Использование мнемотехники в работе с дошкольниками

Автор: Татьяна Павловна Васильева

 «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками»

воспитатель МБОУ СОШ № 19 г. Красногорск

Васильева Татьяна Павловна

 

 

            Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

            Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?

            В настоящее время воспитатели все чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как: маленький словарный запас; неумение согласовывать слова в предложении; нарушение звукопроизношения; плохое развитие связной речи; несформированность психических процессов; несовершенство различных видов мышления.

            Поэтому перед воспитателем встает задача, как помочь детям, но так, чтобы им было интересно и доступно.

            Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

            Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить или запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Приемы мнемотехники облегчают  процесс запоминание у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

            Мнемотехника помогает развить зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, восприятие, кругозор, все стороны речи.

            Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:

            — способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления;

            — способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации);

            — способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

            — способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;

            — способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;

            — содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;

            — способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их;

            — способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

            Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Ее можно разделить на три этапа.

            1 этап. Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов. Малышам лучше предлагать картинки, понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов. В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами. Например, как нарисовать слово «сильный»? дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».

            Этот этап работы еще называют работа с мнемоквадратами.

            2 этап. На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы                             из 2 – 4 символов. Например, при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот прием хорошо использовать для работы с загадкой. На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2 – 3 слов без предлогов и союзов. Этот этап работы называют работа с мнемодорожками.

            3 этап. На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

            Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает  время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

            Мнемотаблицы-схемы можно использовать для ознакомления детей с окружающим миром,  при заучивании стихов, при пересказах художественной литературы, при обучении составлению рассказов, при отгадывании и загадывании загадок, для обогащения словарного запаса, при обучении составу числа, при воспитании культурно-гигиенических навыков, при воспитании навыков самообслуживания, при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности.

            Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

1)     четко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с ее помощью;

2)     быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней;

3)     соответствовать уровню развития детей.

На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются ее воспроизвести, а также для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.

Мнемотаблицы бывают двух видов:

1.Обучающие – содержат познавательный материал.

2.Развивающие – содержат информацию, позволяющую развивать определенные навыки и умения.

Работа с мнемотаблицей проходит в несколько этапов.

1 этап. Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е. информация группируется (рациотехника).

2 этап. Перекодирование  информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (мнемоэйдотехника).

3 этап. Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания.

4 этап. Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок. Разбор таблицы проходит 1 – 2 минуты.

5 этап. Детям дается 10 – 15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем мнемотаблица убирается и дети воспроизводят ее графически по памяти.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удается достичь следующих результатов:

— у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

— появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

— появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

— словарный запас выходит на более высокий уровень;

— дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбираются рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица.

Прием наглядного моделирования может быть использован в разных видах речевой деятельности:

— пересказ;

— составление рассказов по картине и серии картин;

— описательный рассказ; творческий рассказ;

— заучивание стихов, потешек, загадок, пословиц, чистоговорок.

Считается, чем раньше будут учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше они будут подготовлены к школе, т.к. связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

 

×
×