Использование народных промыслов и декоративно-прикладного искусства для привлечения внимания младших школьников на уроках ИЗО

Автор: Ковалкина Наталья Олеговна

Использование народных промыслов и декоративно-прикладного искусства для привлечения внимания младших школьников на уроках ИЗО

 

Ковалкина Н. О.

ГБОУ ВО СГПИ

 

Аннотация. В статье рассматривается применение народных промыслов и декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе на уроках изобразительного искусства для младших школьников. Особое внимание уделяется взаимодействию между теорией и практикой, а также важности формирования у школьников культурной идентичности и художественного вкуса через знакомство с народными традициями. Также представлены примеры эффективных заданий и проектов, которые помогают развить творческие способности детей и углубить их понимание художественных процессов.

Ключевые слова: народные промыслы, декоративно-прикладное искусство, младшие школьники, уроки изобразительного искусства, методы привлечения внимания, креативные подходы, традиционное народное творчество, развитие творческих способностей

 

В современном образовательном процессе важным аспектом является создание мотивации у учащихся к изучению искусства. Особенно это касается младших школьников, для которых уроки изобразительного искусства — это не только возможность проявить свои творческие способности, но и шанс познакомиться с богатым культурным наследием. Б.Т. Лихачев отмечает: «Художественное воспитание — целенаправленно осуществляемый процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, любить и оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности» [7;52]. Одним из наиболее эффективных способов привлечения внимания детей к урокам ИЗО является интеграция народных промыслов и декоративно-прикладного искусства.

Согласно Большому толковому словарю по культурологи Б.И. Кононенко, народно-художественные промыслы – это «одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий» [1] В педагогических трудах подчеркивается необходимость проведения уроков изобразительного искусства и технологии на такие темы, как «Русские народные промыслы», «Представления о красоте русского народа (внешней и духовной), отраженные в искусстве» [2]. Такого рода темы встречаются в рабочих программах и методических материалах Т.Я. Шпикаловой, Б.М. Неменского.

При знакомстве с этими искусствами дети не только учатся создавать красивые вещи, но и погружаются в историю и традиции своего народа. Например, такие направления, как гончарство, вышивка, резьба по дереву или роспись, позволяют школьникам не только самостоятельно создавать изделия, но и понимать значение каждого узора, цвета и техники.

На уроке ИЗО можно провести интерактивное занятие по теме «Русская роспись». Учитель рассказывает о том, как традиционные русские мотивы, такие как «гусячье перо» или «березки», вдохновляют современных художников. Затем дети могут самостоятельно нарисовать свои версии этих узоров, используя краски и акварельные техники. Так, наглядный пример народного искусства оживляет урок и делает его интересным.

 

Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Они вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Они все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняющие историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры. Применение техник декоративно-прикладного искусства в школе, связано с необходимостью развивать детей всесторонне, обеспечивать высокий уровень культуры, способствовать гармоничному развитию общества в целом и каждого отдельного ребенка [4, с.45].

Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей учитывать в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Л.А. Коменский, Д.Ж. Локк, Ж.Ж. Руссо, а позже К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и другие. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Коменский, например, в понятие природосообразности вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека, а именно: врожденного человеку стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию и т.д. Ж.Ж. Руссо, а затем Л.Н. Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них подхода в процессе воспитания.

Декоративно-прикладное искусство охватывает широкий спектр материалов и техник, которые могут быть использованы в учебном процессе. Оживление традиционных мастеровых искусств, таких как ткачество, создание керамики или изготовление народных кукол, позволяет детям экспериментировать с разными техниками и материалами. Это не только развивает мелкую моторику и художественное мышление, но и дает возможность детям увидеть результаты своих трудов.

 

«Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики».

Е. Флерина

 

Организация мастер-класса по изготовлению народных кукол «Матрёшка» может стать отличной идеей для урока. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Фигурка разнимается и представляет еще фигурку, точнее несколько. Дети смогут создать свои куклы, используя цветную бумагу, фломастеры и ткани. Это занятие не только будет увлекательным, но и позволит детям задуматься о значении матрёшки как символе русской культуры.

 

Формирование культурной идентичности

Изучение народных промыслов и декоративно-прикладного искусства способствует формированию у школьников чувства гордости за свою культуру. Учащиеся учатся ценить и уважать традиции, что помогает им развивать своё культурное мировоззрение. Важно также подчеркивать, что культура многогранна, и за пределами своей страны существуют разнообразные традиции и ремесла, обогащающие наш общий культурный фон.

Практические рекомендации для педагогов

1. Интеграция теории и практики: важно не просто рассказывать о народных промыслах, но и вовлекать детей в практическую деятельность непосредственно на уроках ИЗО.

2. Мастер-классы с мастерами: Приглашение профессионалов, которые могут продемонстрировать свои навыки и поделиться опытом, значительно увеличивает интерес детей.

3. Проведение выставок: Организация выставок работ учеников, созданных в рамках изучения народного искусства, позволит им почувствовать гордость за свои достижения.

4. Создание проектов: Поощрение детей к созданию собственных художественных проектов на основе изучения народных искусств. Это может быть выпуск общей работы, например, «Книга народных ремесел», в которую они внесут свои работы и описания.

 

Заключение

Использование народных промыслов и декоративно-прикладного искусства на уроках ИЗО — это не только способ сделать обучение более увлекательным и интерактивным, но и значит, что мы открываем детям двери в мир их культуры и традиций. Это способствует не только развитию творческих способностей, но и формированию ценностей, которые помогут им стать более уверенными в себе и уважительными к окружающему миру. Подобный подход в образовании важен для создания полноценной образовательной среды, способствующей гармоничному развитию личности.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[7;52] Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М., 1985. 176с.

[1] Большой толковый словарь по культурологии [Текст]: словарь / Б.И. Кононенко. — Москва: Вече: АСТ, 2003. — 511 с.

[2] Изобразительное искусство: 1-4 классы: рабочая программа / С.П. Ломов, Н.В. Долгоаршинных, С. Е. Игнатьев и др. — М.: Дрофа, 2017. — 41 с. [Электронный ресурс]. URL: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/dd3/dd3 c2779464439539568b0bcb924ab68.pdf (дата обращения: 4.06.2020).

[4, с.45] Афонькин С., Кошелев В. Вырезаем и складываем. – СПб.: ООО Издательский Дом «Кристалл». – С.120-127.

×
×