Использование художественно-творческой проектной деятельности в обучении студентов СПО на примере учебного художественно-творческого проекта «Культура народов России: живого наследия связующая нить

Автор: Шорникова Ольга Владимировна

Использование художественно-творческой проектной деятельности в обучении студентов СПО на примере

учебного художественно-творческого проекта

«Культура народов России: живого наследия связующая нить»

Преподаватель ГБПОУ НОКК

Шорникова О.В.

 

Художественно-творческое проектирование – одно из основных форм организации практикоориентированного обучения. В результате выполнения проекта, обучающиеся приобретают как стандартные компетенции, так и необходимые в современном мире информационные компетенции. Проектная деятельность формирует такие личностные качества, которые развиваются лишь в данного рода деятельности. Выполненный проект презентуется обучающимися в самых разнообразных формах. Использование художественно-творческой проектной деятельности актуально и перспективно, т.к. способствует созданию условий для развития самостоятельной, мыслительной, творческой и профессионально-ориентированной деятельности обучающихся.

 

Название художественно-творческого проекта

 «Культура народов России: живого наследия связующая нить»

Автор

Шорникова О.В.

Предметная область

 

Специальность 51.02.02 Социально-культурная деятельность

ОП.01 Народное художественное творчество

Оп.07 Основы этнографии

УД.01 История искусства

МДК 01.01 Организация социально-культурной деятельности Тема: Социально-культурная деятельность.

МДК 02.02 Исполнительская подготовка

Тема: Сценическая речь

Специальности, задействованные в проекте

Специальность 51.02.02 Социально-культурная деятельность

Специальность 51.02.01 Народное художественное творчество.

Время выполнения проекта

4 недели (во внеурочное время)

Цель

Формирование представлений о культурном наследии народов России, популяризация народного искусства.

Задачи

 

ü  Сформировать интерес и активизировать изучение культуры народов России с целью дальнейшего применения знаний в практической деятельности;

ü  Познакомить с некоторыми видами материальной и духовной культуры, включая традиции воспитания,  народов России;

ü  Развивать восприятие культуры и искусства  народов России;

ü  Повышать уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной и гражданской ответственности в процессе приобщения к  культуре, искусству и традициям   народов России;

ü  Формирование общекультурной, ценностно – смысловой, профессиональных компетенций (ПК 1.3., ПК 1.4., ПК 1.5.);

ü  Развитие умений публичных выступлений.

Методы и виды художественно-творческой деятельности

Написание сценария, работа с документальной и художественной литературой, сбор информации у носителей практических знаний, подготовка роликов, создание презентаций, входящих в композиционную структуру проекта, подбор иллюстративного материала.

Краткая аннотация проекта

Мероприятие направлено на формирование представлений о культурном наследии народов России, популяризацию народного искусства, а также сохранение традиций своей малой Родины.

«Культура есть память. Поэтому она связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества» (Ю.М. Лотман)

Каждому человеку необходимо знать свои корни, историю, знать, для чего и во имя чего он живет. Сохранение культурного наследия русского народа – приоритетная задача сегодняшнего дня. Участники конференции прикоснулись к  образцам материальной и духовной культуры и искусства, традициям народа России и, в рамках проекта, ими были рассмотрены следующие темы:

Народы Кавказа

Ø  Народное наследие Адыгеи.

Шунина Д.  – студентка 41А гр.,

Ø  Культура и воспитание народов Кавказа.

Лобанова О. — студентка 31 М гр.

Финно-угорские народы

Ø  Марийский национальный костюм.

 — Орехова Д. — студентка 41 А гр.

Ø Священные рощи Тоншаевских Мари.

— Маякова А. студентка 41 А гр.

Ø Уникальное наследие карелов.                                                                                  

Карасева Е. — студентка 41 А гр.

Народы тюркской  группы языков

Ø  Материальные и духовные символы казахской культуры.

Поникарова К. — студентка 41 А гр.

 

Народы  Севера и Сибири

Ø  Национальный колорит чукотского народа.

