Использование магнитного конструктора для развития инициативности и самостоятельности детей младшего дошкольного возраста

Автор: Кузьминова Юлия Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практикум в рамках ГМО: «Использование магнитного конструктора для развития инициативности и самостоятельности детей младшего дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

           Выполнил: Воспитатель средней группы №3

МДОАУ «Детский сад№35 «Светлячок»

Кузьминова Ю.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024г.

Конструирование — один из видов продуктивной деятельности

дошкольника, предполагающий построение предмета. Его успешность

зависит от уровня развития восприятия и мышления ребенка.

Одна из основных задач развития умственных способностей детей —

активизация восприимчивости к наглядному моделированию. В качестве

обучающей среды можно предложить магнитный конструктор. Занятия с

этим конструктором вызывают у детей устойчивый интерес и пользуются

неизменным успехом. Широкий выбор специальных деталей дает

возможность строить все, что душе угодно. Магнитный конструктор — это

занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение,

формирующий моторные навыки.

Магнитный конструктор появился сравнительно недавно и стал

популярной развивающей игрушкой нового поколения. Он подходит для

детей разных возрастов и интересен как для мальчиков, так и для девочек.

Перед вами полезная, увлекательная развивающая игрушка под названием

магнитный конструктор. Он в корне отличается от привычных нам обычных

конструкторов тем, что его детали легко соединяются между собой силой

магнитного притяжения.

Конструктор состоит из пластиковых деталей различных

геометрических форм и встроенных в них магнитов. Магниты, в свою

очередь, свободно вращаются внутри пластика и поворачиваются друг к

другу нужным полюсом, поэтому всегда притягиваются.

Есть одна особенность, которая недоступна другим конструкторам –

это то, что все элементы соединяются друг с другом под разным углом, что

позволяет создавать уникальные потрясающие конструкции. Все детали

абсолютно безопасны для малышей – они большого размера и проглотить их

просто невозможно. Игры с таким конструктором познакомят ребенка с

простыми геометрическими фигурами, будут способствовать развитию

мелкой моторики и мышления.

Преимущества конструктора:

— детали набора насыщенных естественны

Преимущества конструктора:

— детали набора насыщенных естественных цветов отличаются

прочностью, приятными ощущениями от соприкосновения с ними, легкостью

деталей.

— занятия с такими яркими деталями конструктора не только приносят

радость ребенку, но и помогают развить логику, моторику и творческое

начало, развивают в детях познавательные, речевые и коммуникативные

способности.

— возможность соотносить постройку со схемой, рисунком, а значит,

развитие умения планировать свою деятельность, аналитического мышления,

целенаправленности.

— прочные элементы могут быть использованы детьми с различными

манипулятивными навыками.

— универсальность конструктора: возможность использования, как в

образовательном учреждении, так и дома или в гостях у друзей

Магнитный конструктор:

Открывает художественные способности.

Развивает пространственно-архитектурные способности. формирует

чувство пропорции и симметрии.

Стимулирует способности к моделированию.

И так, мы определили методику работы с магнитным

конструктором:

Этап 1 – Знакомство детей с конструктором

— Необходимо повторить и закрепить знания тех геометрических

фигур, которые содержатся в данном конструкторе.

— Дать детям самим попробовать соединить разные

детали конструктора.

— Создать несложные плоскостные фигуры.

— Обучить пользоваться схемами-подсказками.

— Совместное обсуждение получившихся конструкций

Этап -2 — Объемное конструирование

Создание из простых геометрических фигур объемных.

Например:

— Из шести квадратов сделать куб

— Из квадрата и четырех треугольников – четырехугольную призму

Фигуры создаются по образцу, по схеме, по словесной инструкции.

Этап 3 — простые постройки

— Из объемных фигур (призма, куб) создаем простые

постройки конструкции по теме.

Например, построить теремок (героя выбираем по своей тематике,

например, мышка-норушка, лягушка-квакушка и другие герои

сказки «Теремок»).

Целесообразно использовать загадки, песенки, стихотворные

строки.

Этап 4 – создание конструкций, объединенных общей темой

Например: детский сад, школа, больница, башня,

многоэтажный дом, дворец, замок Снежной Королевы.

Многоуровневые постройки создаются способом

присоединения ранее созданных заготовок.

Так как у нас средняя группа, мы ещё не приступали к 4 этапу, но потихоньку учимся третьему этапу.

Для работы с конструктором мы используем дидактические игры,например:

«Что изменилось?»

Цель: развивать внимание, память, связную речь, умение описывать

модель.

Ход игры: на магнитной доске расположены детали конструктора по

схеме. Педагог предлагает внимательно посмотреть на фигуры, запомнить, как

они расположены. Потом (просит детей закрыть глаза и не подглядывать),

педагог меняет детали в модели (по форме и цвету) и затем предлагает

внимательно посмотреть, и рассказать, что изменилось.

Усложнение:

Описать деталь, которой не стало, рассказать о месте, где она стояла, на

какой звук начиналось название этой детали, в названии каких еще деталей

есть этот звук?

«Собери модель по памяти»

Цель: развивать внимание, память.

Ход игры: Педагог показывает детям в течение нескольких секунд

модель из нескольких деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по

памяти и сравнивают с образцом. 

 

 

«Собери целое из частей»

Цель: формировать умение делить целое на части и составлять целое из частей, используя разные геометрические фигуры, умение сопоставлять предметы по форме, развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку разделить готовую фигуру из элементов конструктора разделить на 2,3,4 части ,а потом из них заново собрать целое.

  

 Дидактическая игра «Волшебное зеркало»

Цель: развивать внимание, память, связную речь, умение описывать

модель.

Ход игры: на магнитной доске, разделённой на две половины, с одной

стороны расположены детали конструктора по схеме. Педагог предлагает

внимательно посмотреть на схему, попросить ребёнка описать модель и

предлагает закончить модель в зеркальном отражении на другой половине

магнитной доски. Ребёнок описывает ход своих действий. 

 

 

 

 

«Собери по образцу»

Цель: Развитие памяти ,внимания.

Ход игры :Воспитатель выкладывает на магнитной доске фигуру, а ребёнок копирует изображение на доске. 

 

 

 

 Также дети пытаются построить обьёмные фигуки.

 

В своей работе используем магнитный конструктор как трафареты.

 

 Игры с магнитным конструк

тором очень увлекательны. В дальнейшем планируем внедрить такой вид конструирования в еженедельное планирование в соответствии с тематикой недели.

 

 

 

×
×