интернет-ресурсов. Поэтому одна из задач состоит в том, чтобы помочь студентам научиться ориентироваться в содержании и структуре источников информации, которые могут быть полезны им в будущем.
Для обучающихся СПО для развития информационной компетенции в нужно уделять время на исследовательскую деятельность. Для того чтобы знакомиться с источниками литературы, с разными авторами, подходами. Поэтому мы предлагаем давать задание на прочтение и реферирование статьи по профилю специальности, например. Реферирование можно представить в форме инфографики, ментальных карт, где обучающийся осветит основные тезисы и информацию по исследованию, структурировано изложит информацию, более глубже рассмотрит проблему с приведением примеров, статистических данных и т.д.
Алгоритм работы с инфографикой:
На первом этапе обучающийся воспроизводит знания. Далее на втором уровне своими словами может изложить материал, может объяснить факты на инфографике, т.е. у него формируются понимание происходящего. Следующий уровень – уровень применения, переходить от теории к практике. Помочь решить возникающие трудности, задания с использованием новой информации. Уровень анализа предполагает понимание структуры материала и помочь разделить его на связанные части. Обучающийся может увидеть принцип построения данных, может быть где-то найти ошибки, проанализировать или, например, рассказать нам о закономерностях, и проанализировать развитие событий. Может быть анализ на сопоставление. Следующий уровень – уровень синтеза. Тот самый момент, когда обучающийся достигнут этого уровня, может обобщить и комбинировать свои знания. Он использует знания, чтобы создать новую конструкцию, например, придумать план решения проблемы, в голове у него уже складывается новый алгоритм.
Следующей задачей по самостоятельной работе обучающихся является то, что нужно формировать навыки критического мышления, аргументации своего мнения, поиск решений коммуникативной или исследовательской задачи. Для реализации этой задачи необходимо регулярно использовать проектные и исследовательские формы работы, кейсы, связанные с необходимостью самостоятельного поиска, систематизации необходимой информации, определении степени ее достоверности, выбора путей решения поставленной проблемы и аргументации собственной позиции по рассматриваемой ситуации/ проблеме. Важна критическая оценка рассматриваемого материала и аргументированное представлению своей точки зрения.
Таким образом, создавая любой из информационных продуктов, развиваются умения критического анализа содержания информации (или контент-анализа), определения особенностей и потребностей аудитории и конструирования сообщения. Все это повышает уровень умений, связанных с профессиональной коммуникацией в любой сфере.
Список использованных источников
1. Авиденко А. В. Инфографика как альтернативный способ подачи информации // Университетские чтения Пятигорского гос. ун-та. 2021. С. 58- 62.
3. Галялутдинова А.И., Чуйкова Э.С. Формирование и развитие лексических навыков и умений в процессе работы с информацией у студентов младших курсов неязыковых специальностей // Сборник статей XXII студенческой научной конференции / под ред. О. А. Корниловой, Н. В. Липиной. – Самара: СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2021. – 65-67 с.
4. Галялутдинова А.И., Чуйкова Э.С. Формирование и развитие лексических навыков и умений в процессе работы с информацией у студентов младших курсов неязыковых специальностей // #ScienceJuice2021: сборник статей и тезисов. Том 3 // Составители: Е.В. Страмнова, С.А. Лепешкин. — М.: ПАРАДИГМА, 2021. — 632-636 с.