ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Федорченко Арина Андреевна

Теоретическое обоснование проблемы формирования графо-моторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи позволило нам сделать следующие выводы:

 к первому уровню предпосылок готовности овладению письмом относится функциональная состоятельность анализаторных систем мозга, их готовность к взаимодействию в сложном процессе восприятия, соотнесения и перекодирования сенсорной информации из одной модальности в другую. Ко второму уровню предпосылок относится психологическая готовность ребенка к обучению и произвольному овладению сложным навыком письма; 

 графо-моторные навыки являются конечным эффекторным звеном в цепочке операций, составляющих письмо;

 графо-моторные навыки представляет собой определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет;

 графо-моторные навыки обусловлены развитием зрительно-моторной координации, оптико-пространственной ориентации и зрительного гнозиса, тонкой дифференцированной моторики кистей и пальцев рук, межполушарным взаимодействием;

 результаты исследований показывают, что у детей, имеющих ОНР, отмечаются специфические особенности формирования графо-моторных навыков: недоразвитие кинестетического и динамического праксиса; недостаточная регуляция мышечного тонуса; низкий уровень развития координации движений руки; нарушение зрительно-пространственной ориентировки; трудности ориентировки на листе бумаги и др.;

 анализ современных исследований показал, что формирование графо-моторных навыков дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется по следующим направлениям: развитие мелкой моторики и координации движений руки, ориентировки на листе бумаги и совершенствование графических навыков, развитие мышления, памяти, внимания и зрительного восприятия, подготовка руки к письму и др.

Формированию графо-моторных навыков дошкольников с ОНР способствует применение тетрадей-прописей, лепки, рисования, графического диктанта, пальчиковых прописей, игр, экспериментирования, различных образовательных ситуаций, конструирования и т.д. 

В результате исследования отметили особенности графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи: неумение держать карандаша, слишком слабый или, напротив, чрезмерный нажим карандаша на бумагу; изображение неровной, дрожащей линии, многократное проведение по одному и тому же месту рисунка; затруднения в продолжении узора по образцу; неумение двигаться в заданном направлении, определять местоположение предметов относительно себя, различать пространственные направления от себя; затруднения в поиске и названии всех предметов, наложенных друг на друга.

Коррекционно-педагогическая работа по формированию графо-моторных навыков дошкольников с общим недоразвитием речи представлена следующими направлениями: формирование зрительного гнозиса, формирование оптико-пространственной ориентации, формирование зрительно-моторной координации, формирование кинестетического, динамического, конструктивного праксиса, формирование графо-моторных навыков. 

В данной статье представлена часть исследовательской работы, которая продолжается в настоящее время.

×
×