Автор: Литвинова Екатерина Игоревна
Использование приемов активного слушания как способ работы с устным текстом
Выполнила: Литвинова Е.И. библиотекарь МКУК «ГКБЦ» (ГП) филиал №1
Проблемы обучения слушанию чрезвычайно важны, так как именно этот вид речевой деятельности позволяют человеку непосредственно вступать в общение и через него в социально-общественные отношения. [6, c. 44]
Говоря об активном слушании, трудно передать весь его смысл. Активным слушанием называют восприятие чужой речи, при которой идет прямое и непрямое взаимодействие между участниками процесса. Человек как бы включается в процесс разговора, он слышит и осознает значение слов говорящего, воспринимает его речь.
Работать с устным текстом значит «понимать сказанное однократно в нормальном темпе, задавать восполняющие вопросы, связанные с выяснением новых знаний и уточняющие вопросы, направленные на выяснение истинности или ложности суждений». Трудно назвать лингвиста, психолога, методиста, который не признавал бы значения говорения и слушания в учебной деятельности учащихся. Но работ, посвященных обучению слушанию и говорению как видам речевой деятельности, не так уж много. Поэтому существует необходимость в решении проблемы обучения учащихся слушанию, в основе которой лежит формирование умений, необходимых для восприятия, понимания и устного воспроизведения содержания текста, воспринимаемого на слух, а также для составления собственных устных высказываний.
Объект работы: работа с устным текстом в начальной школе.
Предмет работы: использование приемов активного слушания как способа работы с устным текстом в начальной школе.
Цель: исследование возможности использования приемов активного слушания как способа работы с устным текстом в начальной школе.
Задачи:
1.проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. изучить и описать существующие приёмы активного слушания в различных сферах;
3. определить приемы активного слушания, используемые для работы с устным текстом.
Текст является главным источником информации, получаемой учащимися в ходе учебной деятельности. Текст бывает двух видов: устный и письменный. Работа с устным текстом позволяет учащимся научиться понимать сказанное однократно в нормальном темпе, задавать восполняющие вопросы, связанные с выяснением новых знаний и уточняющие вопросы, направленные на выяснение истинности или ложности суждений. Один из способов работы с устным текстом является активное слушание.
Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются невидимые связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, делающее процесс общения более эффективным. Слушание бывает пассивным и активным [3, с. 67]. Термин «активное слушание» ввела известный психолог Юлия Гиппенрейтер. Активное слушание – это эффективный способ получить максимум информации от собеседника, позволяющий точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений. Основной целью активного слушания всегда является возможность получить как можно больше исчерпывающей информации.
Юлия Борисовна Гиппенрейтер в книге «Чудеса активного слушания» выделяет следующие приемы активного слушания. [1, c. 3]
«Пауза» – это просто пауза. Она даёт собеседнику возможность собраться с мыслями, обдумать информацию. «Уточнение» – это просьба уточнить или разъяснить что-либо из сказанного. Основная цель заключается в извлечении правдивой и максимально полной информации по теме беседы, а также налаживании контакта с партнером. «Пересказ» (парафраз) – это попытка слушателя кратко и своими словами повторить изложенное собеседником только что. «Повтор» (эхо) – дословное повторение того, что произнес собеседник. «Развитие мысли» – попытка слушателя подхватить и продвинуть далее ход основной мысли собеседника. «Сообщение о восприятии» – по итогу беседы или в ее процессе слушатель сообщает о том впечатлении, которое произвел на него вербальный партнер и сам разговор. «Замечания о ходе беседы» – попытка слушателя сообщить о том, как, на его взгляд, можно осмыслить беседу в целом.
Методом наблюдения было выявлено, что учителя на уроках литературного чтения при работе с устным текстом используют приемы активного слушания «Пауза», «Пересказ», «Уточнение», «Сообщение о восприятии». Учителя применяют прием «Пауза» во время чтения рассказа для того, чтобы учащиеся смогли обдумать, что он сам думает на тему рассказа, сформулировать свое отношение, свое мнение. Учителя, когда видят, что при работе с устным текстом учащимся трудно отвечать на вопросы сразу, ведя с ними беседу задают уточняющие вопросы, применив прием «Уточнение». Когда учитель кратко и своими словами повторяет изложенное учащимся, при этом выделил и подчеркнул главную на его взгляд мысль, значит он использует прием «Пересказ». На уроке учителя используют прием «Развитие мысли», когда у учащихся возникают трудности при пересказе текста. Чтобы в этом случае помочь ребенку, учитель продолжает его мысль, высказывает свое предположение, что он хотел сказать далее. Приемом «Сообщение о восприятии» учителя постоянно пользуются, например, выслушивая рассказ ученика, поддакивает и смотрит ему в глаза.
Данное исследование рассматривает важнейшую методическую проблему — обучения учащихся слушанию, в основе которой лежит формирование умений, необходимых для восприятия, понимания и устного воспроизведения содержания текста, воспринимаемого на слух, а также для составления собственных устных высказываний.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, было определено, что текст является главным источником информации, получаемой учащимися в ходе учебной деятельности. На уроках в начальной школе имеет место быть работа с устным текстом, которая является очень важной работой над умением учащихся задавать вопросы, связанные с услышанным текстом. Один из способов работы с устным текстом является активное слушание. Оно позволяет сохранять понимание мыслей учащихся в обсуждении текста, также позволяет понять, что учащиеся очень внимательны к тому, что им прочитал, сказал учитель. Внимание учащихся нужно организовывать, здесь важны приемы активного слушания.
В ходе исследования было выявлено, что учителя используют приемы активного слушания, значит использование приемов активного слушания на уроках в начальной школе при работе с устным текстом возможно и необходимо, т.к. это позволяет точнее понимать состояние, чувства и мысли, обучающихся после слушания текста.
Список используемой литературы
1. Гиппенрейтер, Ю. Б. «Чудеса активного слушания»: АСТ; Москва, 2014. — 80 с.
2. Мишечкина, Н. А. Разбор понятия «устная монологическая речь» // Молодой ученый. — 2018. — №19. — 370-373 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология : Учебник для высших учебных заведений. —5-е изд., испр. и доп. — М. : Аспект Пресс, 2010. – 375 с.
4. Атватер, И. «Я Вас слушаю: Советы руководителю, как правильно слушать собеседника /Атватер И. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 110 с.
5. Гиппентрейтер, Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? — М. : Астрель, 2009. – 314 с.
6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. 14-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 544 с.
7. Старшенбаум, Г., Энциклопедия начинающего семейного психолога «Издательство АСТ», 2019 – 760 с.