ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Автор: Юлия Максимовна Малышева

1 слайд. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции.

Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира.  Всего этого невозможно достичь, если у учащегося уже в начальной школе не будет сформирована учебная мотивация. В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает в числе прочего «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого …, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности».

Проблема мотивации исследуется достаточно широко.  На протяжении XX в. ею занимались многие ученые. Так, общие вопросы формирования и развития мотивации исследовали Лидия Ильинична Бoжoвич, Алексей Николаевич Леонтьев, исследованием мотивационных аспектов учебной деятельности занимались Аэлита Капитоновна Маркова, Наталья Владимировна Афанасьева, Маргарита Викторовна Матюхина и др.  Но, несмотря на большое количество исследований в этой области, а также обращения ряда авторов к изучению особенностей мотивации учения у младших школьников, данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах.

Современному педагогу необходимо знать и владеть различными приемами мотивации учащихся на уроке с целью повышения эффективности учебного процесса.

Все выше сказанное определило выбор темы дипломной работы.

2 слайд. Объект и предмет исследования представлены на слайде. Цель данного исследования – теоретически обосновать и практически доказать необходимость использования на уроках обучения грамоте в 1 классе разнообразных приемов, которые будут способствовать формированию учебной мотивации младших школьников.

3 слайд. Задачи исследования представлены на слайде.

В §  1.1. для рассмотрения механизмов формирования мотивации у  учащихся были рассмотрены следующие категории мотивации учения: мотив, мотивация, мотивационная сфера, учебно-познавательный мотив.

4 слайд. По отношению к понятию «мотив» более широким является понятие «мотивация». Мотивацию рассматривают как целенаправленный процесс побуждения; реализацию в действии и в поведении потребности, влечение, эмоции, инстинкты; внутренняя причина действия и поведения человека

5 слайд. Мотивацию следует отличать от мотивационной сферы личности человека, которая тоже представляет собой определённую совокупность мотивов. Мотивационная сфера характеризуется совокупностью мотивов, представляющих собой мотивационную систему.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, – в данном случае в деятельность учения, учебную деятельность

Таким образом, анализ литературных источников показал, что понятие «мотив» является основным в исследованиях мотивационной сферы субъекта, базовые понятия «мотив» и «мотивация» используются в разных смыслах.

Формировать мотивацию – это значит не заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося. Таким образом, каждый этап урока учителю следует наполнять психологическим содержанием. Ибо каждый этап – это специфическая по своему мотивационному содержанию психологическая ситуация.

6 слайд. В §1.2. мы рассмотрели мотивационный цикл, позволяющий педагогу сделать максимально эффективным каждый этап урока в начальной школе.

А для этого необходимо включать в урок разнообразные приемы мотивации. Их мы рассмотрели в § 1.3.

7 слайд.  На страницах 15-24 описаны такие приемы, как «Линия времени», Образовательная стратегия, «Оратор», «Кумир», «Профи», «Лови ошибку» и т.д.

Перечисленные выше приемы мотивации младшего школьника побуждают все виды познавательных мотивов, вызывают разного рода положительные эмоции от новых более «взрослых» форм работы, от новых типов взаимоотношений с учителем, создают атмосферу непринужденности и раскованности школьников на уроках, активизируют процессы целеполагания, когда школьники не боятся ставить самостоятельные цели.

8 слайд. В соответствии с темой дипломной работы была проведена диагностика уровня школьной мотивации учащихся 1а класса.

Базой исследования – МБОУ СОШ № 1 г. Верхняя Салда.

Испытуемыми являлись ученики 1а класса, средний возраст – 7-8 лет. Общая численность участников – 30 человек. Цель диагностики – выявление отношения младших школьников к школе; определение уровня их учебной мотивации.

Опрос был проведен фронтально в письменной форме. Школьники отвечали на десять мотивационных вопросов.

9 слайд.   Аналитическая деятельность позволила выделить 5 основных уровней школьной мотивации:

1.Дети набравшие 25-30 баллов- высокий уровень мотивации.

2. Дети набравшие 20-24 балла — уровень мотивации выше среднего.

3. Дети набравшие .15-19 баллов — средний уровень.