Сазонова П.. студентка 41А гр.

Ø  Материальная и духовная культура Якутов.

Овсянникова Д. — студентка 41Б гр.

      Хронометраж мероприятия: 90 мин.

Ожидаемый результат

Обучающиеся должны:

иметь знания теории и истории традиционной культуры; истории искусства, владеть основами этнографии,  социально-культурной деятельности;

— осознавать значимость многовекового национально-регионального художественного наследия, его роли и места в современном культурном процессе, возможностей творческого использования его в практической деятельности;

— осознавать роль и место искусства и традиций народа в системе культуры общества;

— знать        основные виды, жанры и формы бытования народного художественного творчества, его региональные особенности;

— научиться самостоятельно разрабатывать сценарный план с последующим написанием сценария тематического вечера, основанного на документальном материале;

— подбирать и монтировать видеоролики по тематике сценария,  создавать презентации, разрабатывать план подготовки мероприятия.

 Результат — проведение художественно-творческого проекта  в форме студенческой информационно-практической конференции.

Материальное обеспечение проекта

Музыкальное, световое, мультимедийное оборудование (персональный компьютер, ЖК панель, видеокамера).

Итог

Студенческая информационно-практическая конференция   

Критерии оценки результатов

Сформированность профессиональных и общих компетенций

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Разрабатывать и осуществлять социально-культурные проекты и программы.

ПК 1.2. Организовывать культурно-просветительную работу.

ПК 1.3. Обеспечивать дифференцированное культурное обслуживание населения в соответствии с возрастными категориями.

ПК 1.5. Использовать современные методы организации социально-культурной деятельности.

ПК 1.8. Использовать различные способы сбора и распространения информации в профессиональной сфере.

ПК 2.2. Разрабатывать и реализовывать сценарные планы культурно-массовых мероприятий, театрализованных представлений, эстрадных программ.

ПК 2.3. Осуществлять организационную и репетиционную работу в процессе подготовки культурно-массовых мероприятий, театрализованных представлений, культурно-досуговых программ.

ПК 2.4. Использовать современные методики и технические средства в профессиональной работе.

Этапы проекта:

1.     До работы над проектом

2.     Студенты работают над проектом и выполняют задания

3.     После завершения работы над проектом

 

1.Формирование рабочей группы;

 2.Определение концепции проекта

1.Постановка целей и задач;

2.Сбор документального материала, разработка сценарного плана, написание сценария;

3. Подбор и монтаж видеороликов и заставок, презентаций;

4. Репетиционная работа

5. Рефлексия.

 

1. Демонстрация результатов деятельности;

2. Самооценка, взаимооценка, экспертная оценка выполненных исследований;

3.Оценка публичных выступлений;

4.Итоговая рефлексия обучающихся и преподавателей.

 

Программа художественно-творческого проекта

«Культура и традиции народов России»

Форма проведения – студенческая информационно-практическая конференция

 

Выступления:

 

Народы Кавказа

Ø  Народное наследие Адыгеи.

Шунина Д.  – студентка 41А гр.,

Ø  Культура и воспитание народов Кавказа.

Лобанова О. — студентка 31 М гр.

 

Финно-угорские народы

Ø  Марийский национальный костюм.

 — Орехова Д. — студентка 41 А гр.

Ø Священные рощи Тоншаевских Мари.

— Маякова А. студентка 41 А гр.

Ø Уникальное наследие карелов.                                                                                  

Карасева Е. — студентка 41 А гр.

 

Народы тюркской  группы языков

Ø  Материальные и духовные символы казахской культуры.

Поникарова К. — студентка 41 А гр.

 

Народы  Севера и Сибири

Ø  Национальный колорит чукотского народа.

Сазонова П.. студентка 41А гр.

Ø  Материальная и духовная культура Якутов.

Овсянникова Д. — студентка 41Б гр.

 

Сценарий студенческой информационно – практической конференции «Драгоценное наследие».

Добрый день, уважаемые преподаватели и студенты Нижегородского областного колледжа культуры. Мы приветствуем вас на открытии студенческой информационно – практической конференции «Культура народов России: живого наследия связующая нить».

