Автор: Евгеньева Любовь Александровна
v\:* {behavior:url(#default#VML);}
o\:* {behavior:url(#default#VML);}
w\:* {behavior:url(#default#VML);}
.shape {behavior:url(#default#VML);}
Normal
0
false
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-fareast-language:EN-US;}
Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда
Выполнила: Евгеньева Л.А
Учитель-логопед МАОУ СОШ №5
Г.Старая Русса, 2023
Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда
В настоящее время нейропсихология активно внедряется в психолого-коррекционную службу в сфере образования. И это не случайно, количество детей с нарушениями устной и письменной речи увеличивается год от года. Но это не значит, что с ребенком что-то не так, ребенок может быть здоров и физически и умственно, просто его мозг, который еще развивается (т.е. некоторые структуры головного мозга еще «недоформированны»), не справляется с нагрузкой. Чтобы помочь ребенку справиться с трудностями, нам, логопедам необходимо знание нейропсихологии.
Нейропсихология – это наука о взаимодействии высших психических процессов с работой головного мозга и его отделов (левого и правого полушария).
Нейропсихология относительно молодая область научного знания. Ее признанный создатель отечественный ученый А.Р. Лурия, имея неврологическое и психологическое образование, сумел соединить наиболее важные положения этих дисциплин в одно целое, результатом чего явилась нейропсихология. Он разработал теорию системной локализации психических процессов, являющуюся теоретической основой нейропсихологии.
Нейропсихология изучает:
· психологическую структуру, мозговую организацию неречевых ВПФ (различные виды неречевого гнозиса и праксиса) и речевой функции;
· нарушение речевой и других ВПФ, их диагностику и методы коррекционно-восстановительной работы в процессе развития, и в период зрелости; ·
· нарушения речевой и других ВПФ в зависимости от поражения мозга.
Нейропсихология позволяет понять мозговые механизмы различных нарушений развития, анализировать структуру дефекта пострадавших функций, понять структуру вторичных и первичных симптомов, для понимания компенсаторных перестроек и выборов методов, направленного воздействия.
Нейропсихологическое понятие речевой функции
Речь — это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, имеющею различные виды и формы.
В задачи нейропсихологии входят исследования различных форм патологии речи, возникающих при локальных поражениях головного мозга. Ни одна форма психической деятельности не формируется и не реализуется без прямого или косвенного участия речи. В рамках созданной А.Р. Лурии нейропсихологии, речевая функция рассматривается, как с точки зрения ее психологической особенности, так и мозговой организации. Подчеркивается сложная структура.
Речь, как и любая другая ВПФ осуществляется при участии трех основных блоков головного мозга:
1. Энергетический блок
Блок отвечает за активацию мозга. Если блок недостаточно развит, то ребенок быстро утомляется, так как его энергетического ресурса хватает ненадолго, хотя такие дети могут быть очень сообразительные. Для обеспечения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток. Справиться с этим помогают дыхательные упражнения, приемы массажа и двигательная коррекция.
2. Блок приема, переработки и хранения информации
Этот блок мозга обеспечивает фонематическое восприятие, необходимое для правильного различения звуков и букв. Несформированность данного блока приводит к проблемам с памятью и трудностью написания (например, зеркальное отображение букв).
3. Блок программирования, регуляции и контроля.
При недостаточном развитии 3 блока ребенок не может себя контролировать. Не может действовать по образцу.
Для правильного развития речи и других ВПФ очень важна согласованная работа всех трех блоков. Только согласованная работа полушарных систем мозга формирует полноценную работу психики человека. Если межполушарное взаимодействие не сформировано, то у ребенка происходит неправильная обработка информации, что в дальнейшем ведет к сложности в обучении. Одним из универсальных методов развития межполушарного взаимодействия является наука – кинезиология.
Кинезиология — это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.
Кинезиологические упражнения улучшают мыслительную деятельность ребенка, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшают качество речи. Упражнения желательно выполнять ежедневно в любом порядке, продолжительность занятия зависит от возраста.
Цель нейропсихологических упражнений:
· Развитие межполушарного взаимодействия
· Синхронизация работы полушарий
· Развитие речи
· Развитие моторики
· Развитие внимания, памяти, мышления
Доска Бильгау (балансир)
Одним из методов двигательной нейропсихологической коррекции является мозжечковая стимуляция. Она помогает развивать когнитивные функции, улучшая способ передачи информации между различными сенсорными зонами в мозге, все из которых основаны на чувстве равновесии, баланса. Все действия происходят на специально разработанной доске Бильгау. Ребенок стоит на поверхности доски, которая прикреплена на полукруглой основе, что и заставляет балансировать ребенка в попытках удержать равновесие, выполняя различные упражнения. Специальные ограничители регулируют наклон платформы. Стоя на доске, ребенок выполняет задания логопеда. Но чтобы у ребенка не было страха перед балансировочной доской, начинать надо с простых упражнений: залезь на доску спереди, сбоку. Можно использовать положение «сидя по-турецки». Для занятий на доске Бильгау используются и дополнительные аксессуары, мешочки разного веса и наполняемости, мяч на шнуре, напольная мишень, мячи разного размера и прыгучести. Какие упражнения можно использовать с применением аксессуаров? Мешочки разного веса с крупой, которые ребенок должен поймать или подкидывать двумя руками, поочередно правой и левой рукой, соответственно можно наполнять эти упражнения речевым материалом на автоматизацию и дифференциацию звуков.
Использование нейроскакалки
Нейроскакалки — это игрушки, которые производители называют тренажером для развития мозга. Такая игрушка состоит из обруча, который закрепляют на ноге, и палки длиной около 60 см с колесиком на конце. Одной ногой нужно вращать обруч, а второй — перепрыгивать через крутящуюся палку. В разных рекламных текстах о нейроскакалках написано примерно одно и то же: за счет несинхронных движений ног развиваются концентрация внимания и связь между полушариями мозга. Действительно, несинхронные действия развивают координацию. Во время параллельной работы парных конечностей, то есть рук или ног, одна из них автоматически копирует работу второй, это происходит неосознанно. Когда человеку приходится выполнять несинхронные движения — крутить обруч одной ногой и подпрыгивать на второй, он контролирует каждую ногу по отдельности, и это требует большей концентрации. При этом улучшается межполушарное взаимодействие, работа вестибулярного аппарата, гармонизуется работа мозга. А если еще и на каждый круг скакалки произносить автоматизируемые ряды, будем развивать левое полушарие.
Упражнения с кинезиологическими мячами
Мяч — это шар, идеальная космическая форма, самая совершенная геометрическая фигура, не имеющая ни начала, ни конца. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, что дает полноту ощущения формы. Недаром, немецкий педагог-философ Фридрих Фребель, отнес шар к великим дарам педагогики, назвав его «идеальным средством для упражнений». Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного тактильного анализаторов усиливает эффект занятий.
Благодаря использованию на индивидуальных и подгрупповых занятиях нейропсихологических приемов, в организме ребенка происходят положительные структурные изменения, которые способствуют развитию силы, равновесия, подвижности, а пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Всё это помогает преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, а так же даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.