Использование коучинг – технологии в образовательном процессе в учреждениях СПО

Автор: Большова Юлия Евгеньевна

Использование  коучинг – технологии в образовательном процессе 

в учреждениях СПО

 

Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего профессионала. Поэтому особенно важным становится вопрос о стимулах и мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов.

Восточная мудрость гласит: «И один человек может привести лошадь к водопою, но даже сто не могут заставить ее пить воду»…. Так и ученика можно заставить сидеть на уроке, но невозможно принудительно чему-то научить и развить его способности. Конь пьет воду тогда, когда хочет пить, а ученик учится, когда хочет учиться.

 Студент захочет и будет учиться сам только тогда, когда это занятие будет ему интересно и привлекательно. Преподавателям важно  формировать  познавательную мотивацию и мотивацию достижения у обучающихся. 

Существуют различные способы повышения мотивации, одним из которых является

коучинг-подход. 

Коучинг (от англ. coaching — наставлять, воодушевлять, тренировать для специальных целей, подготавливать к решению определенных задач) — это система принципов и приемов, способствующих развитию потенциала личности, а также обеспечивающих максимальное раскрытие и эффективную реализацию этого потенциала. Коучинг как педагогический стиль – это взаимодействие, основанное на равноправном партнерстве, которое способствует раскрытию потенциала обучающихся, повышению ответственности, мотивации и эффективности в целом. Коучинг как технология – это совокупность  методов  и инструментов  для достижения желаемого результата. 

В настоящее время существует различные коучинг-техники. Наиболее подходящими в рамках занятий со студентами средних профессиональных учреждений мы считаем следующие коучинг- техники: «4 вопроса планирования», «Шкалирование», «Метод Уолта Диснея».

Первая коучинг — техника направлена на формирование умения формулировать свои цели и планировать свои действия.  Представляет собой 4 вопроса, на которые необходимо ответить. «Что мы хотим? Как этого достичь? Почему для нас это важно? Как мы узнаем, что достигли результата?». Конкретное описание цели, четкое понимание итогового результата структурирует действия, направленные на достижение цели.

В технике  «Шкалирование» —  используется шкала и бегунок. Это простая и одновременно эффективная техникой,  которая помогает  сверять уровень приближенности к цели, к желаемому результату;  простраивать шаги по  достижению цели. Шкалы всегда имеют название и могут быть самыми различными, но их принято подразделять на два типа:

1. Шкала достижений (результата), например, шкала готовности проекта, написания выпускной квалификационной работы, сдачи экзаменов и др. В шкале достижений результатом является объективный результат, например, дипломная работа сдана на проверку руководителю.  В таких шкалах можно двигаться сверху вниз.

2.   Шкала состояний, например, шкала ясности; уверенности; мотивации к успеху. В шкалах состояний движение осуществляется снизу вверх.

    Как правило, используются шкалы от 1 до 10 в развернутом или экспресс-формате. предлагают оценить достижение или состояние по шкале от 1 до 10, где 1 наделена минимальным значением, а 10 – максимальным.

Залогом успеха в решении сложных творческих задач является не только умение генерировать новые идеи, но и осмысливать, анализировать их. «Метод Уолта Диснея» основывается на так называемом трехтактном мышлении. Это мышление включает в себя три взгляда на проблему, которые являются одновременно и тремя этапами ее решения.  «Метод Уолта Диснея» или как его иногда называют, «Метод трёх стульев», заключается в том, что человек представляет себя последовательно в трех ролях: мечтателя, реалиста, критика, либо определяются три человека, которые возьмут на себя эти роли. 

В человеке, играющем роль Мечтателя, нужно попытаться пробудить энтузиазм, страсть и мечтательность. В Реалисте, отстраненность и рассудительность. В Критике пессимизм. Мечтатель должен дать волю своему воображению и рассказать обо всех преимущества проекта. Как только мы узнаем обо всех преимущества проекта, нам следует немного охладить энтузиазм и взглянуть на всё с точки зрения реалиста. Реалист должен задать себе вопросы: «Как это сделать?», «Возможно ли это сделать?» и «Что нужно предпринять, чтобы всё получилось?». Когда идея Мечтателя уже отшлифована реалистом, необходимо задуматься о ее минусах, т. е. перейти к роли Критика. Эта роль требует перечисления последствий, которые может вызвать Идея. Если Мечтатель не может беспокоиться о реальности, то Критик также имеет право создавать самые мрачные последствия, радикальное недовольство и придираться ко «всему», к чему только может. Участники могут циклически изменять свои роли и продолжать обсуждение проблемы до тех пор, пока решение не будет найдено. Обычно требует три цикла для нахождения оптимального решения, составления плана. Такой подход позволяет всесторонне изучить рассматриваемую идею, а также оценить стоит ли она потраченного на неё времени.

Применение преподавателем  в своей работе перечисленных коучинг-техник  позволяет студентам находиться в позиции деятеля, а не исполнителя. Студенты учатся самостоятельно искать информацию, анализировать ситуацию с разных сторон, планировать работу, видеть преграды и пути их преодоления, достигать намеченных результатов. Использование  коучинг – технологии в образовательном процессе также способствует развитию волевых качеств личности, навыков партнерского взаимодействия, формированию познавательной мотивации и мотивации достижения у обучающихся. 

 

×
×