Мы живём в большой стране, богатой своей культурным и историческим наследием. Это наследие ковалось веками, а его разнообразие является заслугой более чем сотни национальностей и народов, проживающих на территории России.

Наша страна многонациональна, от Камчатки и до Калининграда её населяет множество уникальных народов, обладающих своим языком, хозяйством, традициями, индивидуальными особенностями  материальной и духовной культуры.

На территории  России проживают  как многочисленные народы, численность которых состоит из нескольких сот тысяч до нескольких миллионов человек, к таким, например, относятся Русские, Татары, Чуваши, Чеченцы и многие другие;  так и малочисленные народы, которых по численности менее пятидесяти тысяч человек. В пример можно привести Энцев, проживающих в Красноярском крае и состоящих из двухсот двадцати четырех человек, или народ  Водь, состоящего всего лишь из шестидесяти четырёх человек и проживающего на территории Ленинградской области. Не смотря на свою численность каждый,  даже самый малочисленный народ имеет и хранит своё огромное культурное наследие.

Сегодня мы поближе познакомимся с нашими соседями, чуть больше узнаем о народном  многообразии России, о их национальном культурном наследии и наверняка сделаем для себя новые открытия.

 

ü Блок 1. Народы Кавказа

Кавказ – суровые горы, бесконечные долины и люди с горячей кровью. Кавказ относится к наиболее древнейшим регионам с многонациональным населением. Народы, проживающие там, добавляют нашей стране разнообразия, у них свой колорит, своя культура и свои удивительные традиции.

Ярким своеобразием, незабываемой энергетикой  отличается танец народов Кавказа. С данным видом духовной культуры вас познакомят студенты 44 группы.

Хореографический номер 44 гр. (Кавказ)

 

Одним из древнейших народов юга России являются адыгейцы. Многие люди считали их «аристократами гор» или «французами Кавказа». Адыгейские женщины всегда воплощали собой идеалы красоты, а мужчины были эталоном мужественности. Знакомить культурным наследием этого народа нас будет Шунина Дарья (сообщение).

 

ü Блок 2. Финно-угорские народы

Финно-угорские народы считаются самой крупной этнической общностью в Европе. К финно-угорскм  народам нашей страны относятся: мордва, удмурты, марийцы, коми, ханты, манси, саамы, карелы и др. Они проживают в северной, центральной и южной частях Урала, в Карелии и на севере Кольского полуострова. Все эти народы объединяют общее происхождение, сходный язык, некоторые идентичные элементы в культуре и своеобразные национально-психологические особенности.

Происхождение и ранняя история финно-угорских народов до сего времени остаются предметом научных дискуссий. За тысячи лет эта группа перетерпела множество изменений, но никогда не изменяла своему языковому родству, культурным и, в том числе, танцевальным традициям.

Хореографический номер (Поволжье) 44 гр.

У финно-угорцев множество самобытных традиций. Безусловно, что за всю историю их существования, на формирование этой  самобытности влияли то проживающие рядом народности, то вероисповедания.

 

Очень своеобразна группа марийцев. Марийцы — немногочисленный народ, относящийся к финно-угорской этноязыковой группе и считающийся потомком древнего населения Среднего Поволжья. За ними закрепилось прозвище «последние язычники Европы» – многие из них до сих пор соблюдают дохристианские обряды. О марийцах нам поведают Маякова Анастасия и Орехова Дарья (сообщения).

 

Наиболее многочисленным народом среди коренных обитателей Карелии являются, безусловно, карелы. Эта общность сформировалась на берегах Ладожского озера еще в I тысячелетии, а на сегодняшний день на территории всей России проживает около шестидесяти  тысяч карелов. История этого народа поражает обилием культурных особенностей, о которых нам расскажет Карасёва Алёна (сообщение).

