Автор: Мережко Людмила Викторовна
Использование приема «Диаманта»
на уроках русского языка и литературы
Установление сходства и различий между двумя предметами или явлениями в логике называется сравнением. Это одна из познавательных операций, которым обучают детей еще в начальной школе. Помочь в этом может такой прием развития критического мышления через чтение и письмо, как диаманта.
Диаманту по-другому называют зеркальным синквейном.
Прием «Диаманта» способствует развитию критического мышления и творческих способностей обучающихся при изучении художественных произведений. Обучающимся предлагаю составить семистрочное «стихотворение» по определенной схеме:
1.Одно слово (тема; имя существительное; имя/фамилия героя)
2.Два слова (определение; прилагательные)
3.Три слова (действие; причастия)
4.Четыре слова (ассоциация к первой строке; существительные)
5.Три слова (действие, связанное с темой последней строки; причастия)
6.Два слова (определение, связанное с темой последней строки; прилагательные)
7.Одно слово (тема, противоположная теме первой строки; существительное)
Диаманта — учебный приём, с помощью которого можно сравнивать два понятия
Установление сходства и различий между двумя предметами или явлениями в логике называется сравнением. Это одна из познавательных операций, которым обучают детей еще в начальной школе. Помочь в этом может такой прием развития критического мышления через чтение и письмо, как диаманта.
Изображение Melk Hagelslag с сайта Pixabay
Диаманту по-другому называют зеркальным синквейном. Она действительно похожа на два синквейна, соединенных между собой.
Схема диаманты
1 строка — первая тема диаманты (первое понятие — имя существительное или словосочетание);
2 строка — два прилагательных или причастия, характеризующие первую тему диаманты;
3 строка — три глагола или деепричастия, подходящие по смыслу к первой теме диаманты;
4 строка — две фразы, которые описывают каждую тему диаманты и показывают их в сравнении;
5 строка — три глагола или деепричастия, подходящие по смыслу ко второй теме диаманты;
6 строка — два прилагательных или причастия, характеризующие вторую тему диаманты;
7 строка — вторая тема диаманты (второе понятие — имя существительное или словосочетание, которое сравнивают с первым).
Диаманту обычно составляют одновременно с начала и с конца — получается, что два понятия встречаются в центре, на четвёртой строке.
Примеры диаманты
Цифры прописывать не нужно, они не входят в форму диаманты, но значительно облегчают ее составление.
1 Старик
2 Безвольный, робкий
3 Отпускает, кликает, молит
4 Ищет милости; жаждет власти
5 Бранит, посылает, требует
6 Алчная, ненасытная
7 Старуха
Гринёв
Офицер.
Искренний,смелый.
Влюбляется,не отрекается,помилован.
«Береги платье снову, а честь смолоду».
Клевещет,оскорбляет,предаёт.
Лживый,трусливый.
Изменник.
Швабрин