Автор: Голубёнкова Елизавета Сергеевна
Использование проектного метода на уроках русского языка.
Цель уроков русского языка – воспитание языковой грамотности.
Задачи преподавания предмета:
— дать определенный программой круг знаний по русскому языку, выработать умение применять их;
— сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
— сформировать умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Введение в систему уроков русского языка метода проектов предполагает ограниченное сочетание репродуктивного метода изложения нового материала и методов проблемного обучения. Моя задача – изложить материал в максимально короткой и ёмкой форме. Это позволит сэкономить время для работы над проектом. Цикл состоит из 10-20 уроков, вмещает несколько этапов работы. На первом уроке я называю общую тему проектов «Изменения в природе». В течение 2-3 минут методом мозгового штурма ребята предлагают конкретные темы.
Во время второго урока формируются группы. В результате школьники останавливаются на пяти проектах, разработка которых осуществляется на следующих уроках:
· «Стихи русских поэтов о временах года» — литературно-музыкальная композиция.
(групповой проект)
· «Первый снег» — выпуск школьной газеты» (групповой проект)
· «Любимые стихи»- создание антологии (групповой проект)
· Картина Ю.Ю.Клевера «В парке Гатчинского дворца»-описание картины- (индивидуальный проект).
· Сочинение собственного стихотворения (индивидуальный проект).
· «Зима наступила!»- создание презентации (индивидуальный проект).
Все тексты, которые анализируются на уроках, могут быть использованы при работе над проектами. В процессе выполнения заданий дети значительно расширяют свой словарный запас, знания в области средств художественной выразительности, учатся выразительно читать тексты, выступать с презентацией проекта, внимательно слушать и задавать вопросы.
При подготовке к презентации проектов особое внимание уделяем наиболее значимым аспектам темы, что позволяет совершенствовать умение выделять главное и второстепенное, учимся работать со словарями, справочной литературой и библиотечным каталогом.
В зависимости от изучаемой темы выбираю тип проекта (информационный, практико-ориентированный, творческий, ролевой). В рамках изучения лексики предлагаю практико-ориентированные проекты: «Имена и фамилии моего класса», «Устаревшие слова» и т. д.. Изучая тему «Имя числительное», — групповые проекты «Статистический портрет класса», где ребята, используя имена числительные рассказывают о своих увлечениях. «Творческая самопрезентация» — проект, предложенный при изучении темы «Официально-деловой стиль». При знакомстве с вводными словами пятиклассники выполняют проект «Как приготовить моё любимое блюдо», а шестиклассники – «Как писать сочинение». На презентации ребята учатся ориентироваться в ситуации, учитывать особенности аудитории, публично выступать. (Приложение № 1 на диске)
Кроме краткосрочных и долгосрочных проектов практически на каждом занятии по новой теме я использую минипроекты. Это самостоятельная трансформация правила в форму схемы, таблицы, рисунка. Способ передачи информации (чётко, логично или неточно, небрежно) отражает качество её освоения. Важно, чтобы каждый из учащихся нашёл «свой» графический язык: научился сжато и в то же время полно отражать правило. Только после такой формы работы выполняются тренировочные упражнения. На этом этапе организуется взаимодействие в парах или микрогруппах: ученики, показавшие худший результат объясняют материал одноклассникам, которые экзаменуют отвечающего и оценивают его. Критерии оценки чётко оговариваются до начала работы в группах. Затем проводится контрольное оценивание, и его результаты сравниваются с результатами на листах оценок. Принцип взаимного обучения используется на уроке и при самостоятельном составлении заданий учениками (словарные диктовки, подбор примеров на определённое правило или понятие). Чтобы подготовить задание для другого ученика, необходимо самому разобраться в предметной теме, поэтому качество усвоения материала возрастает.
Такие занятия начинаю с трансформации привычного для ученика учебного пространства (перестановка парт, перемена мест), так как расстановка учебных мест должна располагать к диа- и полилогу. Но прежде чем ученик изменит привычное рабочее место, он должен точно знать, зачем он пересаживается, иначе будет потеряна дисциплинарная составляющая урока.