«Использование кинезиологических технологий как средство повышения познавательной активности детей младшего школьного возраста»

Автор: Кириллова Елена Сергеевна

«Неподвижный глаз так же слеп, как неподвижная рука» (И.М. Сеченов)

Современный мир меняется стремительно: запросы общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем и постараться стать успешным. Поэтому и необходимыми становятся не сами знания, а умение учиться, развивать личность через формирование универсальных учебных действий. В последнее же время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной коррекционной работы.

Проблема познавательной активности является необходимым компонентом разработки таких проблем как совершенствование в организации урока, написание учебных пособий, воспитание самостоятельности учащихся, повышение мастерства учителя, развитие мышления учащихся. Проблемой развития познавательной активности занимались такие ученые как: Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.Я. Коменский А.Н. Леонтьев, Н.Г. Морозова, Д.И. Мясищев, Н.Л. Погореловой, Л.С. Рубинштейн, В.А Сластенин, К.Д. Ушинский, Н.Г Чернышевский, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин и другие. Наукой доказано необходимость разработки этой проблемы и осуществление ее практикой обучения. Многие педагоги активно используют в практике своей работы различные приемы и методы, способствующие развитию познавательной деятельности детей.

Задачи перед школой и педагогами в корне изменяются. Федеральный государственный стандарт начального общего образования [1] устанавливает новые требования к результатам освоения обучающимися программы начального общего образования: «Центральной линией развития выступает интеллектуализация и формирование произвольности всех психических процессов…. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операции анализа и синтеза, словесно-логического мышления, рефлексии…». «Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка- систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать и контролировать их результат…»

Таким образом, перед педагогом стоит задача — раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. Перед школой в целом – создать комфортные условия для реализации целей и задач современного образования, раскрывающие резервы организма, способствующие росту, развитию и сохранению здоровья.

Но каждый педагог сталкивается с реальной ситуацией. В школу дети поступают с разным уровнем готовности к обучению, каждый будущий школьник имеет свои индивидуальные способности и особенности. Не секрет, что в последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии (мозговые дисфункции, которые влекут за собой не достаточное развитие психических процессов), с затруднениями в обучении, трудностями адаптации (тревожные дети, агрессивные, расторможенность поведения), с несформированной учебной мотивацией.

Это подтверждают данные ПМПК собранные в 2023 году, в России проживает около 1 миллиона детей с ОВЗ. Распределение ОВЗ среди детей можно описать следующим образом: 

1. Нарушения речи — 40% детей с ОВЗ имеют различные нарушения речи, такие как дислалия, дизартрия или заикание.

2. Зрение и слух — 30% детей с ОВЗ имеют проблемы со зрением или слухом, такие как дальнозоркость, косоглазие или уровень глухоты различной степени.

3. Органические поражения ЦНС — 20% детей с ОВЗ имеют органические поражения центральной нервной системы (ЦНС), такие как ДЦП или аутизм.

4. Синдромы задержки психического развития — 10% детей с ОВЗ имеют синдромы задержки психического развития, такие как синдром Дауна или Фрагильный Икс-синдром.

 

Эти данные свидетельствуют о значительной численности детей, нуждающихся в особой медицинской и психологической помощи. Распределение ОВЗ среди детей в России представлено важными категориями, которые могут оказывать разную степень влияния на их развитие и качество жизни.

И согласно статье 48 Федерального закона № 273 «Об образовании в РФ»: Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья. 

Что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования п.37: Психолого-педагогические условия реализации программы начального общего образования должны обеспечивать:

1.     индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательных отношений, в том числе обучающихся, испытывающих трудности в освоении программы начального общего образования, развитии и социальной адаптации;

2.     диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень Организации);

3.     вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение).

Учебная же программа рассчитана на определённый уровень развития функциональных возможностей организма, и ребёнок не может начать усваивать знания до тех пор, пока его организм и, в первую очередь, центральная нервная система и мозговая деятельность не будут готовы к этому процессу. А значит значительно затруднит формирование «универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных сферах», как этого требуют ФГОСы. А чтобы это было возможным процесс психического развития младшего школьника должен опираться на гармоничное соответствие между психофизиологическими возможностями ребёнка и требованиями, предъявляемыми социальным окружением.

Также данная проблема меня заинтересовала на личном уровне после прохождения производственных практик. Я столкнулась с реальной ситуацией, где в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, выполнять задания. Высокая нестабильная эмоционально – волевая сфера, утомляемость и нарушение внимания создают для учащегося дополнительные трудности в получении образования. Но чтобы разобраться, как работать с такими детьми, нужно понять почему они себя так ведут.

Как же поддержать познавательную активность ребёнка, развить его мыслительные процессы: восприятие, мышление память и воображение, не перегружая ребёнка излишней информацией? Как помочь развить умственные способности ребенка, сохраняя и улучшая при этом его психическое и физическое здоровье?

Ответом на эти вопросы, оказалась такая наука, как кинезиология. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

Применение кинезиологических упражнений позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

×
×