Автор: Попова Валерия Витальевна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
Автор: Попова Валерия Витальевна
В настоящее время информационно-коммуникационные технологии активно внедряются в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций. Существуют различные интерактивные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста.
Интерактивные образовательные технологии являются одним из видов инновационных технологий обучения. Они ориентированы на широкое взаимодействие обучающихся как с преподавателем, так и друг с другом в процессе приобретения профессиональных знаний и умений.
Образовательная деятельность с применением интерактивного оборудования становится более привлекательной и захватывающей. Игровые моменты, включенные в образовательную деятельность, активизируют познавательную деятельность ребенка, и усиливают усвоение материала, что позволяет повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями.
На сегодняшний день наибольшей популярностью в ДОУ пользуются интерактивные сенсорные панели, сенсорная интерактивная доска, интерактивная песочница и интерактивный развивающий комплекс.
Подробнее о некоторых технология:
Интерактивные планшеты:
Сегодня я хотел бы поделиться с вами своим опытом использования планшета как инструмента в работе с детьми с ограниченными возможностями развития. Планшеты стали неотъемлемой частью нашей жизни, и они открывают перед нами множество возможностей для обучения и развития детей.
Цели и задачи использования планшета
Основная цель использования планшета в нашей работе — это создание благоприятных условий для развития детей, а также индивидуализация образовательного процесса. На основе своих наблюдений и анализа, я выделил несколько ключевых задач:
Увеличение интереса к обучению: Интерактивные приложения, доступные на планшетах, делают процесс обучения увлекательным и захватывающим. Дети с охотой участвуют в занятиях, благодаря ярким красочным интерфейсам и игровым элементам.
Развитие различных навыков: Планшеты позволяют развивать когнитивные и моторные навыки, тактильное восприятие, внимание и память. Дети играют в образовательные игры, которые способствуют развитию логического мышления и навыков решения задач.
Индивидуализация обучения: Благодаря планшетам каждый ребенок может работать в своем темпе и выбирать задания в соответствии со своими интересами и уровнем развития. Это особенно важно для детей с задержками в развитии, поскольку они могут осваивать материал в комфортной для них обстановке.
Что интерактивные технологии развивают у ребенка:
• Увеличивать объём памяти.
• Учить концентрации внимания
• Развивать словесно-логическое мышление.
• Развивать психо-моторные функции.
Примеры использования планшета в занятиях
В своей практике я использую множество приложений и ресурсов, которые помогают делать занятия более эффективными. Например:
-Демонстрация материала: Есть возможность найти иллюстрации, музыкальных, видео материала по любой теме.
-Терапевтические приложения: Есть специальные приложения, разработанные для работы с детьми с особыми потребностями. Они могут включать задания на развитие речи, сенсорные игры
-Образовательные игры: Игры на планшетах, такие как головоломки и логические задачи, позволяют детям развивать критическое мышление, наглядно демонстрируя связь между действиями и результатами, и упражнения на мелкую моторику.
— Внимание
— интерактивные игры на планшете, которые требуют сосредоточенности и переключения между задачами, помогает детям развивать устойчивое внимание.
— Примеры приложений: игры на нахождение различий, пазлы, где ребенку необходимо сосредоточиться на деталях.
— Память
— Визуальные и аудиовизуальные материалы на планшетах помогают укреплять как кратковременную, так и долговременную память.
— Примеры занятий: использование карточек для запоминания, игры в слова, где дети запоминают последовательности.
— Мышление
— Различные логические задачи и головоломки способствуют развитию логического мышления и аналитических навыков.
— Примеры приложений: игры на построение логических цепочек, математические задачки с наглядными слайд-шоу.
— Моторные навыки
— Работа с сенсорными экранами развивает мелкую моторику и координацию движений.
— Примеры занятий: рисование, раскрашивание, игры на точное попадание.
Преимущества и минусы
• Интерактивные приложения: Планшеты предоставляют доступ к множеству образовательных приложений, которые могут быть адаптированы под возрастные особенности детей. Эти приложения часто включают игры, задания и викторины, которые делают обучение увлекательным и интерактивным.
• Развитие навыков: С помощью планшетов дети могут развивать различные навыки, такие как моторика, внимание, память и логическое мышление. Например, игры на сопоставление, пазлы и головоломки способствуют развитию критического мышления и аналитических способностей.
• Коммуникация и сотрудничество: Планшеты могут использоваться для совместной работы детей. Например, они могут выполнять задания в группах, обсуждая свои действия и решения, что способствует развитию коммуникативных навыков и умения работать в команде.
• Индивидуализация обучения: Планшеты позволяют адаптировать образовательный процесс под индивидуальные потребности каждого ребенка. Дети могут работать в своем темпе, выбирая задания, которые им интересны и соответствуют их уровню подготовки.
• Обратная связь: Многие приложения на планшетах предоставляют мгновенную обратную связь, что позволяет детям видеть свои успехи и ошибки, а также мотивирует их к дальнейшему обучению.
Однако, как и в любом процессе, есть и минусы. Например, необходимо учитывать время, проведенное детьми перед экраном, а также проводить занятия при активном вовлечении педагогов. Важно не забывать о важности живого общения и использования традиционных игр и упражнений параллельно с интерактивными.
Отзыв о работе с планшетом с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Хочу поделиться своими впечатлениями от использования интерактивного планшета в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. За время работы с этими детьми я убедился, что планшеты стали незаменимым помощником в обучении и развитии.
Во-первых, интерактивные приложения делают занятия более увлекательными и интересными для детей. Я заметил, что многие из них проявляют активность и желание участвовать в обучении, что, безусловно, положительно сказывается на их мотивации. Приложения с увлекательными играми и заданиями не только увлекают, но и способствуют укреплению учебного материала.
Во-вторых, использование планшета позволяет индивидуализировать обучение. Каждому ребенку можно предложить задания, соответствующие его уровням развития и интересам. Это особенно важно для детей с различными особенностями, так как они могут работать в своем темпе, что значительно снижает уровень стресса и позволяет достичь лучших результатов.
Также стоит отметить, что работа с планшетом значительно облегчает взаимодействие с детьми. Благодаря ярким визуальным эффектам и звуковым подсказкам дети становятся более внимательными и заинтересованными в изучаемом материале. Это создает благоприятную атмосферу для обучения и укрепляет доверие между педагогом и воспитанниками.
В целом, опыт работы с интерактивным планшетом с детьми с ОВЗ был исключительно положительным. Я надеюсь на дальнейшее развитие и использование технологий в образовательном процессе, так как они действительно помогают нам достигать лучших результатов и открывать новые горизонты для наших детей.
Рекомендую всем коллегам внедрять подобные практики и продолжать исследовать возможности современных технологий в работе с детьми с особыми потребностями!