Использование проектного метода на уроках русского языка.

Автор: Голубёнкова Елизавета Сергеевна

Использование проектного метода на уроках русского языка.

Цель уроков русского языка – воспитание языковой грамотности.

Задачи преподавания предмета:

     дать определенный программой круг знаний по русскому языку, выработать умение применять их;

     сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки;

     сформировать умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

Введение в систему уроков русского языка метода проектов предполагает ограниченное сочетание репродуктивного метода изложения нового материала и методов проблемного обучения. Моя задача – изложить материал в максимально короткой и ёмкой форме. Это позволит сэкономить время для работы над проектом. Цикл состоит из 10-20 уроков, вмещает несколько этапов работы. На первом уроке я называю общую тему проектов «Изменения в природе». В течение 2-3 минут методом мозгового штурма ребята предлагают конкретные темы.

Во время второго урока формируются группы. В результате школьники останавливаются  на  пяти проектах, разработка которых осуществляется на следующих уроках:

·      «Стихи русских поэтов о временах года» — литературно-музыкальная композиция.

(групповой проект)

·      «Первый снег» — выпуск школьной газеты» (групповой проект)

·      «Любимые стихи»- создание антологии (групповой  проект)

·      Картина Ю.Ю.Клевера «В парке Гатчинского дворца»-описание картины- (индивидуальный проект).

·      Сочинение собственного стихотворения (индивидуальный проект).

·      «Зима наступила!»- создание презентации (индивидуальный проект).

Все тексты, которые анализируются на уроках, могут быть использованы при работе над проектами. В процессе выполнения заданий дети значительно расширяют свой словарный запас, знания в области средств художественной выразительности, учатся выразительно читать  тексты, выступать с презентацией проекта, внимательно слушать и задавать вопросы.

При подготовке к презентации проектов особое внимание уделяем наиболее значимым аспектам темы, что позволяет совершенствовать умение выделять главное и второстепенное, учимся работать со словарями, справочной литературой и библиотечным каталогом.

В зависимости от изучаемой темы выбираю тип проекта (информационный, практико-ориентированный, творческий, ролевой). В рамках изучения лексики  предлагаю практико-ориентированные проекты: «Имена и фамилии моего класса», «Устаревшие слова» и т. д.. Изучая тему «Имя числительное», —  групповые проекты «Статистический портрет класса», где ребята, используя имена числительные рассказывают о своих увлечениях. «Творческая самопрезентация» — проект, предложенный при изучении темы «Официально-деловой стиль». При знакомстве с вводными словами пятиклассники выполняют проект «Как приготовить моё любимое блюдо», а шестиклассники – «Как писать сочинение». На презентации ребята учатся ориентироваться в ситуации, учитывать особенности  аудитории, публично выступать. (Приложение № 1  на диске)

Кроме краткосрочных и долгосрочных проектов практически на каждом занятии по новой теме я использую минипроекты. Это самостоятельная трансформация правила в форму схемы, таблицы, рисунка. Способ передачи информации (чётко, логично или неточно, небрежно) отражает качество её освоения. Важно, чтобы каждый из учащихся нашёл «свой» графический язык: научился сжато и в то же время полно отражать правило. Только после такой формы работы выполняются тренировочные  упражнения. На этом этапе организуется взаимодействие в парах или микрогруппах: ученики, показавшие худший результат объясняют  материал одноклассникам, которые экзаменуют отвечающего и оценивают его. Критерии оценки чётко оговариваются до начала работы в группах.  Затем проводится контрольное оценивание, и его результаты сравниваются с результатами на листах оценок.  Принцип взаимного обучения используется на уроке и при самостоятельном составлении заданий учениками (словарные диктовки, подбор примеров на определённое правило или понятие).  Чтобы подготовить задание для другого ученика, необходимо самому разобраться в предметной теме, поэтому качество усвоения материала возрастает.

Такие занятия начинаю с трансформации привычного для ученика учебного пространства (перестановка парт, перемена мест),  так как   расстановка учебных мест должна располагать к диа- и полилогу. Но прежде чем ученик изменит привычное рабочее место, он должен точно знать, зачем он пересаживается, иначе будет потеряна дисциплинарная составляющая урока.

 

×
×