Автор: Мубаракшина Лия Хабировна
Детский фольклор является интересной, разнообразной и малоизученной областью фольклористики. Термин «детский фольклор» был введен учеными в начале XX века, им обозначали «произведения устной народной словесности, предназначенные для детей и исполняемые взрослыми и детьми». Исследователь детского фольклора Г.С. Виноградов писал: «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста, и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор».
Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира. К.И. Чуковский писал, что взрослые мыслят «словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами предметного мира». Весь состав детского фольклора определяется особенностями детской психики.
При изучении детского фольклора необходимо учитывать некоторые аспекты проблемы. Во-первых, большинство ученых относят к детскому фольклору и поэзию пестования, то есть фольклор, исполняемый взрослыми для детей. Во-вторых, не всегда фольклор, исполняемый детьми, является собственно детским творчеством, часто эти произведения заимствованы из взрослого фольклора или литературы. В-третьих, детский фольклор является естественной жизненной необходимостью в силу своих педагогических возможностей.
В начале XIX века многие исследователи обратились к фольклорному наследию народа. В 1837 году в «Сказаниях русского народа» И.П.Сахаров публикует детские игры, поэзию пестования. В том же году Е.А. Авдеева в «Записках и замечаниях о Сибири» дала живые зарисовки детского быта, игровые приговоры и обрядовые рацейки, а позднее издает сборник детских сказок. В 30-е годы многие литераторы понимали педагогическую ценность фольклора и писали, что игры – «азбука всякого знания; они – первая ступень великой лестницы наук и образованности!»
В 60-е годы обостряется интерес к фольклористике. Начинают издаваться педагогические журналы – «Воспитание», «Русский педагогический вестник», «Ясная поляна», «Учитель», в которых публикуются произведения детского фольклора.
Важным шагом в развитии «фольклористики детства» (термин С.Н. Дурылина) стал сборник «Детские песни» П.А. Бессонова, вышедший в 1868 году, в котором впервые представлены практически все жанры детского фольклора. Исследователь П.В. Шейн в сборнике «Русские народные песни» выделил детские песни в особый раздел, в который вошли 122 песни.
В 70-80-е гг. возрос интерес к детскому фольклору. Научную ценность представляют: «Детские песни на русские и малороссийский напевы» М.А. Мамонтовой (1872), «Сборник детских одноголосных песен и хороводных игр, положенных преимущественно на народные мелодии с аккомпанементом фортепиано» Ф. Фохта (1873-1874), «Гусельки» Н.Х. Весселя и Е.К. Альбрехта (1876), а также сборники В.Ф.Кудрявцева, К. Рябинского и П.С. Ефименко, А.Ф. Можаровского и Е.А. Покровского. Особо следует выделить работы Е.А. Покровского – «Детские игры преимущественно русские», 1887; «Физическое воспитание детей у разных народов преимущественно России», 1884; «Детские подвижные игры», 1892. Покровский рассматривал детские игры как незаменимую школу физического, умственного и нравственного воспитания.
В дореволюционной России был накоплен обширный материал по детскому народному творчеству, но теоретическое осмысление он не получил. К сожалению, известные сборники исследователей детского фольклора того времени имели ряд недостатков: мелодии песен записывались не от детей, а от взрослых; характер напева часто не совпадал с жанром песни; большинство песен обрабатывались и переделывались; не совпадала ритмическая структура напева с текстом; отсутствовали записи, сделанные с помощью фонографа, т. е. они не являются в полной мере научно достоверными.
Материал детского фольклора чрезвычайно многообразен и неоднороден, что вызывает необходимость его систематизации. Задача эта непростая, вследствие большого объема и разнообразия, входящих в него произведений.
Первая попытка систематизации детского фольклора была предпринята этнографом-собирателем детского фольклора конца девятнадцатого века П.В. Шейном. Он выделил детский фольклор в особый отдел и указал на разнообразие его видов. Исследователь поделил детский фольклор на два больших раздела: песни для самых маленьких, исполняемые взрослыми (колыбельные, потешки, прибаутки) и песни самих детей.
