Использование приема «Диаманта» на уроках русского языка и литературы

Автор: Мережко Людмила Викторовна

Использование приема «Диаманта»

на уроках  русского языка и литературы

Установление сходства и различий между двумя предметами или явлениями в логике называется сравнением. Это одна из познавательных операций, которым обучают детей еще в начальной школе. Помочь в этом может такой прием развития критического мышления через чтение и письмо, как диаманта.

Диаманту по-другому называют зеркальным синквейном. 

Прием «Диаманта» способствует развитию критического мышления и творческих способностей обучающихся при изучении художественных произведений. Обучающимся предлагаю составить семистрочное «стихотворение» по определенной схеме:

 

1.Одно слово (тема; имя существительное; имя/фамилия героя)

2.Два слова (определение; прилагательные)

3.Три слова (действие; причастия)

4.Четыре слова (ассоциация к первой строке; существительные)

5.Три слова (действие, связанное с темой последней строки; причастия)

6.Два слова (определение, связанное с темой последней строки; прилагательные)

7.Одно слово (тема, противоположная теме первой строки; существительное)

 

Диаманта — учебный приём, с помощью которого можно сравнивать два понятия

Установление сходства и различий между двумя предметами или явлениями в логике называется сравнением. Это одна из познавательных операций, которым обучают детей еще в начальной школе. Помочь в этом может такой прием развития критического мышления через чтение и письмо, как диаманта.

 

Изображение Melk Hagelslag с сайта Pixabay

Диаманту по-другому называют зеркальным синквейном. Она действительно похожа на два синквейна, соединенных между собой. 

Схема диаманты

1 строка — первая тема диаманты (первое понятие — имя существительное или словосочетание);
2 строка — два прилагательных или причастия, характеризующие первую тему диаманты;
3 строка — три глагола или деепричастия, подходящие по смыслу к первой теме диаманты;
4 строка — две фразы, которые описывают каждую тему диаманты и показывают их в сравнении;
5 строка — три глагола или деепричастия, подходящие по смыслу ко второй теме диаманты;
6 строка — два прилагательных или причастия, характеризующие вторую тему диаманты;
7 строка — вторая тема диаманты (второе понятие — имя существительное или словосочетание, которое сравнивают с первым).

Диаманту обычно составляют одновременно с начала и с конца — получается, что два понятия встречаются в центре, на четвёртой строке.

Примеры диаманты

Цифры прописывать не нужно, они не входят в форму диаманты, но значительно облегчают ее составление.

1 Старик
2 Безвольный, робкий
3 Отпускает, кликает, молит
4 Ищет милости; жаждет власти
5 Бранит, посылает, требует
6 Алчная, ненасытная
7 Старуха

Гринёв

Офицер.
Искренний,смелый.
Влюбляется,не отрекается,помилован.
«Береги платье снову, а честь смолоду».
Клевещет,оскорбляет,предаёт.
Лживый,трусливый.
Изменник.

Швабрин

×
×