 

ü Блок 3. Народы тюркской группы языков

Тюркская группа языков – очень богатая своим разнообразием группа. Представители тюрков проживают на территории Турции, Узбекистана, Казахстана, Ирана, и, разумеется, России. К народам этой группы относятся татары, туркмены, узбеки, азербайджанцы, башкиры, казахи, киргизы и др.

За многие века представители тюркской группы сформировали свою культуру, которую бережно хранят и по сей день.

Например, обряд инициации. Когда мальчик достигал совершеннолетия он должен был продемонстрировать своё мужество и геройство перед специальным «жюри» из рода аксакалов. В случае успешного преодоления испытаний, общее собрание рода присваивало юноше новое имя. После этого он становился полноправным членом клана, выходил из-под опеки отца и переходил в непосредственное подчинение хагана (великого хана, царя).

Хореографический номер Башкирия (мужское соло).

 

Яркими представителями тюркской группы являются казахи. Сформировав уникальную культуру, казахи стали одними из самых интересных потомков тюркоязычного населения. Сейчас они активно развивают национальную идею самобытности, которая основывается на культуре и традициях. Погрузят нас в атмосферу этой самобытности Поникарова Ксения  и студенты  24 группы. 

1. Сообщение.

2.  Хореографический номер (Казахстан).

 

ü Блок 4. Народы Севера и Сибири.

В суровых бескрайних землях нашего севера тоже живут люди. И люди эти, не смотря на вечный холод, славятся своей теплотой и горячим гостеприимством. В целом, народы Севера — это обобщающее название для людей исторически проживающих севернее северного полярного круга. По данным последней переписи населения, их насчитывается около 260 000 человек. Первые жители, которые пришли на эту землю более 30 000 лет назад, так и остались здесь. В настоящее время, коренные народы Севера России немногочисленны. Каждый из этих народов — самобытен.

Яркими представителями Севера являются чукчи. С национальным колоритом чукотского народа нас познакомит Сазонова Полина (презентация с видео).

 

Сегодня самым крупным народом, населяющим Сибирь, являются якуты. Сами они называют себя Саха. Этот народ можно встретить в разных уголках восточной части России. О материальном и духовном наследии этого народа поведает  Овсянникова Дарья (сообщение).

 

Народы Севера и Сибири бережно передают свою самобытную культуру из поколения к поколению. Социальный опыт, накопленный старшими поколениями, передавался в повседневном общении взрослых с детьми благодаря различным сферам деятельности: через различные виды работ,  фольклор, национальные игры, а также танцы. Танец, как и другие  виды деятельности, способствовал усвоению  обычаев, традиций своего народа и учил приспосабливаться к выживанию в тяжёлых условиях Севера и Сибири.

Хореографический номер (мужская композиция), 44 гр.

 

ü    Заключение

Наша конференция подошла к концу. В заключение хочется сказать, что лишь благодаря возрождению и сохранению культуры, традиций, искусства нашего многонационального народа Мы и наша Великая Родина не утратим свою самобытность и сохраним вековую культуру.

 

 

Список использованной литературы:

1. Лемер С. Искусство организации мероприятий: стоит только начать. – Ростов-н/Д, 2016.

2. Методика подготовки и проведения различных форм  культурно-досуговых мероприятий: учебно-методическое  пособие для средних специальных учебных заведений культуры и искусства / Н. А. Гриценко. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа,  2019. –  87с.

3. Нужнова Н.М. Методы организации зрелищно-игрового досуга: Учебное пособие. – Улан-Удэ, 2015.

4. Организация деятельности учреждений культуры клубного типа: Учебное пособие / Под общ. ред. Н. П. Гончаровой. — СПб.: издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2015. -448с.

5. Корепова К.Е. Русские календарные обряды и праздники Нижегородского Поволжья. СПб Тропа Троянова, 2009.

6. Тавадов Г.Т. Этнология: Учебник /Г.Т. Тавадов – 2-е изд., перераб. и доп.  – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013.

7. Народы России: Атлас культур и религий/ отв. редактор  А. В. Журавский, О. Е. Казьмина, В. А. Тишков, 2-е издание, исправленное и дополненное  — М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2009.

 

×
×