Широкое изучение детского фольклора началось после 1917 года. Воспитание детей было признано государственным делом, с чем и было связано возрастание интереса к народному творчеству. Произведения детского фольклора начинают включаться в школьные учебники. По научному уровню публикаций, исследований выделяются труды К.И.Чуковского, О.И. Капицы, Г.С. Виноградова.
К.И. Чуковский собрал богатейший материал для изучения поэтического творчества детей. Его исследования, объединенные позднее в книге «От двух до пяти», содержат материал большой научной ценности. Он разработал теорию жанра перевертышей.
В эти годы крупный этнограф, профессор Иркутского университета Г.С. Виноградов основательно занимался разработкой вопросов детского творчества. За двадцать лет он собрал огромное количество материала по детскому фольклору, подготовив его к публикации с научным обоснованием его художественной ценности. Начиная с 1922 года, выходят его работы «К изучению детских народных игр у бурят», «Детский народный календарь», «Детская сатирическая лирика», «Детский фольклор и быт», «Народная педагогика», «Русский детский фольклор: Игровые прелюдии», «Сечки». Г.С. Виноградов считал, что произведения, предназначенные для детей в первые годы жизни и исполняемые взрослыми, не относятся к детскому фольклору. Он включил их в творчество женщины-матери и пестуньи.
Большая роль в собирании и обобщении детского фольклора принадлежит фольклористу О.И. Капице. Лично и с помощью студентов она собрала более восьми тысяч текстов, организовала комиссию по детскому фольклору, выпустила ряд популярных сборников, статей, библиографических обозрений литературы по русскому и зарубежному фольклору. Результатом ее многолетней работы явилась книга «Детский фольклор» (1928). Это одна из наиболее глубоких и полных работ по детскому фольклору.
Много лет занимается собиранием детского фольклора исследователь Г.М. Науменко. Он изучил достаточно глубоко музыкальный детский фольклор. Предметом его исследований является только материал, исполняемый детьми. Собиратель издал несколько сборников с большим количеством произведений детского музыкального фольклора. В своих сборниках он делит детский музыкальный фольклор на три больших раздела — календарный, потешный, игровой.
В конце 50-х годов была опубликована работа В.П. Аникина «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор», написанная на высоком теоретическом уровне. Она предопределила три продуктивных направления в изучении детского фольклора: историко-генетическое, филологическое и функционально — педагогическое.
В работах фольклористов, этнографов, педагогов получили развитие все направления, указанные В.П. Аникиным, однако до сих пор остаются нерешенными ряд теоретических проблем, основной из которых является отсутствие общепризнанной классификации. Каждый исследователь выдвигает свою классификацию.
О.И. Капица теоретически обосновала заложенное еще в работе П.А. Бессонова деление детского фольклора по возрастной градации детей. Ее классификация учитывает и генезис поэзии. К детскому фольклору она относила и материнскую поэзию. Г.С. Виноградов решительно выступал против включения поэзии пестования в детский фольклор. Он считал ее особой областью фольклора взрослых. К детскому фольклору Виноградов относил только сказки, созданные детьми, а сказки, созданные взрослыми – к фольклору взрослых. Относительно сказок О.И. Капица имеет абсолютно противоположное мнение: она считает, что сказки, созданные детьми вообще не могут быть предметом исследования фольклористики.
В основе классификации г.С. Виноградова лежит бытовое назначение. Он выделял пять основных разделов детской народной поэзии: игровой фольклор, потешный фольклор, сатирическую лирику, бытовой фольклор и календарный.
Генетического принципа классификации придерживается В.П. Аникин. Он делит детский фольклор на поэзию взрослых для детей; произведения, выпавшие из фольклора взрослых и усвоенные детьми; собственно детское творчество.
В.А. Василенко провозглашает функциональный принцип классификации и выделяет: колыбельные песни, или байки; произведения, связанные с игровыми действиями; произведения, которые занимают детей словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий.