4.Дети набравшие 10-14 баллов — уровень мотивации ниже средней.

5. Дети набравшие 0-9 баллов – низкий уровень мотивации. 

10 слайд. Результаты диагностики представлены в диаграмме.

Таким образом, проанализировав ответы учащихся 1а класса, можно сделать вывод: уровень школьной мотивации в данном классе преимущественно средний. У этих детей положительное отношение к школе, есть большое количество причин посещать учебное заведение, даже учитывая то, что эти причины скорее имеют внеклассный характер. Можно сказать, что учителя работали с учениками и их родителями по развитию интереса к школе, включали разнообразные формы и методы работы в учебно-воспитательный процесс, использовали различные приемы и способы развития школьной мотивации, но не в полном объеме. Работу по развитию школьной мотивации этих учащихся, безусловно, необходимо продолжать.

Однако в 1 классе есть учащиеся, которые имеют высокий уровень мотивации. Школа приносит им удовольствие, поэтому необходимо поддерживать их уровень и мотивировать других на достижение такого же уровня.

Также в исследуемом классе есть обучающиеся, уровень мотивации которых слишком низок. На таких младших школьников следует обратить большее внимание, чтобы исправить их отношение к школе и к учебному процессу в целом.

11 слайд. Для повышения уровня мотивации в 1 классе было решено использовать на каждом занятии обучения грамоте различные приемы, применяя их на всех этапах урока, так как важно, чтобы у обучающихся в течение всего урока был интерес к учебной деятельности.

На этапе мотивации (самоопределения) к учебной деятельности учителю важно создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». На этом этапе были использованы следующие приемы мотивации: «Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок».

«Рифмованное начало урока». Например, на уроке по теме «Сказка: волшебство или реальность?» в начале урока была использована цитата Александра Грина «Мы любим сказки, но не верим в них». Этот прием помогает детям задуматься над будущей темой и порассуждать над мыслями великих людей, что мотивирует их продолжать вникать в суть урока.

17 слайд. На этапе актуализации и пробного учебного действия перед учителем стоит цель, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения. На этом этапе были использованы следующие приемы:

«Проблемный вопрос или ситуация».

«Блиц-опрос».

«Анализ выполнения домашнего задания».

«Ряд ассоциаций».

Прием блиц-опрос наиболее эффективно удалось представить на уроке по теме «Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв», потому что алфавит детям уже знаком, поэтому у них уже были некоторые знания. Ясно было видно, что каждый ребенок начинает видеть ценность именно его ответа, что побуждало их отвечать чаще.

18 слайд. Этап выявления места и причины затруднения – самый трудный как для ученика, так и для учителя, т.к. основная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания. На этом этапе самым эффективным и часто используемым приемом было задание с использованием неизвестных для учеников материалов. Этот прием показывает учащимся, что именно им неизвестно и побуждает задавать вопросы. Таким образом, они четко выделяют место и причину собственного затруднения и готовы к переходу на следующий этап урока.

19 слайд. Этап построения проекта выхода из затруднения проходит хорошо, если на предыдущем этапе дети четко зафиксировали затруднение. Учителю остается только направить детей к формулировке главных целей и темы урока, выбору способа разрешения проблемы, выбору метода и средств. На этом этапе также использовался прием под названием «Отсроченная отгадка». До объявления темы учитель предлагает необычный факт, комментарий, который показывает тему урока, но не называет ее. Данный прием у учащихся получался не всегда, так как иногда их мысли, наоборот, уходили от главной темы. Например, на уроке «Понятие «Тема произведения»» был использован факт: «В каждом литературном произведении есть что-то, что раскрывает автор через события, которые он описывает». Этот факт, наоборот, сбил учащихся с нужного хода мыслей, что привело к тому, что пришлось вносить коррективы в ход урока, чтобы учащиеся правильно поняли изложенный им материал.

Для построения проекта выхода из затруднения ученикам необходимо составить план, по которому они должны двигаться в течение оставшегося урока для этого использовались приемы, перечисленные на слайде ниже. Приемы «Перемешанный план» и «Найди окончание плана» были использованы почти на всех уроках обучения грамоте, каждый раз проходили успешно для учителя и интересно для учащихся.

