Использование ИКТ в работе учителя-логопеда с обучающимися с ОВЗ

Автор: Бумагина Марина Геннадьевна

         Использование ИКТ в работе учиителя – логопеда

                           с обучающимися с ОВЗ                             

 

         Коррекция недостатков речи у обучающихся с ОВЗ требует организацию систематических занятий, что порой отнимает много времени и сил у детей. Как следствие — снижение интереса к обучению, утомляемость в процессе обучения. Чтобы замотивировать обучающихся с ОВЗ с ТНР, сделать их обучение более осознанным, требуются нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Подача материала на логопедических занятиях должна быть более индивидуализированной и нетрадиционной, в отличии во время урока в классе. Именно информационно-коммуникационные технологии являются лучшими помощниками для реализации данного подхода при работе с детьми с ОВЗ.

       В результате изучения ресурсов сети Интернет, необходимо отметить недостаточное количество интернет-ресурсов, которые в полной мере удовлетворяли бы потребностям учителя-логопеда при работе с обучающимися начальных классов с ОВЗ с ТНР, которые испытывают трудности в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования и нуждающихся в организации специальных условий обучения с учетом особых образовательных потребностей.

      Для сопровождения обучения детей с ОВЗ с ТНР, формирования познавательного интереса, активизации их познавательной деятельности, раскрытия интеллектуального потенциала каждого ученика я использую  электронный практикум «ЗВОНОК». Практикум представляет собой интернет-сайт со свободным доступом, созданным с использованием конструкторасайтовWix.com.

      Сайт электронного практикума «Звонок» содержит интерактивные упражнения и образовательные квесты. Всего практикум содержит свыше 100 различных логопедических заданий. Упражнения структурированы по 9 разделам и созданы в сервисе LearningApps.org.

      На индивидуальных и подгрупповых занятиях использую артикуляционные упражнения из раздела «Артикуляционная гимнастика», которые направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов. Упражнения, направленные на автоматизацию звуков в слогах, в словах, тексте, размещены в разделе «Автоматизация звуков».

       Для развития фонематического восприятия, отработку умения определять разницу в положении основных органов артикуляционного аппарата при произношении дифференцируемых звуков, использую упражнения, которые помещены в разделе «Дифференциация звуков».

      Развивая у обучающихся фонематический слух, а также закрепляя знания о гласных звуках, глухих и звонких согласных, умение определять место звука в слове, использую упражнения раздела «Развитие звукового анализа и синтеза». Работая над совершенствованием лексико-грамматической стороны речи, развитием навыков словообразования и словоизменения, использую различные задания и упражнения, которые содержатся в разделе.

    С большой эффективностью обучающиеся с ОВЗ с ТНР и РАС выполняют упражнения, направленные на формирование у обучающихся коммуникативных умений и навыков, на развитие речевой активности. Данные упражнения включены в раздел «Связная речь».

     Также в своей работе использую упражнения, направленные на коррекцию нарушений письменной речи и коррекцию нарушений чтения, которые есть в практикуме.

    В разделе «Развитие психических процессов» размещены упражнения, направленные на развитие памяти, воображения, мышления, эмоций.

     Особенно следует отметить раздел «Квест-комнаты», который содержит 15 образовательный квестов двух уровней сложности: зеленый — легкий уровень и желтый – повышенной сложности.

     Обучающийся выбирает одну из предложенных квест-комнат, в каждой из которых спрятаны карточки с разнообразными логопедическими заданиями: загадки, ребусы, анаграммы и др. Для того, чтобы покинуть виртуальную квест-комнату, необходимо ввести код от двери по буквам, которые необходимо запомнить после выполнения каждого задания. Код вводится в порядке номеров заданий без пробелов и знаков препинания. Количество заданий в квест-комнатах варьируется от 3 до 5. Все упражнения размещены на странице «Содержание», содержащей список активных ссылок всех упражнений практикума по разделам.

     В помощь логопеду на странице сайта «Содержание» размещено описание сайта с подробными инструкциями по выполнению заданий. Также в помощь учителю размещен конструктор логопедических занятий, который позволит составить технологическую карту с помощью раскрывающихся списков.

      На странице сайта «Справка» размещена краткая справка по управляющим кнопкам, которыми могут воспользоваться обучающиеся при выполнении упражнений. Навигация по сайту практикума осуществляется с помощью главного меню, активных гиперссылок и кнопок.

Электронный практикум «Звонок» позволяет:

•        использовать в коррекционном учебном процессе для обучающихся с ОВЗ с ТНР, РАС дистанционные образовательные технологии, технологию смешанного обучения;

•        организовать самостоятельную работу обучающихся во внеурочное время с заданиями практикума;

•        реализовать индивидуальный подход в коррекционном процессе, обеспечить вариативность и разнообразие предлагаемых заданий для обучающихся с ОВЗ с ТНР, РАС.

•        способствовать формированию познавательного интереса учащихся, познавательной активности, раскрыть интеллектуальный потенциал каждого обучающегося с ОВЗ;

•        развивать компьютерную и информационную грамотность обучающихся с ОВЗ с ТНР, РАС.

 

Внедрение и использование учителем-логопедом информационно-коммуникационных технологий при коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ с ТНР, РАС продиктовано необходимостью использования новых способов организации эффективного образовательного процесса , созданием новых подходов в условиях реализации цифровизации детей.

   

      Использование информационно-коммуникационных технологий всегда носит полифункциональный характер, т.е. происходит не только усвоение знаний и развитие определенных качеств  обучающихся  с ОВЗ с ТНР, РАС , но еще и развитие произвольной регуляции деятельности обучающихся : т. е умений подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, умений сдерживать свои эмоциональные порывы, планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков.

      

     Очень важно, что использование информационно-коммуникационных технологий способствует повышению самооценки детей с ОВЗ с ТНР, их

уверенности в способности решать сложные задачи самостоятельно,

таким образом, складывается их удовлетворенность, как на эмоциональном, так и на интеллектуальном уровне. Это способствует формированию таких личностных черт и качеств, как деловая направленность, точность, аккуратность, уверенность в себе, самостоятельность, ответственность, все это переносится впоследствии и в другие области жизнедеятельности обучающихся  с ОВЗ с ТНР.

 

  Работа с практикумом дала свои положительные результаты. Обучающиеся стали более активны на уроках , более увереннее в своих возможностях. Учителя отметили уменьшение количества специфических и орфографических ошибок в письменных работах, улучшилось качество чтения.

     Проведенный мониторинг показал, что у обучающихся заметно улучшилось фонематическое восприятие, понимание логико – грамматических отношений, навыки языкового анализа и синтеза, значительно расширился словарный запас.

      Родители обучающихся отметили увлеченность, заинтересованность и познавательную активность детей. И, что не маловажно, хочется отметить вовлеченность  самих родителей в коррекционный процесс.

 

 

×
×