Исследователь детского фольклора М.Н. Мельников в своей книге «Русский детский фольклор», вышедшей в 1987 году, предлагает классификацию, которая опирается на принципы Г.С. Виноградова и учитывает принцип возрастной градации и некоторые другие положения работы О.И. Капицы.
«По назначению и характеру бытования» выделены четыре основные группы детского фольклора, а по общности поэтики, музыкального строя и бытовой функции внутри каждой группы выделяются самостоятельные жанры.
В колыбельный период воспитание детей зависит полностью от взрослых. Матери создали в педагогических целях п о э з и ю п е с т о в а н и я (материнскую поэзию), куда входят колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки.
Название песен, которыми убаюкивают ребенка, — колыбельные – произошло от основы «колыбать» (колыхать, колебать, качать, зыбать). От него же произошло — колыбель, коляска. В народном обиходе было и слово «байка» — от глагола «байкать» (баюкать, качать, усыплять). Колыбельная песня необходима для безболезненного перевода ребенка из состояния бодрствования в сон, одновременно способствует накоплению чувственных впечатлений, дает первичный запас слов, знакомит с окружающим миром. («Сон да Дрема», «Баю, баюшки, баю»).
В пестушках заложены выработанные многовековой педагогической практикой народа знания по физическому воспитанию детей. «Пестовать, — по словарю в.И. Даля, — (от питать? Или не от пясть ли, от носки на руках?), нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, воспитывать, ростить, холить, ходить за ним, быть дядькою, дядьковать…». Пестушки кратки и не всегда рифмованы. («Потягушеньки», «С гуся вода»).
Потешками принято называть особые забавы взрослых с малыми детьми, в которых используются различные части тела ребенка и взрослого. Многие потешки близки колыбельным песням, но характер их исполнения и бытовое назначение совершенно иные. Если мотив колыбельной успокаивает ребенка, то потешка должна развеселить, потешить, позабавить ребенка. Потешка сопровождается игровыми действиями и несет необходимую информацию («Сорока», «Ладушки»).
Прибаутками принято обозначать «смешной рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический характер». В детском фольклоре под этим названием объединяли стишки-песенки, которые развлекали или потешали детей. От потешек прибаутки отличаются тем, что не сопровождаются игровыми действиями («Пошла коза за орехами», «Кошка в лукошке», «Было у вдовушки восемь дочерей»).
Пестуньи часто пользуются докучными сказками. Этот термин ввел в научный обиход В.И. Даль в 1862 году. Под термином «докучная сказка» принято объединять шутки-балагурки сказочного характера, которыми сказочники развлекают детей или стараются отбить у них чрезмерный интерес к сказкам. Докучные сказки способствуют развитию выдержки, умеренности в желаниях, чувства юмора («Жили-были два гуся, вот и сказка вся!», «Во саду ли в огороде собачка гуляла», «У попа была собака»).
Все исследователи выделяют и г р о в о й фольклор. Детскую игру необходимо рассматривать как форму драматического отражения действительности, как «эмбрион детской народной драмы» (Мельников М.Н.). К ним он относит все формальные ролевые игры: без поэтического текста, с игровыми припевами, с игровыми приговорами, а также игры-импровизации, жеребьевые сговоры и считалки.
Следующий раздел детского фольклора – п о т е ш н ы й фольклор, или забавы, не связанные с драматическим действием. В него входят словесные игры, молчанки, голосянки, поддевки, сечки, скороговорки, небылицы-перевертыши, загадки.
К педагогическим функциям словесной игры относятся: познавательная, коммуникативно-речевая, нравоучительная, мнемоническая. Эстетическая и забавляющая функции словесной игры являются вторичными, производными от педагогических. Среди наиболее популярных известны: «Садовник», «Барыня», «Чепуха».
Повсеместное распространение имели игры «молчанка» и «голосянка». Суть «молчанки» заключается в том, чтобы после приговора не проронить ни единого слова («Кто слово промолвит, тот и съест»). Иногда молчанка служит для установления тишины. Смысл игры «голосянка» состоит в том, что группа ребят соревнуется, кто дольше протянет голосом какой-либо звук, не переводя дыхания: «Станем ли мы, братцы, голосяночку тянуть, а кто не дотянет, того самого-о-о-о-о».