20 слайд. Этап реализации построенного проекта важно строить в соответствии с планом, который был построен на предыдущем этапе. На нем были использованы следующие приемы: «Упражнения на развитие визуального, аудиального восприятия».

«Классификация».

«Резюме». Прием резюме особенно понравился ученикам на уроке «Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв», так как ученики составляли своего рода резюме для каждой буквы. Это позволило проявить творческие способности и при этом усвоить новый и уже пройденный материал.

21 слайд. На этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики решают задания по-новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.

На этом этапе было использовано большое количество приемов, так как важно сделать первичное закрепление для учеников наиболее интересным, чтобы полученные знания запомнились им как можно лучше:

«Реклама».

«Лови ошибку».

«Вопрос к тексту».

«Свои примеры»

«Я беру тебя с собою»

Примем «Вопрос к тексту» позволяет заострить внимание учеников на смысле прочитанного ими. Таким образом, у детей развивается смысловое чтение.

Этот прием стал использоваться на каждом уроке после темы «Главная мысль произведения», так как после него учащиеся могли отвечать не на простые вопросы из текста, а искать главную мысль и вычленять самое главное.

22 слайд. Этапу самостоятельной работы с самопроверкой по эталону важно уделить особое внимание при подготовке к уроку, так как необходимо создать ситуацию успеха для каждого ученика. На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга. Приемы, которые использовались на этом этапе представлены на слайде. На этом этапе самым интересным приемом для учащихся оказался прием «Реставратор». Особенно успешно он проявился на уроке «Фольклорная и литературная (авторская) сказка: сходство и различия». Учащимся был предложен маленький текст, в котором были пропущены слова по данной теме. Ответы учеников хоть и различались, но в целом давали четкое понятие о том, кто как понял тему урока.

23 слайд. Этап включения в систему знаний и повторения нужен ученикам для того, чтобы зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему. Самыми эффективными стали приемы: фантазер и автор.

24 слайд. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке нужен для того, чтобы ученики соотнесли цели, которые они ставили на уроке, и результаты своей деятельности.

Этот этап является самым объемным по количеству приемов, в него входят такие приемы, как: «Лесенка успеха».

«Светофор настроения», «Дерево настроения», «Дом настроения», «Млечный путь».

Цветные поля

«Паутинка»

«Комплимент»

«Незаконченные предложения».

Из всех приемов на этапе рефлексии хочется выделить прием «Комплимент». Вне зависимости от темы урока именно он позволял детям оценить друг друга так, чтобы никого не обидеть, а, наоборот, мотивировать на дальнейшую учебную деятельность.

Помимо перечисленных выше приемов были и те, которые использовались не на одном этапе, а иногда и на протяжении всего урока. Они представлены на страницах 43-44.

25 слайд. После проведённых уроков с использованием множества различных приемов мотивации учащимся снова была предложена анкета Воробьевой Т.В.

Цель повторной диагностики – выявление изменений отношения младших школьников к школе; повторное определение уровня их учебной мотивации.

Результаты повторной диагностики представлены в диаграмме.

26 слайд. Сравнивая результаты первой и повторной диагностик, можно сделать вывод: уровень школьной мотивации в данном классе изменился. Сравнительные результаты первой и повторной диагностик представлены в диаграмме (Рисунок 3).

Таким образом, можно сделать вывод, что использование различных приемов мотивации на уроках обучения грамоте положительно влияет на интерес детей к учебе. Учащиеся с большим желанием стали работать на уроках, даже те ученики, которые неохотно отвечали на вопросы учителя, со временем стали активно вступать в дискуссии. У большинства учащихся появились любимые приемы, а уроки стали более творческими и активными.

Таким образом, гипотеза, поставленная в начале исследования: включение в уроки обучения грамоте разнообразных приемов будет способствовать формированию мотивации обучающихся 1 класса, – нашла свое подтверждение.

Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к изучаемому предмету. Только грамотный выбор приемов, их обоснованное сочетание, учет методических особенностей использования смогут способствовать формированию учебной мотивации учащихся. 

×
×