В детском фольклоре есть жанры, для которых характерны многофункциональность (детские сказки, детские песни, страшилки), сочетание игровой и вербальной магической функций (заклички и приговоры, обрядовые песенки), нравоучительной и коммуникативно-речевой (дразнилки, прозвища). Все эти жанры, отражающие различные стороны детского быта, ученый относит к д е т с к о м у б ы т о в о м у фольклору.
Детские народные песни чрезвычайно разнообразны по своему содержанию, композиции, музыкальному строю и характеру исполнения. О.И. Капица выделяет три основные группы детских песен: 1) песни, заимствованные у взрослых и переработанные детьми в соответствии со своими вкусами и интересами; 2) песни – осколки, обрывки песен взрослых; 3) песни, целиком, без изменения, пришедшие от взрослых к детям.
По композиционному признаку все детские песни можно разделить на четыре основные группы: 1) песни диалогические, 2) песни кумулятивные, 3) песни с припевом, 4) песни-перегудки. Для каждой из этих групп характерна относительная общность поэтического построения, музыкального строя, происхождения и содержания.
К песням диалогическим относятся все песни, построенные в форме вопросов и ответов или взаимных реплик («Коза, коза, лубяные глаза, где ты была?», «Иван, Иван, что ты делает?»)
Самой распространенной группой являлись песни кумулятивные, т.е. сказки в стихах или сказочные песенки, по определению Можаровского. Основным признаком кумулятивных песен является постепенное, замедленное развитие сюжета по мере накопления новых образов и многократного их повторения («Было у вдовушки восемь дочерей», «Пошел козел за лыками»).
Произведения третьей группы представляют собой песни с припевом. В некоторых песнях припев по смыслу связан с запевом («Я поставлю кисель»), в других припев является лейтмотивом всей песни («Посадил дед редьку»). Иногда припев давал звучную музыкально-словесную орнаментовку повторением последнего слова строфы целиком или частями («Рубить, казнить комара»).
Четвертую группу детских песен составляют песенки-перегудки, которые имеют стройный сюжет или дают образные картинные описания («Ти-та-та, ти-та-та, пожалуйте решета»).
Широкое распространение в детской среде имели заклички и приговоры. Закличками принято называть стихотворные обращения детей к различным явлениям природы («Дождик, дождик, перестань», «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»), а приговорками – обращения к животным («Божья коровка, улети на небко», «Мышка, мышка, вылей воду»).
В крестьянской среде на Руси фамилии заменялись прозвищами, которые сохранялись до старости и вытесняли христианские имена. Традиция давать прозвища унаследована детьми от взрослых, но они пошли дальше и создали рифмованные прозвища: Андрей-воробей, Аркашка-таракашка. Рифмованные прозвища дали начало дразнилкам. Разница между ними в том, что прозвище прикрепляется в качестве устойчивого эпитета, а дразнилка применяется только к случаю («Ябеда-беда, тараканья еда», «дразнило — собачье рыло»).
Любимым жаром детского фольклора, бесспорно, является народная сказка. В детских сказках можно выделить три группы: 1) сказки взрослых для детей («Репка», «Теремок»); 2) ассимилированные детьми сказки взрослых («Заяц — хваста», «Кривая уточка»); 3) сказочные импровизации детей.
Страшилки, или страшные истории – это устные рассказы условно-реалистической или фантастической направленности, имеющие установку на достоверность. Г.И. Мамонтова выделяет следующие группы страшилок: 1) страшилки с трагическим исходом; 2) страшилки с благополучным исходом; 3) страшилки эффекта («Отдай мое сердце»); 4)страшилки-наоборот, т.е. те, которые вызывают не страх, а смех.
Значение детского фольклора велико. Детский фольклор является «почвой» для детской литературы, он питает и обогащает ее, является ценным средством воспитания человека. Интерес к детскому фольклору с каждым годом возрастает, появляются новые жанры, однако требуется дальнейшее изучение генезиса фольклора, его классификации, педагогических возможностей.